Доставка набирает скорость

Русский бизнес
Москва, 15.10.2007
«Эксперт Северо-Запад» №38 (340)
В условиях развития российского бизнеса и усиления конкуренции во всех его сферах оптимизация расходования времени жизненно необходима. Поэтому услуги экспресс-доставки становятся неотъемлемым звеном в цепочке бизнес-процессов

С каждым годом услуги экспресс-доставки становятся все более востребованными, о чем свидетельствуют высокие темпы роста рынка, в целом по России составляющие 35-40%. По оценкам экспертов, рынок будет продолжать расти, а его насыщение произойдет не ранее чем через пять-семь лет. «Подъем российской экономики и заинтересованность западных партнеров в развитии деловых связей и сотрудничестве с Россией требуют срочной доставки в страну, по стране и за рубеж документов, рекламных материалов, образцов продукции физическим и юридическим лицам», – отмечает заместитель генерального директора компании «СПСР» Надежда Романова, подчеркивая, что от экспресс-доставки зависит производственный цикл компании.

В борьбе за клиента

Участники рынка отмечают высокий уровень конкуренции. Рынок поделен между основными игроками, в частности такими транснациональными корпорациями, как DHL, TNT Express, United Parcel Service и Fedex Express, а также российскими компаниями «EMS Почта России», «СПСР», Pony Express, «Армадилло», City Express и др.

В условиях достаточно жесткой конкурентной борьбы как российские, так и иностранные компании постоянно работают над расширением и усложнением своего пакета услуг. Многие компании помимо оказания непосредственно услуг экспресс-доставки разрабатывают оригинальные логистические решения.

«С целью оптимизации бизнес-процессов мы разрабатываем специальные пакеты, отвечающие потребностям конкретных отраслей. А по крупным и долгосрочным контрактам – индивидуальные корпоративные программы», – рассказывает Надежда Романова. Компания «EMS Почта России» также предлагает отраслевые тарифные планы, учитывающие специфику того или иного бизнеса. В том числе осуществляет доставку пластиковых карт по городу и по территории РФ, доставку образцов парфюмерно-косметической продукции с учетом особенностей перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, для интернет-магазинов и компаний, работающих по схеме прямого маркетинга, оказывает услуги наложенного платежа и т.д. Участники рынка стремятся активно генерировать идеи, внедрять инновации. Так, «EMS Почта России» планирует, опередив конкурентов, ввести услугу отслеживания отправлений по мобильному телефону (сейчас многие компании отслеживают состояние отправленных грузов посредством интернета в режиме он-лайн). 

«Мы предоставляем полный спектр логистических решений, в том числе складирование и управление цепочками поставок. Также DHL активно расширяет географию предоставления услуг по доставке к определенному времени как по стране, так и за рубеж», – говорит Даньел Кервелл, региональный директор в Санкт-Петербурге компании DHL. Предъявляемые западными компаниями требования к срокам доставки задают тон для всех операторов рынка. По мнению Надежды Романовой, сегодня отечественные компании уже не уступают иностранным в скорости и качестве доставки и, чтобы оставаться конкурентоспособным игроком, необходимо совершенствовать уровень сервиса.

Возможности предложения

Формально компании, предоставляющие услуги экспресс-доставки, некоторыми участниками рынка делятся на три группы. Первая – киты международных экспресс-перевозок – транснациональные корпорации с миллиардными оборотами, чья прерогатива – экспортно-импортные операции, сложная международная логистика. Вторая группа – отечественные компании крупного и среднего уровня, предоставляющие качественные услуги экспресс-доставки внутри страны. И наконец третья – небольшие фирмы, специализирующиеся на локальном рынке, сотрудничающие с более крупными игроками для доставки за пределы собственного региона. Они же нередко выступают в роли агентов для международных корпораций.

«Локальные игроки имеют ряд преимуществ. Отработанные технологии, как следствие низкие цены и приличное качество доставки позволяют им удерживать свою долю рынка. Так, если клиенту требуется доставка на участке Санкт-Петербург – Москва, то небольшая фирма, скорее всего, доставит груз аккуратно, вовремя и за недорого. Но их возможности ограничены, – поясняет Надежда Романова. – Крупные экспресс-операторы (в отличие от автотранспортных компаний) осуществляют не только срочную доставку по схеме „от двери до двери“, но и полный комплекс логистических услуг, включающий как сами перевозки, так и складскую логистику, управление товарными запасами клиентов. Экспресс-доставка располагает возможностями сопровождения грузов в пути следования, предоставления специальной упаковки, страхования, мониторинга текущего состояния отправления и т.п.».

Региональная экспансия

По данным компании «Экспресс-Обзор», доля российского рынка экспресс-доставки, принадлежащая международным операторам (так называемой «большой четверке»), составила в 2006 году 41,3% в стоимостном выражении. В сегменте международной доставки иностранные компании конкурируют за счет развитой сети. При этом, как подчеркивают специалисты, стоит учитывать, что стоимость международных перевозок значительно превышает стоимость услуг на внутренние перевозки. Поэтому в денежном эквиваленте международные компании сегодня занимают лидирующие позиции.

Однако все более быстрыми темпами начинает расти внутрироссийский рынок. По оценкам компании «СПСР», отправления по России превышают 60% всего объема исходящих экспресс-отправлений, при этом годовой оборот составляет около 300 млн долларов; доля Москвы в нем – порядка 50%, Санкт-Петербурга – 10-15%. Как замечает Даньел Кервелл, доля российских компаний на рынке увеличивается. «Доля „большой четверки“ на внутреннем рынке постепенно уменьшается. Большинство экспертов оценивают ее не более чем в 50-60% в 2006 году, тогда как в 2005-м она оценивалась в 60-70%», – рассказывает Александр Тимофеев, директор «EMS Почта России».

Если московский и петербургский рынки, условно говоря, уже сформированы, сферы влияния там поделены, то борьба за регионы только начинает разворачиваться. Расширением своего присутствия в регионах равно озабочены как российские, так и иностранные компании. «Мы инвестируем во все регионы одинаково», – говорит Даньел Кервелл. Очевидно, что для компаний, имеющих разветвленную сеть филиалов, наиболее актуальны услуги внутригородской и внутриобластной доставки. «Работа с одним оператором позволяет головным организациям таких компаний регулировать денежные средства, потраченные на доставку», – комментирует Александр Тимофеев.

От письма – к грузу

«Традиционная экспресс-доставка позволяет отправлять корреспонденцию и грузы весом до 31,5 кг, – объясняет Александр Тимофеев. – Также предлагаются услуги по доставке сборного груза, суммарный вес которого может достигать 1,5 тонны. Если говорить о скорости отправлений, то „экспресс“ подразумевает доставку за один-четыре дня, „эконом-экспресс“ – за два-семь дней, „супер-экспресс“ – доставка в тот же день или на следующий, в зависимости от расстояния». Необходимо отметить, что в последние годы структура экспресс-отправлений в связи с развитием отечественной промышленности изменилась. Транспортировка документов теперь составляет лишь 20% от общего объема грузооборота, остальные 80% – доставка тяжелых, легких и средних грузов от 100 до 1500 кг.

Доставка грузов осуществляется железнодорожным, автомобильным и воздушным путем. У каждого крупного оператора рынка экспресс-доставки есть свой автопарк. Однако своего авиапарка ни один из экспресс-операторов в России не имеет, даже международные компании. Поэтому они вынуждены пользоваться услугами одних и тех же авиаперевозчиков, соответственно сроки доставки, к примеру в отдаленные районы страны, у всех экспресс-операторов пока стандартные. Как отмечает Вадим Дробот, коммерческий директор Pony Express, наряду с ростом объемов доставки почты и грузов по России активно развивается внутригородская доставка. Серьезную роль играет наличие штата пеших курьеров, но руководители компаний отмечают кадровый дефицит на рынке.

Операторы рынка экспресс-доставки ориентированы как на частного, так и на корпоративного клиента. Однако доля последних составляет, по оценкам руководителей компаний-операторов, 80%. Нередко крупные международные компании, приходя на российский рынок, пользуются услугами международных операторов, заслуживших их лояльность. Некоторые компании для доставки по России пользуются услугами российских экспресс-служб, а международные поставки осуществляют через транснациональных игроков.

Своеобразие петербургского рынка

В целом основные тенденции развития российского рынка характерны и для рынка Северо-Западного региона. Однако его участники отмечают и некоторые особенности. «Петербургский рынок стоит как бы между столичным и региональным. Санкт-Петербург – вторая столица, и запросы петербургских клиентов находятся на уровне столичного рынка. Но вот логистические возможности Петербурга пока сравнимы скорее не с Москвой, а с городами-миллионниками. Поэтому около половины грузов из Петербурга должны перевозиться через московский сортировочный центр. Скорость отправки ограничена еще и тем, что аэропорт „Пулково“ работает в одном режиме с московскими аэропортами», – комментирует Надежда Романова. Также в компании «СПСР» отмечают, что темпы роста петербургского рынка составляют 25, максимум – 30% в год, тогда как московский растет ежегодно на 30-40, а региональный – на 40-45%.

Однако все операторы расценивают Северо-Западный регион как достаточно перспективный с точки зрения привлечения инвестиций. «Близость Петербурга к сухопутной и морской границам с Евросоюзом предполагает огромный товарооборот. Пока, конечно, транспортно-логистическая структура Петербурга проигрывает московской и Москва оттягивает львиную долю грузопотоков. Но, судя даже по росту объема продаж нашего регионального офиса, который составляет 40% в год, можно с уверенностью сказать, что Петербург имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития», – считает Даньел Кервелл. Особенно перспективен, по мнению игроков, сегмент полноценного логистического аутсорсинга, так называемый 3PL-провайдинг (логистика третьей стороны). 

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №38 (340) 15 октября 2007
    есопромышленный комплекс
    Содержание:
    Недоступный лес

    Геоэкономическое положение Коми и особенности структуры ее лесопромышленного комплекса таковы, что в республике сложилась парадоксальная ситуация: крупнейший комбинат самого лесного региона страны оказался на грани закрытия из-за дефицита сырья

    Реклама