Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Новая орбита «Юпитера»

2007

Эффективный собственник, сделав ставку на диверсификацию бизнеса, сумел с максимальной отдачей использовать потенциал бывшего советского предприятия

Типичные черты крупных производств советского генезиса – квалифицированный технический персонал, морально устаревший парк оборудования и неуклюжий менеджмент, не умеющий адаптироваться в усложнившихся условиях существования. Это триединство привело к банкротству не одну тысячу российских промышленных предприятий, многие из которых так и не смогли всплыть. К примеру, в Новгородской области, о которой пойдет речь, из 520 обанкроченных предприятий треть до сих пор числятся в несостоятельных должниках.

На их фоне история возрождения валдайского оптико-механического завода «Юпитер» выглядит настоящей success story. Предприятие не просто выстояло, но вернуло себе статус градообразующего, обеспечивая 65% объема промышленного производства Валдайского района. По утверждению аналитиков, с экспортными возможностями «Юпитера» в регионе могут соперничать только лесоперерабатывающие предприятия с участием иностранного капитала. Секрет успеха, в общем-то, прост – пришедший вовремя эффективный собственник, сделав ставку на диверсификацию бизнеса, сумел с максимальной отдачей использовать потенциал отставшего от времени завода.

На одной ноге

Изначально «Юпитер» был обречен на монопроизводство: он построен в 1973 году специально для выпуска разработанных еще в 1944 году объективов «Гелиос-44М-5» (сердце знаменитого фотоаппарата «Зенит»). Валдайское предприятие стало самым крупным производителем этой продукции, поставляя подмосковному Красногорскому механическому заводу до 60 тыс. «Гелиосов» в месяц.

Но, как известно, отечественный «Зенит» не выдержал натиска азиатских «мыльниц». «Юпитер» простоял на одной «оптической ноге» сколько смог – в 1990-х годах его фактическим владельцем стал Красногорский завод, и какое-то время технологическая кооперация двух предприятий сохранялась. Но чувство самосохранения оказалось сильнее чувства собственника: в Красногорске стали делать свою оптику, оставив «Юпитер» за бортом.

«Даже сейчас жутковато вспоминать те времена, – говорит начальник управления персоналом компании „Юпитер“ Любовь Богданова. – Расставшись с Красногорским заводом, нам пришлось сократить численность сотрудников с 3 тыс. до 1700 человек. Но и этот персонал был избыточным исходя из объемов заказов. Пришлось провести массовое сокращение еще раз. На заводе осталось 640 человек – профессионалов самого высокого уровня, без которых производство просто не смогло бы работать».

Кредиторская задолженность более 40 млн рублей, в том числе больше 3 млн зарплаты, для градообразующего предприятия было делом нешуточным, банкротство – неминуемым. К счастью, руководству завода удалось сохранить не только костяк коллектива, но и имущественный комплекс, не растерять основные средства.

В 1999 году обанкроченный завод был приобретен на аукционе петербургским холдингом «Ланк», специализирующимся на дистрибуции компьютерной техники в Россию и экспорте продукции отечественных оптических предприятий. «Зарубежный рынок требовал быстрой реакции на запросы потребителей. Но, работая с российскими оптическими заводами, мы убедились, что наши заказы для них оставались на втором плане, они были не готовы переходить на более мобильный стиль работы. Поэтому было принято решение о приобретении собственных мощностей», – говорит представитель собственника – член совета директоров компании «Юпитер» Нина Коваленкова. По ее словам, из всех возможных вариантов валдайский завод оказался наиболее привлекательным: небольшой, оснащенный лучше, чем конкуренты, сохранивший костяк трудового коллектива.

Рыночная зоркость

  Фото: Александр Орлов
Фото: Александр Орлов

Холдинг, в состав которого входила компания из США, сумел привлечь для стабилизации и развития приобретенного актива американские инвестиции  – к 2002 году в валдайский завод было вложено около 2 млн долларов. Стратегической задачей первых лет стало финансовое оздоровление предприятия в режиме, исключающем рискованные эксперименты. «Ланк» постарался нащупать недоосвоенные рыночные ниши на привычном для «Юпитера» оптическом поле: так легче было модернизировать производство, с меньшими затратами разрабатывать и осваивать выпуск новых видов продукции. На западных рынках большим спросом пользовались приборы ночного видения (ПНВ). «Ничего подобного мы тогда не делали. Прибор разрабатывали совместными усилиями „юпитерские“ и „ланковские“  конструкторы. Внешне он выглядит как трубка, так мы его и называем», – рассказывает генеральный директор завода Алексей Гаврилов.

Осилив первую «трубку», «Юпитер» тут же принялся внедрять в производство ее разновидности. В прошлом году ассортиментный ряд насчитывал уже два десятка ПНВ. В частности, к так называемой спортивной оптике для охотников-любителей добавилась оптическая техника спецназначения. Валдайцы научились, например, выпускать оптические очки для военных действий, позволяющие видеть в полной темноте в радиусе километра так же ясно, как днем.

Собственники «Юпитера» рассчитывают, что к 2009 году предприятие прочно встанет на ноги: в портфеле заказов доля оптического оборудования сравняется с долей автомобильных комплектующих

В прошлом году по объемам производства ПНВ, по оценке собственника, «Юпитер» вышел на первое место в стране, нарастив выпуск с 57 до 75 тыс. единиц продукции. Рынок ПНВ – достаточно тесный и своеобразный. Несколько известных американских и европейских компаний продают под своими торговыми марками приборы ночного видения, производимые российскими и белорусскими предприятиями. Благодаря новосибирскому заводу «Экран», выпускающему незаменимую в ПНВ деталь – электронно-оптический преобразователь, российские игроки имеют преимущества перед китайскими производителями, также претендующими на размещение заказов на их мощностях. В свою очередь, «Юпитер» сумел стать более интересной производственной площадкой для владельцев торговых марок, чем его российские и белорусские конкуренты.  «Нам удалось наладить на „Юпитере“ эффективное производство. Несмотря на падение рубля и рост издержек, себестоимость производимых в Валдае приборов за два года не сильно увеличилась, что позволяет удерживать конкурентные цены без снижения качества», – поясняет Нина Коваленкова.

Другое сильное место «Юпитера» – отлаженный канал сбыта. 90% оптических приборов экспортируется «Ланком» по договору дистрибуции в 40 стран Европы, Америки, Азии. А вот внутренний рынок пока не завоеван. К примеру, недорогие оптические очки пришлись ко двору в вооруженных силах США и стран Североатлантического альянса, но наладить диалог с ВС России «Юпитеру» не удается, несмотря на постоянное участие в специализированных выставках.

От оптики – к автомобилям

Подняв завод с колен, новый собственник сменил стратегию. Для развития предприятия была разработана стратегия диверсификации бизнеса, позволяющая максимально снизить финансовые риски при неблагоприятных колебаниях рыночной конъюнктуры и усилить конкурентные позиции компании.

  Фото: Александр Орлов
Фото: Александр Орлов

Главный фактор, давший возможность замахнуться на нетрадиционные для «Юпитера» направления бизнеса, – наличие мощной материально-технической базы. Оптическое производство – организм сложный: на заводе установлено восемь  поточных автоматизированных линий обработки стекла, кремния, кварца, а также 580 металлообрабатывающих станков. «Наш станочный парк и площади пока используются процентов на двадцать. Затраты на производство высоки. Жизнь заставила нас и собственника искать растущие рынки, думать, какой товар мы на этих рынках можем предложить», – поясняет Алексей Гаврилов.

Первый из обнаруженных маркетологами «Ланка» рынков – турникеты для железнодорожных вокзалов и станций метрополитена. «Юпитер», закупив минимум дополнительного оборудования, весной 2005 года начал выпускать симпатичные  воротца со стеклянными дверцами, начиненные  оптикой  и электроникой. Растущий портфель заказов  на турникеты позволяет наращивать их производство.

Еще один пример диверсификации бизнеса  – выпуск платежных терминалов по отверточной технологии. Объем производства этой далекой от оптики продукции пока небольшой, но  платежные терминалы напористо завоевывают рынок мобильных расчетов (по оценке маркетологов, спрос на них будет расти на 50% в год на протяжении трех-четырех лет).

Но самым динамично растущим и многообещающим оказался рынок автосборочных производств, на которых выпускают автомобили мировых автоконцернов. Автогиганты живо откликнулись на «манок», созданный правительством Российской Федерации (свободные экономические зоны, упрощенный ввоз автокомпонентов и налоговые послабления), а потому, согласно  «Глобальному финансовому обзору» Pricewaterhouse Coopers, в ближайшие пять-семь лет этот рынок расширится еще в четыре раза. «Ланковские» маркетологи решили, что вхождение «Юпитера» на этот отнюдь не профильный рынок обеспечит предприятию устойчивый рост на протяжении длительного времени.

Volkswagen  до Валдая довезет

В последние дни 2007 года руководство «Юпитера» получило долгожданную весть: качество пробной партии втулок механизма реверсивной тяги рулевого управления высоко оценено потребителем – TRW Automotive Holdings Corp. Это известие было воспринято как большая победа. Завод приступил к серийному производству втулки –  маленькой детали, без которой невозможно собрать ни один автомобиль. Особенность втулки – ее унифицированность: она одинаково востребована концернами Toyota, Renault, Nissan, Hyundai, Volkswagen (ряд можно продолжать). В Европе эту деталь производят давно. В России, несмотря на бум сборочных производств, ее взялся выпускать только «Юпитер».

Контакт с поставщиком автомобильных компонентов налаживался четыре года – шли многоэтапные переговоры, был проведен технический и финансовый аудит предприятия.  Многочисленные эксперты приезжали в Валдай, чтобы на месте оценить возможности сотрудничества провинциального завода с  TRW. Козырем «Юпитера» стал международный сертификат качества ISO 9001-9004 в версии 2000 года. Но впереди куда более сложная работа в области обеспечения качества. «Мы должны организовать процесс производства втулки в соответствии с международными стандартами, – рассказывает куратор автомобильного проекта Елена Ковалева. –  А это значит, что в многомиллионных партиях изделий не должно быть ни одной единицы брака. Ведь партия проверяется выборочно, а ответственность мы несем за серию».

Качество обеспечивается несколькими равнозначными составляющими. Прежде всего, оборудование, замена и модернизация которого обойдется, по сведениям «Ланка», еще в 2 млн долларов. Другая статья расходов – обучение специалистов. Прежде чем выпустить первую пробную втулку, станочники целый год изучали международную систему качества под руководством провайдеров ассоциации, члены которой контролируют качество в мировом автомобилестроении. Учеба продолжается и сейчас.

Наконец, третья составляющая успеха – применение добротного сырья.  «Пробную партию металла купили у Днепропетровского металлургического комбината. А когда взяли 30 тонн металла, пошел брак. „Юпитер“ до сих пор ведет судебную тяжбу с поставщиками. Мы нашли другого поставщика, российского, и начали весь процесс снова – с пробной партии. Потеряно полгода», – констатирует Елена Ковалева.

В  перспективных планах завода – изготовление всего узла реверсивной тяги. Предполагается, что уже к концу 2007 года выпуск комплектующих для сборки авто обеспечит четверть портфеля заказов завода в денежном выражении. Но на «Юпитере» понимают, с какими рисками можно столкнуться на этом пути. «Настораживает труднопрогнозируемый рост цен на энергоносители и металл. Поскольку цена втулки в Европе определена до четвертой цифры после запятой, высокие затраты могут сделать наш товар неконкурентоспособным», – высказывает опасения Алексей Гаврилов.

Предполагается, что к 2009 году в портфеле бывшего специализированного предприятия доли оптических изделий и автомобильных компонентов сравняются. Но поиск растущих рынков будет продолжаться, так как, по мнению «беспокойного» собственника, раз и навсегда найти устойчивый и перспективный бизнес в перманентно меняющемся мире невозможно.

Великий Новгород

«Эксперт Северо-Запад» №5 (307)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама