Кто обжигает горшки

Русский бизнес
Москва, 07.07.2008
«Эксперт Северо-Запад» №27 (375)
Чтобы сохранить многовековую традицию народных мастеров, «Псковскому гончару» пришлось научиться выживанию на массовом рынке

Каждый пскович, да и любой турист знает расположившийся в центре Пскова магазин «Псковский гончар», на полках которого выставлены изделия одноименного предприятия: глиняные статуэтки, сервизы, игрушки с местным колоритом, сувенирные расписные тарелки с историческими видами Псковщины. Жители других регионов, вплоть до Хабаровска и Владивостока, больше знакомы со столовой посудой – тарелками, плошками, горшками. Покупатели охотно приобретают недорогие изделия в стиле «фолк», не особо задумываясь, впрочем, о месте их происхождения.

Несмотря на популярность на малой родине и широкую географию продаж, завод керамических изделий «Псковский гончар» живет нелегко. Подобных предприятий в России – по пальцам пересчитать, но эксклюзивные изделия пользуются ограниченным спросом и вала продаж не обеспечивают. Руководству предприятия пришлось провести реструктуризацию продуктового портфеля, научиться продавать изделия на массовом рынке и взяться за поиски стратегического партнера, иначе исторический промысел может быть утрачен.

Псковские кентавры

Если верить археологам, особый стиль псковских гончаров зародился примерно в XV-XVI веках. В те годы город, выросший на берегах рек Псковы и Великой, активно застраивался, в моду вошли изразцовые печи. Для их покрытия изготавливалась своеобразная, с характерным рельефом декоративно-строительная керамика с изображениями птиц, кентавров, барсов, человеческих фигур. Таких диковинных животных не встретишь на керамических изделиях других русских центров гончарного мастерства. Постепенно ремесло распространилось за пределы посада, в ближайшие деревни – Лопатино, Яблонец, Луковки. Деревенские гончары стали делать более транспортабельный товар для продажи на псковском рынке – глиняную посуду и игрушки. Специальных игрушечных промыслов на Псковщине не было, игрушки были сопутствующим продуктом, тем не менее им присуще стилевое своеобразие. Свистульки в виде всадников, коней, птиц, баранов, коров покрывались глазурью или однотонным зеленым, бесцветным, желтым, коричневым поливом. Не так нарядно, как в Дымково, но с изделиями мастеров других губерний не спутаешь.

Завод «Псковский гончар» был построен в советское время как раз на месте деревни Луковки. Мастера «Псковского гончара» владеют всеми приемами своих предшественников. Не только посуда, но и керамические колокола, вазы, панно, куклы в костюмах разных эпох производятся по тем же технологиям, что и два-три века назад.

«Найдены архивные источники, подтверждающие, что нашему промыслу более трехсот лет, и на нашем предприятии есть потомки тех династий, которые из поколения в поколение занимались этим ремеслом. Да и сейчас оно передается по наследству. Например, двое наших молодых художников – из семьи мастеров, которые всю жизнь проработали на заводе», – рассказывает главный художник завода Валентина Дементьева.

Не сувениром единым

В мастерской художников на втором этаже производственного корпуса, наверное, и обитает душа предприятия. Пятеро мастеров, трое из которых работают на заводе с момента его основания, с 1966 года, решают непростую задачу – как увязать прихотливый современный спрос с вековыми традициями псковских горшечников. Здесь же выполняются штучные заказы и авторские работы. Но «сувенирка» составляет лишь 10-15% выпускаемой предприятием продукции – такова уж структура сегодняшнего спроса. Туристов, охотно покупающих свистульки и кружки с местной исторической символикой, в Пскове немного, а мода на сервизы в стеклянных горках, подогревавшая интерес к изделиям завода среди псковичей, давно в прошлом. Ныне в фаворе функциональность и практичность. Следуя требованиям времени, завод был вынужден переориентироваться на выпуск относительно недорогой качественной посуды для повседневного пользования.

Основное производство, сосредоточенное в небольших кирпичных двухэтажках, отнюдь не штучное – поточное. Глина, поступающая с карьера, размалывается в больших барабанах, туда же заливается вода, в итоге получается липкая однородная суспензия – шликер. В барабанах шликер обезвоживается и выходит на свет в виде коржей, из которых формируется однородная масса. Девять из десяти изделий – формовочные. Большинство формовочного оборудования изготавливается на предприятии своими силами. «Зарубежные станки стоят дорого, если бы мы их покупали, наши горшочки стоили бы как золотые», – поясняют мастера.

Во всю длину производственного корпуса растянулась гигантская печь для обжига. По обе стороны печи выстроены в ряд заготовки для горшочков разных размеров, готовые к двойному обжигу. После первого обжига изделия приобретают красноватый цвет и механическую прочность. Бледные крышки горшочков становятся заметно ярче. Потом их можно глазировать. Затем второй обжиг, а дальше – отбраковка, упаковка, склад. Это для тех изделий, которым суждено остаться красноватого и темно-желтого цвета. Но часть партии поднимают лифтом на второй этаж – на участок кистевой росписи. Здесь трудится чисто женский коллектив, возможно, из-за кропотливости работы: каждое изделие расписывается вручную по образцам.

«Вот это и есть наша основная продукция – горшочки, наборы для холодца, тарелки, пельменницы. Это самая ходовая продукция. Даже кружки выпускаются в малых количествах, из-за того что магазины завалены китайскими изделиями», – говорит директор предприятия Александр Моисеев.

Подарки небес

«Гончар» в конце 1990-х годов вышел на массовый рынок, но выжить на нем оказалось непросто: все сильнее давит ценой Китай, в котором число керамических производств исчисляется тысячами. Пока ценовую конкуренцию псковичи с трудом, но выигрывают. Большой плюс – залежи великолепной глины вдоль берегов реки Черехи, которые триста лет назад побудили жителей деревни освоить гончарный круг. Сегодня основной пользователь глины – кирпичный завод, который делится сырьем с «Гончаром», что позволяет последнему значительно снизить затраты на производство. «Карьер отсюда всего в пяти километрах. Цена сырья – около 500 рублей за тонну, или 50 копеек за килограмм. В месяц предприятию требуется порядка 50-60 тонн. Это мизер по сравнению с объемами, которые потребляет „Псковкирпич“», – рассказывает директор.

Сырьевые запасы в ближайшие десятилетия, по расчетам специалистов, не иссякнут. А вот время действия другого фактора, повышающего конкурентоспособность продукции предприятия, подходит к концу. Имеются в виду достаточно низкие даже для небогатой Псковщины зарплаты сотрудников – порядка 9 тыс. рублей в месяц. Пока проблем с кадрами у предприятия нет, но, учитывая оживление экономической жизни региона, не сегодня завтра они могут возникнуть.

«Наш завод относится к предприятиям народных художественных промыслов. Таких в стране всего восемнадцать. Статус дает ощутимые преимущества: государство субсидирует из федерального бюджета до 90% расходов на электроэнергию, а с этого года еще введено субсидирование расходов на газ. Для энергоемкого керамического производства это очень важное подспорье», – поясняет Александр Моисеев.

Особый статус получить непросто. Процесс согласований требует времени: статус изделия высокого художественного достоинства подтверждается сначала на уровне области. Затем – на федеральном, в Минпромэнерго. Эту процедуру прошел практически весь ассортимент «Гончара» – более 200 наименований продукции.

В поисках опоры

Ни внимание государства к эксклюзивному производству, ни запасы сырья буквально под ногами не помогли бы «Гончару», если бы его руководство вовремя не приняло ряд верных решений для обеспечения его «плавучести» и не провело реструктуризацию продуктового портфеля. Сохранить традиции псковских ремесленников можно было единственным способом – за счет увеличения доли востребованной рынком, менее эксклюзивной и недорогой в производстве продукции.

Но переориентации производства на горшки-пельменницы оказалось недостаточно – завод столкнулся с проблемой сбыта. Собственный магазин сувенирной продукции в большей степени работал на имидж, чем на оборот. Другие торговые точки Пскова и городов области были уже охвачены, а чтобы дотянуться дальше, у производителей не хватало навыков. Случались заказы со стороны, но на небольшие партии, что осложняло планирование производства, придавало ему неровный, нервозный характер.

«Псковский гончар» хотел и мог производить больше. А вот продавать больше – не мог. Проблема была решена год назад, когда руководство завода смогло найти крупного заказчика, поставляющего продукцию в федеральные торговые сети, запрашивающие недорогую, но качественную продукцию. «Мы вышли на компанию из Петербурга „СтройРемонт“, заключили с ней эксклюзивный дилерский договор. Она является нашим представителем на Северо-Западе, за исключением Новгородской и Псковской областей», – рассказывает Моисеев.

Интерес крупных клиентов связан именно с посудными изделиями: спрос на них настолько высок, что сегодня выполнить все заказы завод не успевает. Рост выпуска продукции завода «Псковский гончар» в 2007 году составил 20%. Наращивать выпуск продукции дальше пока нет технических возможностей, а на расширение мощностей нет собственных средств. В качестве варианта решения проблемы рассматривается поиск стратегического инвестора. Тот же «СтройРемонт» не против инвестировать в развитие «Гончара», при условии что он будет совладельцем. Окончательное слово – за собранием производственного кооператива (такова сегодня форма собственности предприятия), но для псковских гончаров это реальный шанс встать на обе ноги и сохранить традиции своего мастерства.

Псков

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №27 (375) 7 июля 2008
    Реформирование энергетики
    Содержание:
    Запертая республика

    В новой жизни российской энергетики набирающие силу рыночные механизмы требуют от всех участников тщательного просчета предпринимаемых шагов, а от государства – грамотного регулирования

    Реклама