Волны реплейсмента

Русский бизнес
Москва, 18.02.2008
«Эксперт Северо-Запад» №7 (355)
Основной тенденцией на рынке компьютерного ритейла Северо-Запада становится активный реплейсмент, что обусловлено различными причинами, от технологических до психологических

Игроки рынка придерживаются различных мнений по поводу того, когда в России начался процесс компьютерного реплейсмента (от английского replacement – «замена, замещение»). Первая волна реплейсмента прошла примерно в 2000 году, она охватила достаточно узкий сегмент потребителей, использовавших персональный компьютер преимущественно для работы, в тот момент настольные ПК меняли на более производительные. Причина реплейсмента на том этапе была прежде всего технологическая, а именно – невозможность дальнейшей модернизации ПК.

Вторая волна, по мнению большинства игроков рынка, пришлась на 2005-2006 годы и имела двойственный характер: массовый покупатель начал замену устаревших настольных компьютеров, а пользователи-специалисты, в свою очередь, стали отдавать предпочтение мобильным компьютерам – ноутбукам. Руководитель отдела маркетинга ULTRA Electronics Анастасия Воротникова считает, что вторая волна реплейсмента связана с выпуском двухъядерных процессоров, небывалой активизацией компьютерных производителей в области продвижения своих решений и ростом благосостояния россиян.

С середины 2007 года и по сей день идет очередная, уже третья по счету волна замены ПК. Сейчас реплейсмент проходит под знаком мобильности – ноутбук приобретается либо в качестве дополнения к настольному ПК, либо вместо менее производительного лэптопа. Директор пресс-службы корпорации Intel в странах СНГ Всеволод Семенцов так комментирует ситуацию: «Ноутбук стал столь же производителен с точки зрения как вычислений, так и графики, при этом является воплощением мобильности. Настольный ПК пока еще привлекателен ценой и возможностью безболезненного апгрейда для домашних пользователей».

Примечательно, что Петербург проходит этапы реплейсмента практически одновременно с Москвой, что отмечается и наблюдателями, и аналитиками. Схожи не только сроки возникновения той или иной тенденции, но и основные причины и особенности развития отрасли.

Зри в корень

Причины реплейсмента третьей волны игроками рынка определяются по-разному. Людмила Семушина, PR-менеджер сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», выделяет следующее: «Во всем мире компьютерные игры вытесняются игровыми приставками, таким образом, ПК как средство для игры теряет свою ценность. С другой стороны, ноутбуки постепенно приближаются по своим мультимедийным параметрам к стационарным компьютерам и, занимая при этом меньше места, становятся более приоритетными. Россия, конечно, отстает от всего мира по срокам замены ПК ноутбуками, но постепенно тенденция касается и нас».

Представители Toshiba видят главные причины интереса массового рынка к ноутбукам в том, что растет уровень мобильности самого населения – увеличивается количество переездов, длительных командировок и т.д., а кроме того, основные вендоры снижают цены на лэптопы.

При этом есть причины нынешней ситуации, отмечаемые и вендорами, и ритейлерами. Так, прежде всего это смена поколений комплектующих для ПК, в первую очередь центральных процессоров, замена которых невозможна без замены всех остальных компонентов системы. Анастасия Воротникова так объясняет ситуацию: «Гонка гигагерц, а в настоящее время – мультиядерности в немалой степени спровоцирована теми, кто занимается выпуском программного обеспечения, в частности компьютерных игр, софта, наиболее требовательного к производительности компьютеров».

Что касается мультиядерности, то ведется много споров о том, насколько она необходима массовому пользователю ПК. Естественно, производители уверены в том, что двухъядерные и более процессоры будут востребованы и частными пользователями, и специалистами. Однако часто высказывается мнение, что при домашнем использовании ПК два ядра, а тем более четыре – избыточная опция, в которой нет насущной необходимости, так как работа в нескольких приложениях для этого сегмента пользователей не так актуальна, как считают производители процессоров. В любом случае в управлении спросом и симпатиями потребителя велика заслуга маркетологов: видимый результат – сегодняшнее стремление покупателей обладать чем-то принципиально новым. Причем активная рекламная подпитка идет не столько со стороны компьютерных сетей, занимающихся продажей ПК, сколько от крупнейших мировых производителей компьютеров и комплектующих, для которых российский рынок на данный момент очень привлекателен в силу высоких темпов роста объемов продаж. Как отметили в ULTRA Electronics, «крупные мировые ИT-производители сейчас являются своего рода локомотивами всей отрасли, продвигая не только свои решения или ключевые составляющие ПК, но и товарную категорию в целом».

Разумеется, даже значительные усилия маркетологов были бы тщетны, если бы не общий рост покупательской способности россиян, а особенно – жителей обеих столиц. Если уж затрагивать финансовую подоплеку реплейсмента, то нужно упомянуть и о значительном увеличении активности банков в сегменте потребительского кредитования: его объемы в 2007 году выросли примерно на 35-40% и, несмотря на не слишком радужные ожидания игроков этого рынка, в 2008 году будут продолжать расти, хотя и не такими высокими темпами.

Ответ Чемберлену

Как известно, спрос рождает предложение, поэтому ритейлеры продолжают расширять свои сети – как исконно петербургские игроки, например «Компьютерный мир» или «Компьютер-центр Кей», так и московские «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», «СтартМастер», купивший сеть «РИМ» в 2007 году, Polaris и др. Как отмечают ритейлеры, конкуренция среди компьютерных сетей на данный момент достаточно высока, поэтому игроки рынка вынуждены проводить большое количество акций по стимулированию продаж, что оказывает влияние на процесс реплейсмента. Например, сеть «ЦиFры» весной-летом прошлого года провела целый ряд акций, в рамках которых скидка предоставлялась на определенные модели ноутбуков, дополнительную скидку можно было получить, отправив SMS-сообщение. Таким образом, максимальная скидка достигала 30%. ULTRA Electronics регулярно проводит акции, особенно активно – во время открытия нового магазина. В силу того что молодежь стала одной из наиболее активных групп, для нее проводятся специальные акции: недавно в сети «ЦиFры» введена дисконтная система для держателей студенческих карт ISIC.

Что касается конкуренции между производителями, то в компании Fujitsu Siemens Computers считают, что она «вполне здоровая и это положительно сказывается на розничной цене, которая год от году становится ниже». Производители также быстро реагируют на спрос, выпуская модели компьютеров, предназначенные для студентов и любителей модных тенденций, – используются новые форм-факторы и неожиданные цветовые решения.

Аналитики рынка отмечают, что компьютерные сети достаточно динамично реагируют на все изменения требований покупателей, и это касается не только ценовой политики. Например, в связи с ростом интереса к готовым решениям Microsoft вместе с сетями «Компьютер-центр Keй», «Компьютерный мир» и Alfa Computers («ЦиFры») недавно запустил программу Office Ready. Теперь продаются компьютеры с предустановленной преобразуемой версией Microsoft Office 2007 – своего рода полнофункциональной демоверсией ПО (после 60 дней ее использования необходимо приобретать лицензионный ключ).

При этом желания покупателей иногда ставят ритейлеров в сложную ситуацию, как было после появления Windows Vista, которая не сразу стала активно востребованной. В результате один из крупнейших игроков петербургского компьютерного рынка вынужден был на время отказаться от продажи ПК с предустановленной ОС Windows Vista, тогда как конкурирующие сети продолжали их реализацию. Аналитики оценили этот шаг как ошибочный – на данный момент популярность Windows Vista набирает обороты.

Дополнительную остроту конкурентной ситуации создают сети бытовой техники и электроники, в последнее время заметно активизировавшиеся в сегменте продаж ПК: их доля в продажах быстро растет. Увеличение собственной активности в этом сегменте представители сетей бытовой техники и электроники объясняют прежде всего тем, что ПК перешли в разряд товаров массового спроса. Очень активны в развитии этого направления сейчас «ТехноСила», «Мир», «Эльдорадо».

Волна четвертая. В ожидании смерча

Игроки рынка отмечают, что в ближайшее время следует ожидать еще одной волны реплейсмента ПК, и даже озвучивают некоторые тренды будущего. «В течение 2008 года процесс замены настольных ПК мобильными захватит крупные российские города, и параллельно увеличится процент реплейсмента в общей доле продаж ПК в обеих столицах и наиболее экономически развитых регионах, – предполагает Анастасия Воротникова. – Можно также прогнозировать покупку мобильных компьютеров из расчета на каждого взрослого члена семьи в крупных российских городах. Осмелюсь предположить, что в ближайшие два года в Санкт-Петербурге доля реплейсмента ПК приблизится к 100%.  Если сохранится шестикратное превосходство темпов роста продаж мобильных компьютеров по сравнению с настольными, к концу 2008 года в Санкт-Петербурге продажи лэптопов могут вплотную приблизиться к продажам дэсктопов».

 Вполне вероятно, что следующая волна реплейсмента будет связана с новым этапом эволюции беспроводных сетей – стандартом Wi-MAX: в Москве компании Intel и «Комстар-ОТС» запланировали запуск проекта развертывания такой сети на конец 2008 года. Кроме того, в 2008 году Intel начинает выпуск встраиваемого модуля с поддержкой стандартов Wi-Fi и WiMAX (предварительное название – Echo Peak).

Еще одним трендом, который станет стимулом для новой волны реплейсмента, вероятно, будет появление модулей с поддержкой форматов HD-DVD и Blu-Ray, а также интерфейсом HDMI (интерфейс передачи мультимедийных данных высокого разрешения) для подключения к HD-телевизорам.

Также игроки рынка прогнозируют повышенное внимание к размерам ноутбуков. С одной стороны, будет спрос на сверхкомпактные ПК, с другой – рост интереса к развлекательному контенту высокого разрешения будет стимулировать продажи мобильных компьютеров с широкоэкранными жидкокристаллическими дисплеями и приложений с интенсивной обработкой графики. 

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №7 (355) 18 февраля 2008
    Местное самоуправление
    Содержание:
    Воспитательный процесс

    Ради решения текущих политических задач Смольный заблокировал проведение муниципальных выборов в Петербурге до марта следующего года. Это ставит как минимум четверть местных советов вне закона

    Реклама