Амбициозность или эффективность?

Дискуссия
Москва, 15.10.2007
«Эксперт Северо-Запад» №38 (340)

Отклики на интервью вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Осеевского «Бюджет на вырост» («Эксперт С-З» №35 от 24-30 сентября 2007 года).

Оксана Дмитриева, доктор экономических наук, депутат Государственной думы РФ, член Бюджетного комитета:

– Трехлетнего бюджета Санкт-Петербурга фактически нет – есть только бюджет на 2008 год. На 2009-й и 2010 годы обозначены, по сути, лишь основные параметры – доходы, расходы и дефицит. По большинству разделов расходы сокращаются или остаются примерно на уровне следующего года – похоже, что составители бюджета просто не знают, как расписать расходные статьи. Хотя встречаются исключения. Например, статья о доплатах к пенсиям госслужащих расписана очень четко: в 2010 году по сравнению с 2008-м расходы вырастут почти в два раза – с 488,9 до 862 млн рублей. Часть расходов на 2009-й и 2010 годы вообще не расписана по разделам. Поэтому нельзя говорить, что в бюджете расставлены приоритеты и осуществляется реальное планирование расходов на трехлетнюю перспективу. Замечу, что федеральное законодательство пока не предписывает регионам в обязательном порядке принимать бюджеты на три года. В Москве поступили разумно и честно – сделали бюджет на 2008 год и подробную адресную инвестпрограмму до 2011-го.

Радует, что в интервью вице-губернатор Михаил Осеевский, по сути, подтвердил все мои расчеты, свидетельствующие о том, что никакого экономического чуда в Петербурге нет. Порядка 30 млрд рублей составляют доходы от перерегистрации в Петербурге крупных налогоплательщиков, происходившей в 2005-2006 годах, – именно тогда наблюдался наибольший прирост поступлений по налогу на прибыль. Около 25 млрд рублей – инвестиции федерального бюджета и доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, которые чиновники Смольного включают в бюджет Петербурга. Включать ли эти средства в бюджет – технический вопрос учета. Но если для доказательства экономического роста в него включаются деньги, которые пришли от федерации и не отражались в бюджете в предыдущие годы, это называется показухой. Если порядка 60 млрд рублей, полученных подобным образом, вычесть из доходов бюджета 2006 года, то окажется, что он вырос по сравнению с 2004-м всего на 166%, а не в 2,3 раза! Прирост федерального бюджета за этот же период составил 179%.

Бюджет на 2008 год предназначен не для граждан и экономики, а для чиновников. Так, утверждают, что расходы на «общегосударственные вопросы» снизятся с 7,16 до 4,89% в 2008 году. Но это происходит не потому, что сокращаются расходы на чиновников, просто в нынешнем году по этому разделу было выделено 3 млрд рублей на приобретение акций ОАО «Ленэнерго» (весьма спорное мероприятие!). Всего же на органы власти будет израсходовано около 15 млрд рублей. Декларируется рост расходов на «Здравоохранение и спорт» на 130%, однако в реальности он составит 115%. Дело в том, что в раздел включается 5,3 млрд рублей на строительство стадиона на Крестовском острове. Эта сумма примерно равна совокупному объему средств, которые выделяются на все широко разрекламированные программы в области жилищного строительства.

Небольшой рост есть по разделу «Культура, кинематография и СМИ», но он объясняется выделением около 2 млрд рублей на передислокацию Военно-морского музея. В общем, такой бюджет могли составить только те чиновники, работа которых еще никогда не подвергалась критике и экспертизе со стороны общественности и парламента.

Владимир Барканов, председатель Бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Петербурга:

– Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2008 год и на плановый период 2009-го и 2010 годов – это наиболее эффективный бюджет в новейшей истории Петербурга, который станет гарантом городских обязательств перед деловым сообществом города и, самое главное, перед петербуржцами. 

Сегодня в Петербурге нет людей, чей доход был бы меньше величины прожиточного минимума. Теперь мы вправе ставить перед собой более амбициозные задачи – это, конечно, масштабная реконструкция и развитие инфраструктуры, решение многолетней жилищной проблемы. И проект бюджета в полной мере реализует эти приоритетные цели. Капитальные расходы бюджета увеличатся в 2008 году на 35 млрд рублей, или почти на 52% по сравнению с текущим годом. В 2009 году они вырастут как минимум еще на 42 млрд рублей, или на 35% к 2008 году (то есть более чем в два раза по сравнению с текущим годом). В 2010-м на капвложения мы направим дополнительно еще не менее 80 млрд рублей.

Вице-губернатор Михаил Осеевский подробно рассказал о трехлетнем плане в цифрах и прогнозируемой позитивной динамике их роста. Тем не менее нам рано успокаиваться. На мой взгляд, мы все же несколько снижаем темпы роста социальных расходов бюджета. В первую очередь я имею в виду необходимость более динамичного увеличения зарплат городским бюджетникам, а также доплат пенсионерам. Сейчас многие социальные выплаты за счет бюджета Санкт-Петербурга рассчитаны на людей, чей основной доход ниже величины прожиточного минимума. Думаю, к 2009 году мы постепенно должны расширить категории горожан, которым государство, и в частности правительство Санкт-Петербурга, должно помогать. 

Отмечу еще один настораживающий момент – относительное сокращение доли федеральных средств в доходах бюджета города. Если в 2007 году эта доля составляла 5,7%, то в 2008-м – уже 4,7%, в 2009-м – 3,1%, а в 2010 году – 2%. Тенденция нерадостная. Петербург – один из ключевых транспортно-логистических и административных центров страны, но большинство крупных инфраструктурных проектов вынужден реализовывать исключительно за счет собственных средств.       

Подготовил Игорь Архипов

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №38 (340) 15 октября 2007
    есопромышленный комплекс
    Содержание:
    Недоступный лес

    Геоэкономическое положение Коми и особенности структуры ее лесопромышленного комплекса таковы, что в республике сложилась парадоксальная ситуация: крупнейший комбинат самого лесного региона страны оказался на грани закрытия из-за дефицита сырья

    Реклама