Прощай, бонус

Спецвыпуск
Москва, 14.07.2008
«Эксперт Северо-Запад» №28 (376)
Благодаря конкуренции в банковском секторе ставки по автокредитам снижаются, зато стоимость страховых продуктов будет расти

Застраховать приобретаемый в кредит автомобиль в большинстве случаев – обязанность заемщика. Без полиса каско (страхование от угона и ущерба) большая часть банков просто не выдаст кредит. Помимо этого, необходимо приобрести полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В совокупности обе страховки сейчас обходятся примерно в 10% от стоимости автомобиля, а в перспективе их цена возрастет.

По случаю пятилетия действия Закона об ОСАГО (в России его запустили 1 июля 2003 года) глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев выступил с инициативой «нормализовать тарифы» по ОСАГО. Проще говоря, предложил повысить их. Страховщики уже давно жалуются на стремительно растущие выплаты по «автогражданке». Согласно исследованиям, проведенным АЦ «Эксперт Северо-Запад», выплаты по договору ОСАГО по Северо-Западу за 2007 год в среднем выросли на 5%, а размер премии почти не изменился. Отношение выплат к сумме премий по итогам 2007 года в среднем по СЗФО составило 52%, а в отдельных регионах, например в Мурманской области, превысило 89%. Кстати, в Петербурге и Ленобласти один из самых низких уровней убыточности – 44%. В связи с этим предполагается пересмотреть региональные коэффициенты и базовый тариф. По мнению многих страховщиков, это вопрос уже решенный и повышение произойдет в течение ближайшего года. Пока только неясно, насколько увеличатся тарифы.

В начале года Российский союз автостраховщиков предложил Минфину повысить базовый тариф по ОСАГО для физических лиц с 1980 до 2417 рублей, то есть на 22%.

С поправкой на угоны

В отличие от ОСАГО, тарифы по каско страховщики пересматривают регулярно, понижая их для одних категорий страхователей и повышая для других. «Для владельцев автомобилей стоимостью до 600 тыс. рублей мы повысили тарифные ставки на 8-10%, стоимостью свыше 1,5 млн рублей – в среднем понизили на 5-7%», – говорит директор департамента автострахования и риск-менеджмента «КИТ Финанс Страхование» Антон Рюмин. Но как бы ловко страховщики ни жонглировали тарифами, их средняя стоимость упорно ползет вверх. На это есть несколько причин.

Во-первых, увеличиваются затраты страховых компаний на ремонт автомобилей: повышаются в цене и запчасти, и стоимость работ на станциях технического обслуживания. Согласно исследованию АЦ «Эксперт Северо-Запад», некоторые автодилеры увеличили в текущем году стоимость нормо-часа по сравнению с прошлым годом на 20-35%. Более других подорожали работы по ремонту автомобилей эконом-класса. Существенно меньше подорожала или осталась неизменна стоимость работ по автомобилям премиум-класса. «Тенденция уменьшения тарифов на дорогие автомобили (премиум-класса) продолжится. Тарифы на страхование по каско автомобилей среднего и эконом-класса будут немного увеличиваться. Все колебания тарифов проходят в пределах 10-20%», – констатирует заместитель генерального директора страховой компании «Регион» Максим Кондрашов.

Вторая причина, существенно влияющая на стоимость страховки, – популярность марки среди угонщиков. Иногда страховщики устанавливают заградительные тарифы на определенные марки, чтобы отпугнуть хозяев рисковых машин. Но чаще требуют установить дополнительные охранные системы. Как правило, одним охранным устройством страховщики не ограничиваются, и владельцам авто приходится тратить десятки тысяч рублей на хитроумные механические и электронные приборы. Однако эти затраты нередко не идут на пользу как владельцам авто, так и страховщикам, которые теряют клиентов.

«В 2007 году самые высокие тарифы устанавливались для BMV X5, Lexus RX, Lexus GX, Lexus LX, Porsche Cayenne, Toyota Land Сruiser 100, Toyota Land Сruiser Prado. В 2008 году к этому списку добавились еще две марки – Toyota Land Сruiser 200 и Audi Q7», – перечисляет начальник управления розничных продаж петербургского филиала МСК Олег Волошин. И добавляет, что повышенные требования по противоугонным системам предъявлялись к Honda Accord в 2007 году, а в 2008-м тариф был увеличен в 1,8 раза.

Конкуренция слаба

И наконец, третья существенная причина повышения тарифов на страховку от угона и ущерба – высокая концентрация рынка. Первые десять компаний фактически собирают более 80% совокупных страховых премий по каско в СЗФО. И доля крупных компаний год от году увеличивается. Вероятно, это главная причина, по которой тарифы в Петербурге выше, чем в Москве.

Определенную роль в концентрации страхового рынка сыграли банкиры. Они разрешают заемщику страховать приобретаемый в кредит автомобиль только в избранных компаниях, которым доверяют, поскольку выгодоприобретателем по страховке выступает кредитная организация до тех пор, пока долг не будет погашен.

Государство в лице Федеральной антимонопольной службы пытается навести порядок во взаимоотношениях банкиров и страховщиков, но пока тщетно. «Сотрудничество с банками по-прежнему довольно проблематично. Несмотря на все усилия государственных контролирующих органов, банки продолжают в обмен на совместную работу требовать от страховщиков размещать у них депозиты. Причем после прошлогоднего кризиса ликвидности страховые компании в большей степени, чем раньше, рассматриваются как дополнительный ресурс привлечения денежных средств путем размещения на депозиты», – говорит Кондрашов.

Следует также учитывать, что страховка, купленная в салоне, обычно стоит дороже, чем в офисе страховой компании, ведь автосалоны, как правило, берут комиссию за продажу полиса, да и банкиры не гнушаются страховыми деньгами. «Наличие большого числа посредников при продаже полисов автострахования не позволяет говорить о снижении стоимости страховок. Тарифы, предлагаемые по некоторым каналам продаж, уже не обеспечивают уровень, достаточный для покрытия убытков», – отмечает Рюмин.

Впрочем, есть и положительные сдвиги во взаимоотношениях финансистов. «Если ранее существовало требование страховать транспортное средство на весь срок кредита и автовладельцы могли столкнуться с трудностями при желании перейти в другую страховую компанию, то теперь приобретение полиса на год с последующим продлением срока страхования является обычной практикой», – отмечает директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона компании «Ренессанс страхование» Алексей Образцов.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №28 (376) 14 июля 2008
    Градостроительство
    Содержание:
    Скорректировать мечту

    Амбициозные планы наводнить Петербург небоскребами и подземными автостоянками разбиваются о технические возможности и неблагоприятную геологию города

    Реклама