Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Без потрясений

2008

Диверсифицированная экономика Котласа вполне устойчиво держится на плаву даже если в отдельных отраслях наблюдается спад

На официальном гербе Котласа красуется ведомственный логотип РЖД – колесо с крылышками. И это не случайно: именно железная дорога является становым хребтом местной экономики.

Котлас – крупный узел Северной железной дороги с направлениями на Вологду, Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Киров, Сыктывкар и Воркуту. Здесь базируются Сольвычегодское отделение Северной железной дороги, дирекция по обслуживанию пассажиров, вагонные и локомотивные депо, дистанция связи и др. Сообщество железнодорожных предприятий формируют градообразующий пул, стабильно обеспечивающий 40-45% налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.

Понятно, что отрасль, на долю которой в структуре экономики приходится почти треть (28%), не может не оказывать ощутимого влияния на весь город, тем более если это высокотехнологичная отрасль, характеризующаяся соответствующим уровнем дисциплины и организации труда. В администрации муниципального образования убеждены, что постоянная потребность железнодорожного ведомства в квалифицированных кадрах и значительно более высокий, чем в среднем по городу, уровень оплаты труда поневоле заставляет подтягиваться и прочие отрасли материального производства.

В жестких условиях

Около семи лет назад в Архангельской области сдали в эксплуатацию новый мост через Северную Двину, вписавший Котлас в федеральный автомобильный транспортный коридор, имеющий международное значение. Благодаря мосту автомобильная дорога из районного центра вышла на сыктывкарскую магистраль и связала напрямую Урал и Коми с портами Белого моря. Это стало хорошим толчком для развития муниципальной экономики, в частности выпуск промышленной продукции крупными и средними предприятиями увеличился за истекшее время почти вдвое – с 443 до 810 млн рублей.

Причем конкурентная среда в целом стала намного жестче. Местным производителям теперь приходится трудиться в условиях постоянного соперничества с кировскими и вологодскими компаниями, а также предприятиями Коми как по ценовым показателям, так и по качественным параметрам. Это достаточно сложно, ведь производственные затраты здесь изначально больше хотя бы потому, что тарифы на электроэнергию в районе почти на 80% выше, чем в соседних регионах.

Дело в том, что собственных генерирующих источников в Котласе нет, энергию для города вырабатывают Северодвинская и Архангельская ТЭЦ, работающие на привозном угле и мазуте. В Котласе надеются, что с завершением строительства газопровода высокого давления к Архангельску и Северодвинску генерирующие мощности региона будут переведены на более дешевый газ и тарифы на энергоносители станут заметно ниже.

Тем не менее цены на многие группы товаров в Котласе и сейчас заметно скромнее, чем в других населенных пунктах Архангельской области, а рынок реализации местной продукции неуклонно расширяется. Быстрыми темпами растет мясопереработка, производство силикатного кирпича, яиц и прочей сельскохозяйственной продукции.

Удельный вес промышленности в отраслевой структуре экономики составляет 16%, сама же структура промышленного производства выглядит следующим образом: 49% – машиностроение и металлообработка, 22% – лесная и деревообрабатывающая промышленность, 16% – пищевая. На долю прочих отраслей приходится около 13%. «Экономика у нас диверсифицированная, – говорит заместитель главы администрации МО „Котлас“, начальник управления экономического развития Андрей Бральнин, – поэтому даже если где-то идет определенный спад, то на общей картине он не отражается».

Стоит отметить, что лишь два котласских предприятия не сумели сохранить свой изначальный профиль, пройдя рифы рыночного реформирования. Мясокомбинат благодаря «умелому» банкротству был распродан по частям и ныне существует в виде базы, а комбинат хлебопродуктов, построенный с поистине социалистическим размахом (производительность цеха-мельницы рассчитана на помол 280 тонн зерна в сутки), оказался совершенно нежизнеспособен в условиях хозрасчета. После нескольких процедур банкротства предприятие продано как имущественный комплекс.

Возможно, относительно скромное количество «жертв перестройки» объясняется тем обстоятельством, что после распродажи имущества мясокомбината администрация Котласа сразу же сочла необходимым взять под свой контроль все процедуры банкротства. А с начала 2000 года в городе оказался финансово несостоятельным уже целый «букет» предприятий – птицефабрика, мелькомбинат, пищекомплекс, авиапредприятие и др. На протяжении нескольких лет администрация муниципального образования жестко курировала процесс вывода из кризиса как крупных, так и незначительных предприятий, стремясь сохранить направление их деятельности и максимум рабочих мест.

Суть кураторства заключалась в том, что местные чиновники препятствовали назначению управляющих, чья репутация или компетенция были небесспорны, а также подыскивали инвесторов, которые могли бы сохранить прежнее направление деятельности. Практика показала, что в целом такой курс оказался верным.

Хотя часть местных предприятий в новых условиях, безусловно, утратила статус крупных, в той или иной мере сократив объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции, тем не менее все они продолжают функционировать. Ситуация на них вполне стабильна, и большинство ныне достаточно неплохо развиваются.

С нуля

На долю строительства в местной структуре производства приходится, казалось бы, не так много – чуть более 6%. Но формировалась эта доля фактически с нуля – на обломках «застойного» строительного комплекса, когда было практически прекращено жилищное строительство за счет бюджетов всех уровней и так называемое ведомственное строительство.

Несколько лет назад количество новостроек в Котласе стало увеличиваться, в 2007 году объем вновь построенного жилья составил 32,6 тыс. кв. м, что на 38% превышает уровень предыдущего 2006-го. Подобный всплеск объясняется прежде всего высоким покупательским спросом, поскольку львиная доля строительства (свыше 80%) ведется на деньги частных инвесторов. Стоимость квадратного метра по столичным меркам здесь невысока – около 14-15 тыс. рублей, в то время как на вторичном рынке недвижимости метр обходится в среднем в 30 тыс. рублей.

Неудивительно, что когда строители очередной раз начинают формировать списки дольщиков, 90-квартирный дом раскупается в течение часа. Чтобы внести деньги, люди стоят в очередях, многих дополнительно привлекает, что в новых домах используется автономная система отопления, позволяющая весомо экономить на коммунальных платежах. Среди будущих новоселов довольно велик процент уволившихся в запас военнослужащих с жилищными сертификатами. Не имея возможности приобрести жилье в крупных городах, они охотно едут на постоянное жительство в Котлас. По словам Бральнина, местная власть этому только рада: приезжий народ в основной массе еще вполне трудоспособного возраста плюс имеет весьма востребованные технические специальности.

К сожалению, ныне город практически исчерпал возможности для точечной застройки, все свободные пятна освоены. Перед администрацией стоит задача перейти к освоению целых микрорайонов в той части Котласа, которая не обеспечена коммунальной инфраструктурой. Чтобы не допустить значительного роста себестоимости строительства, муниципалитет разработал целевую программу обустройства инженерной инфраструктуры. «За счет бюджетных средств мы намерены прокладывать в новых микрорайонах коммунальные сети. Застройщик, который приобретет землю для строительства жилья, будет знать, что здесь осталось только возвести „коробку“ да подключиться к существующим сетям», – говорит Андрей Бральнин.

Как и во многих других провинциальных городах, в райцентре остро стоит вопрос ветхого и аварийного жилья, занимающего в структуре жилищного фонда 22%. Большей частью это деревянные дома барачного типа, самые новые из которых построены как минимум полвека назад. Однако жители Котласа одними из первых в Архангельской области озаботились решением заскорузлой проблемы: три года назад в муниципальном образовании приступили к строительству социального жилья для переселения проживающих в ветхих и аварийных зданиях.

С 2005 года в городе сданы в эксплуатацию и заселены один 70-квартирный и два 50-квартирных дома, а также 16 квартир, построенных при долевом участии муниципалитета. Откуда у небогатого муниципального образования немалые суммы на эти цели, объясняется просто: администрация Котласа очень активно работает над привлечением средств вышестоящих бюджетов, причем в рамках самых разных программ – строительства социальных объектов, сноса ветхого жилья, развития жилищно-коммунальной инфраструктуры и пр.

В бюджет Котласа заложены только весьма незначительные средства на разработку проектно-сметной документации и осуществление всех необходимых экспертиз. Ну а подготовленный по всем требованиям документационный пакет (заявка) уже направляется для получения денег из областного или федерального бюджета.

«Система межбюджетных отношений, к сожалению, такова, что фонды развития сформированы в вышестоящих бюджетах, – объясняет Андрей Бральнин. – Таковы правила игры, но поскольку политика государственная сегодня состоит в том, чтобы развивать строительство, инфраструктуру инженерную, при правильной документации и вовремя направленных заявках мы получаем необходимые нам деньги. Хотелось бы, конечно, больше, но, учитывая, что областной бюджет дотационный… Надеемся, что с приходом нового губернатора активность работы с федеральным бюджетом возрастет».

По количеству вновь построенного жилья на душу населения (0,45 кв. м) Котлас занимает сегодня первое место в области, аналогичный региональный показатель составляет 0,17 кв. м, в целом по Российской Федерации – 0,4 кв. м. Если учесть, что федеральный центр ставит регионам задачу достичь в ближайшее время показателя 0,5 кв. м в расчете на душу населения, то Котлас, безусловно, подошел к этому рубежу ближе, чем кто-либо в области.

Миссия локомотива

Как считают в управлении экономического развития, в ближайшие несколько лет наиболее быстро в Котласе будут развиваться строительная отрасль, торговля и сфера услуг. Последняя представлена в городе пока явно недостаточно, причем в дефиците самые разные услуги, начиная от сугубо бытовых (ремонт, пошив, уборка квартир) и заканчивая специализированными (юридическая, аудиторская помощь, организация досуга и др.). О том, насколько просторна эта ниша, свидетельствует, в частности, такая статистика: за последние два года в Котласе создано свыше десятка новых агентств по торговле недвижимостью. И все они вполне мирно уживаются.

Еще одной «точкой роста» обещают стать в ближайшем будущем транспортные перевозки. После того как был построен мост через Северную Двину, Архангельская область стала доступнее для московского бизнеса, и неудивительно, что сегодня в регионе открывают свои офисы все новые и новые столичные транспортные компании. Сфера их интересов – грузовые и пассажирские внутригородские перевозки.

Муниципальное предприятие Котласа, занимавшееся пассажирскими перевозками, в настоящее время проходит процедуру банкротства. «Да, этот рынок переходит в частные руки, муниципального перевозчика больше не будет, но ничего страшного не произойдет, – считает Бральнин. – При грамотном взаимодействии администрации муниципального образования с частными перевозчиками проблема решается совершенно спокойно. Причем даже вложения бюджетных денег не потребуется: частники сами купят технику, сами будут ее эксплуатировать и нести все сопутствующие этому бизнесу риски. Благо нынешняя система налогообложения позволяет им работать в более выгодных условиях, нежели крупному предприятию».

«Мы не ставим перед собой задачу выделить какой-то кластер и пытаться на него влиять, чтобы развивался именно этот конкретный сектор экономики, – говорит Андрей Бральнин. – Основная задача для нас – это, во-первых, создать наиболее благоприятные условия для развития бизнеса на нашей территории. Во-вторых, за счет разработки своих целевых программ обеспечить нашим гражданам максимально полную социальную инфраструктуру и необходимый уровень комфорта проживания».

Котлас – Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №24 (372)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама