Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Поход на Пиетари

2008

Малые и средние компании Финляндии объединяют усилия для экспансии на рынок Северо-Запада, в первую очередь – петербургский

Pынок российского Северо-Запада, превосходящий по объему весь внутренний рынок Финляндии, – лакомый кусок для финских компаний. Приход сюда (особенно в Санкт-Петербург, который по-фински именуется Pietari) в условиях глобализации – одна из возможностей увеличить обороты и прибыль, а также обеспечить конкурентные преимущества в борьбе с производителями из стран с более низкими издержками. На Северо-Западе уже давно работают такие гиганты, как Fortum, Stora Enso, Valio и целый ряд других. Но, в отличие от крупных корпораций, мелким и средним предприятиям почти невозможно покорить наш регион в одиночку: экспансия связана со значительными затратами, кроме того, финнам недостает опыта ведения дел в российских условиях. Недостаток собственных средств заставляет «малышей» объединять усилия.

Финские государственные институты, такие как национальный фонд SITRA и государственная организация поддержки финского экспорта Finpro, а также местные власти, прежде всего в областях, пограничных с российским Северо-Западом, активно поддерживают наступление. Так, поддержка малого и среднего бизнеса в пищевой отрасли выделена в отдельный пункт Программы продовольствия и питания (ERA), начатой в 2005 году при поддержке SITRA. Одна из ключевых целей программы – сделать Финляндию лидером на рынке «здоровых» продуктов, и большое значение придается поддержке малых и средних компаний, желающих вывести свои продукты на российский рынок. Не менее важным направлением считается развитие инновационных технологий, и здесь малым и средним компаниям также оказывается организационная, финансовая и консалтинговая помощь. Корреспондент «Эксперта С-З» побеседовал с руководителями структур, недавно открывших свои представительства в Санкт-Петербурге.

Здоровая бизнес-идея

В конце прошлого года в Петербург пришла финская компания Fintorus, открывшая здесь свое дочернее предприятие – «Финпрод». Семнадцать малых и средних производителей различных пищевых продуктов, которые при финансовой поддержке фонда SITRA создали Fintorus, намерены в первую очередь оптимизировать логистику – компании будут совместно снаряжать один полный грузовик в неделю. Именно малые объемы производства, а значит, невозможность обеспечить регулярные поставки продукции не позволяли этим компаниям выйти на российский рынок раньше. «Когда представители компаний-участниц приезжали в прошлом году в Петербург, в ходе переговоров выяснилось, что наши продукты будут интересны петербургским сетям, только если мы сможем обеспечить частые поставки и оптимальную, соответствующую спросу цену на свои продукты», – говорит один из основателей компаний Fintorus и «Финпрод» Юрки Яухиайнен. С помощью «Финпрод» участники планируют также централизованно решать все таможенные и пограничные вопросы, сертифицировать продукцию и продвигать ее на петербургском рынке.

В начале 2008 года компания привезла в Петербург первую партию родниковой воды, которую начала реализовывать через супермаркет «Супер-Сива». Дальше ассортимент будет значительно расширен: планируется возить в Петербург джемы и соки, творог и плавленый сыр, выпечку, грибы, дичь, замороженные ягоды и другие продукты. Продвижению товаров поможет новый универмаг «Стокманн», который должен открыться в Петербурге, с его руководством уже заключены договоренности о поставках. Очевидно, что в условиях жесткой конкуренции спрос на продукцию будет значительно зависеть от цены, и снижение себестоимости «Финпрод» связывает в первую очередь с оптимизацией транспортных потоков. Компании-акционеры взяли в аренду у фирмы Valio для совместного использования терминал в Лаппеенранте. «Оптимизируя логистику, мы достигаем почти 50% экономии на транспортной составляющей и в итоге делаем наши продукты более привлекательными для российских покупателей. В 2008 году мы планируем доставлять в Петербург один грузовик (12-16 тонн продукции) в неделю, через год – увеличить объемы в два раза, а через полтора года – в три», – делится своими планами председатель правления Fintorus Вальдемар Туутти.

Двойная выгода

Еще находясь на посту главы компании Tradeka, которой принадлежит универсам «Супер-Сива», Туутти на собственном опыте ощутил все неудобства, связанные с доставкой небольших партий товара от разрозненных производителей: «Нам приходилось самим улаживать все таможенные формальности, перевозки были зачастую неэффективны, что сказывалось на стабильности поставок и повышало цену продукта. После запуска проекта мы откажемся от самостоятельной доставки и будем привозить продукты исключительно через Fintorus».

Успешному продвижению малых и средних финских предприятий будет способствовать государственная поддержка. Главным инвестором и владельцем контрольного пакета акций Fintorus является фонд SITRA, вложивший в предприятие несколько сотен тысяч евро. В этом году SITRA сделает дополнительные инвестиции в проект, а затем, по мере выхода на самоокупаемость, будет продавать свою долю остальным акционерам. «Два года мы можем не думать о рентабельности и работать на средства SITRA. Главная наша цель на первом этапе – начать продавать продукты по минимально возможным ценам. Без помощи фонда это было бы невыполнимо», – говорит Вальдемар Туутти.

Председатель правления Fintorus считает, что приход малых предприятий на российский рынок принесет пользу не только российскому, но и финскому потребителю: «Подобное решение выгодно обеим сторонам: если финские производители получат возможность экспортировать свою продукцию в Россию, оптимизировав свои расходы, то и дома цена на нее может снизиться. Поскольку у предприятий появится новый источник дохода, они смогут использовать положительный эффект от наращивания производства. Для больших компаний это не столь существенно, а для мелкого бизнеса даст вполне ощутимый эффект».

Вызов Лиссабону

Финско-российский инновационный центр в Петербурге создан совместными усилиями частной компании Technopolis и компании с государственным участием Lappeenranta Group, в которую входят Технологический университет Лаппеенранты Lappeenranta City Holding, а также фонд SITRA. Проект финансируется участниками, правительства России и Финляндии также выделят на создание центра средства, отведенные на приграничное сотрудничество двух государств.

Глава Lappeenranta City Holding Том Хултин рассказал нам, что петербургский центр – третий по счету, два аналогичных уже работают в Китае и США. Центр не намерен заниматься только приграничным сотрудничеством, он собирается стать глобальным игроком на европейском рынке инновационных технологий. Этому будет способствовать, как считает Хултин, удачное географическое положение, состав учредителей и опыт работы Lappеenranta City Holding с международными организациями. «Центр в Санкт-Петербурге будет самым „продвинутым“, поскольку нам удалось объединить усилия очень сильных компаний. Мы уже нашли российских партнеров и сейчас готовим совместную заявку на грант, предоставляемый фондом Совета министров северных стран. Так что в будущем география нашей деятельности расширится на весь регион Балтийского моря. Следующий наш шаг – попытаться получить финансирование из Брюсселя в рамках европейской инновационной программы», – объясняет Хултин.

– Чем будет заниматься инновационный центр?

– Мы будем предоставлять широкий спектр услуг финским компаниям, прежде всего из Юго-Восточной Финляндии, которые собираются начать бизнес в России, а также российским компаниям, желающим выйти на европейский рынок. Для многих российских компаний Лаппеенранта – удобный плацдарм на пути к европейскому рынку: мы выгодно расположены и знаем правила игры, принятые в ЕС. Но в первую очередь мы сосредоточим наши усилия на сотрудничестве в сфере инноваций. Сейчас об инновациях говорят все, например в Брюсселе ссылаются на Лиссабонскую стратегию, но мало кто может объяснить, что она собой представляет. Мы в правительстве Лаппеенранты решили найти однозначные определения понятиям «инновационная политика», «инновационная деятельность» и «инновационные услуги». Договорившись о дефинициях, мы увидели наши конкурентные преимущества в этих областях. На это ушло полтора года, но зато в качестве партнера в петербургском проекте мы смогли привлечь правительство Финляндии. Мы считаем, что нам удалось найти новый подход к коммерциализации идей и внедрению инноваций в деятельность компаний, кроме того, мы создали эффективный механизм взаимодействия власти, академической среды и бизнеса.

– Как вы собираетесь убеждать российских партнеров инвестировать в инновации? Ведь это не готовые технологические линии, а скорее новая производственная среда.

– Мы детально проработали весь процесс продвижения инноваций, начиная от рождения идей и их отбора (включая защиту интеллектуальных прав авторов) и заканчивая коммерциализацией. Мы приведем в Россию одного из лидеров финского рынка инноваций и продвижения инновационных идей. Мы ищем пути интеграции высоких технологий, включая информационные, в производство, то есть в деятельность «традиционных» компаний. В Петербурге таких компаний множество, и у нас широкое поле для бизнеса. Мы будем собирать и отбирать новые идеи и технологии, чтобы потом предложить своим клиентам те, что необходимы для конкретной компании. Вместе с представителями Технологического университета Лаппеенранты мы собираемся создать группу экспертов, которая сможет проанализировать все сферы деятельности компании-клиента – производство, администрирование, маркетинг – и сумеет показать, как с помощью информационных технологий оптимизировать работу фирмы и каким образом можно вывести бизнес на более высокий уровень.

Наша экспертная группа разработает «дорожную карту» – руководство по оптимизации бизнес-процессов и инвестированию в собственное развитие. Кроме того, сейчас мы активно ищем возможности для финских компаний на петербургском рынке, стараемся убедить финские фирмы активнее инвестировать в российский Северо-Запад. Интернационализация – один из важнейших ресурсов роста в современной экономике, поэтому мы убеждаем финские компании вести активную деятельность в России и в других странах. Для этого они должны стать более эффективными и шире внедрять инновации, поскольку на международных рынках конкуренция все время растет.

Лаппеенранта – Санкт-Петербург

Кто поддерживает продвижение финского малого бизнеса

SITRA – Национальный фонд научных исследований и разработок, создан в 1967 году совместными усилиями финского правительства и Банка Финляндии, с 1991 года – независимый государственный венчурный фонд, подотчетный парламенту Финляндии. Годовой бюджет фонда – около 40 млн евро. В настоящее время SITRA финансирует около 50 проектов в сфере энергетики, охраны окружающей среды, здравоохранения, пищевой промышленности, международного бизнеса, информационных технологий.

FinPro – организация, призванная содействовать экспортной деятельности и повышению конкурентоспособности финских компаний за рубежом. FinPro – структура, созданная на принципах государственно-частного партнерства, ее представительства открыты в 40 странах мира. Организация проводит исследования потенциальных рынков сбыта, а также предоставляет консалтинговые и юридические услуги.

Lappeenranta City Holding – группа компаний, принадлежащая муниципалитету Лаппеенранты. Управляет городской промышленной политикой в соответствии с рекомендациями Городского совета и мэра города, оказывает финансовые и консалтинговые услуги городским предприятиям через свои дочерние компании. Координирует промышленную политику муниципалитета и соответствующих структур Евросоюза, а также занимается маркетингом и вопросами международного сотрудничества, в первую очередь – с Россией.

«Эксперт Северо-Запад» №7 (355)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама