Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Политика

Алхимия цифр

2007

От редакции

Магия чисел поразила всех – политиков, аналитиков, рядовых избирателей. Похоже, мы утрачиваем способность мыслить в содержательных терминах – их место прочно заняла статистика. «По показателям» работают все, от партийного руководства до социологов, проводящих опросы. И даже сейчас, после прошедших неделю назад выборов, нас интересуют совсем не новые политические возможности, а вполне абстрактные вещи, скажем средний процент проголосовавших за «Единую Россию» и КПРФ или доля испорченных бюллетеней. Мы верим, что именно цифры скажут нам о результатах выборов гораздо точнее, чем намерения и действия победителей и проигравших.

Надо сказать, что вера эта имеет под собой некоторые основания. Прошедшая кампания оказалась на редкость безыдейной. Вернее, с некой внешней, формальной точки зрения идей было хоть отбавляй, особенно после того, как лидер «Справедливой России» Сергей Миронов объявил курс на социализм с человеческим лицом. Но программные идеологии в России, как еще раз подтвердили выборы 11 марта, имеют весьма косвенное отношение к реальному избирательному процессу. А если судить по телевизионным роликам, уличным билбордам или выступлениям агитаторов, идеология получилась вообще одна на всех. И сводится она к тому, что нефтяные сверхдоходы нужно поровну поделить между гражданами страны.

Когда левые «Патриоты России» грозятся через год обеспечить среднюю зарплату в 25 тыс. рублей, это логично, этого ожидаешь (даже при том, что «Патриоты» обещают лишь форсировать процесс, а «Единая Россия» намерена добиться того же, только за три года). Когда «левая нога» власти – «Справедливая Россия» – объявляет о намерении увеличить зарплаты «в разы» и для этого «распечатать стабилизационный фонд», это вызывает понятную реакцию, но тоже вполне ожидаемо. Но когда единственная допущенная к петербургским выборам либеральная партия СПС обещает своим избирателям ровно то же самое, ситуация кажется абсурдной. Правда, самые опытные участники выборов, КПРФ и ЛДПР, держатся несколько в стороне от этой гонки, но для них сильные идеологические находки – вообще дело далекого прошлого.

По существу, большинство партий стремятся расширить свою целевую аудиторию за счет электората «Единой России», значительная доля которого – как раз бюджетники и пенсионеры. Отсюда и написанные под копирку лозунги, и огромные ресурсы, вложенные в кампанию, – работа с массовым потребителем всегда обходится очень дорого (только в Петербурге в фонды партий на конец февраля поступило почти 450 млн рублей, и это лишь прямые официальные расходы). И в узком контексте текущей борьбы все логично. Демиурги поставили перед менеджерами партий тактические задачи, и те с энтузиазмом бросились накручивать целевые показатели.

Но рациональность момента совершенно заслонила перспективы. Участники кампании не заглядывают в будущее дальше чем на год-полтора и не видят губительность этой стратегии. Ведь «среднего избирателя» мало один раз завоевать, его надо удержать надолго, и совершенно непонятно, как будут с этим справляться те же СР или СПС. Ресурсов для конкуренции с партией власти все равно не хватит: у той в активе годы экономического роста,  и остается разве что уповать на глобальный кризис. А щедро розданные предвыборные обещания никто из оппонентов «Единой России» выполнять, видимо, не намерен, так как выполнить их невозможно. Более того, вступив в борьбу за электорат партии власти, очень легко потерять прежних сторонников, в том числе голосующих по идеологическим мотивам. Провал СПС в Петербурге, где потенциал либералов составляет 10-15%, – лучшее тому подтверждение. Пытаясь завоевать голоса пенсионеров и бюджетников и не уделив внимания своим традиционным избирателям, партия проиграла на обоих фронтах.

Партии стали предельно технологичными – в том смысле, что технология стала для них гораздо важнее настоящей борьбы. Очевидно, что контуры такой политической системы намечены идеологами власти. Однако достраивают это здание уже не чиновники, а сами партии, научившиеся отвечать перед спонсорами, но не желающие нести никаких обязательств перед избирателями. Именно они – катализаторы той алхимии цифр, которая нам уже порядком надоела. 

«Эксперт Северо-Запад» №11 (313)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама