Враг не тот

Тема недели
Москва, 07.07.2008
«Эксперт Северо-Запад» №27 (375)

C прекращением деятельности РАО «ЕЭС России» 1 июля завершилась реформа энергетической монополии, фактически начавшаяся в 1999 году. Анатолий Чубайс гордится тем, что реформа принесла российской энергетике почти 1 трлн рублей инвестиций. Однако власти регионов не разделяют его оптимизма и критикуют новых владельцев энергокомпаний за нежелание наращивать генерирующие мощности для подключения новых потребителей.

Распространено убеждение, что виной всему приватизация генерирующих компаний РАО ЕЭС в пользу крупных промышленных холдингов. Они-де скупили электростанции и сейчас используют их в интересах своего основного бизнеса, пренебрегая прочими потребителями. Между тем проблемы с подключением новых потребителей в регионах возникли еще до приватизации. И камнем преткновения далеко не всегда был дефицит генерирующих мощностей.

Во многих случаях и раньше, и сейчас главные проблемы создает неразвитость сетевой инфраструктуры – нехватка линий электропередач, электроподстанций. Из-за этого даже существующие электростанции не могут передавать свою энергию потребителям. От этого страдают все, в том числе и сами электростанции, вынужденные работать вполсилы (вблизи станций потребителей мало, а туда, где их много, энергию из-за сетей не передать). А ведь недозагрузка станций увеличивает долю постоянных затрат, и энергия становится более дорогой. Именно по этой причине две трети известной петербургской программы «Чубайс – Матвиенко» посвящено именно сетям и только треть – генерации. Неразвитость сетевой инфраструктуры обостряет проблему запертых мощностей, а нередко и создает ее. Запертые мощности есть во всех регионах (даже в Петербурге), а в северных они зачастую являются главной причиной энергодефицита. Именно такова ситуация в Республике Коми, которая страдает от дефицита энергии, притом что общая генерация в республике избыточна.

На примере Коми хорошо виден серьезный дефект реформы РАО ЕЭС. Сконцентрировав усилия на создании конкуренции в сфере генерации (для чего были образованы ОГК и ТГК), реформаторы не уделили должного внимания сетям, определяющим возможности перемещения энергии по территории России. Между тем эти возможности изначально были сильно ограничены. Единая энергосистема страны была рассчитана на переброс энергии с одной территории на другую лишь в особых случаях – для ее отвода от гигантских электростанций (АЭС и сибирских ГЭС) или когда где-то возникал внезапный дефицит. Рынку же необходимо постоянное перемещение большого количества энергии, без этого невозможно организовать эффективную ценовую конкуренцию в среде энергопроизводителей и продавцов. Любой настоящий рынок требует свободы перемещения товара, то есть хорошо работающего транспорта. В энергетике такого транспорта никогда не было. Его создание только начинается.

Хотя полноценного рынка электроэнергии в России еще нет, благодаря реформе сделан решительный шаг в этом направлении. В новой ситуации необходим и новый взгляд на российскую энергетику. Проще всего обвинять новых собственников, но разумнее прислушаться к их аргументам. От них требуют строительства электростанций, а они утверждают, что разумнее ликвидировать дефицит энергии путем развития сетей. И они, похоже, правы. Тем более что эксперты говорят о серьезных рисках инвестиций в генерацию, связанных с дефицитом мощностей энергомашиностроения, будущей невостребованностью генерирующих мощностей (при повышении энергоэффективности российской экономики) и прямыми финансовыми убытками из-за срывов сроков реализации инвестпрограмм (см. «Эксперт» №24 от 16 июня 2008 года).

Хотя, конечно, приватизация таит и угрозы. Так, ничего хорошего не сулит массовая скупка энергокомпаний «Газпромом». Вместо государственной монополии мы можем получить полугосударственную. Со всеми прелестями государственного хозяйствования. Которое до сих пор создает нам проблемы – электросетевая инфраструктура, все эти линии электропередач и электроподстанции, как известно, принадлежат полностью контролируемым государством Федеральной сетевой компании и межрегиональным распределительным сетевым компаниям.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №27 (375) 7 июля 2008
    Реформирование энергетики
    Содержание:
    Запертая республика

    В новой жизни российской энергетики набирающие силу рыночные механизмы требуют от всех участников тщательного просчета предпринимаемых шагов, а от государства – грамотного регулирования

    Реклама