Мир «Автомиру»

Русский бизнес
Москва, 02.02.2009
«Эксперт Северо-Запад» №4 (402)

Мировым соглашением завершилась многолетняя тяжба за название между московской группой компаний «Автомир» и петербургским ООО «Автомир». Торговой маркой «Автомир», включающей товарный знак (название) и элементы фирменного стиля, теперь на российском автомобильном рынке будет пользоваться только одноименная московская группа компаний. Под каким названием будет существовать уступившая бренд питерская сеть автоцентров, пока неизвестно.

Спор возник в 2005-м, когда московская компания «Автомир», обладающая с 1995 года правами на использование одноименной торговой марки по классу «реализация и продажа автомобилей», вышла на рынок Петербурга. В городе с 1999 года уже работал «свой» «Автомир», у которого зарегистрированных прав на использование этого торгового знака не было. Равно как и желания менять привычное название, ведь до сих пор количество его автоцентров в Петербурге вдвое больше, чем у московского «тезки». Поэтому, хотя ФАС признал действия петербургского «Автомира» недобросовестной конкуренцией еще в октябре 2005 года, тот держался до последнего – подал апелляцию в суд и продолжал работать под прежней торговой маркой.

Московский «Автомир» столкнулся с конкурентами с аналогичным названием практически с момента своего создания. Хотя обращение в ФАС и в суд требует денег и времени, москвичи видели прямой смысл отстаивать эксклюзивное право на марку, которую неплохо раскрутили в первые годы работы – автомобили с фирменной наклейкой «Автомир» встречаются во многих городах России. Но даже сегодня, несмотря на почти пятнадцатилетнюю борьбу с «двойниками», по оценке маркетологов, по всей стране насчитывается около 220 «Автомиров».

Чтобы снизить расходы, ГК «Автомир» активно защищает свой торговый знак только в тех регионах, где планирует развиваться. Процесс борьбы начинает с переговоров, которые в большинстве случаев проходят успешно. «Мы не делаем резких шагов и оставляем путь для добровольного переименования. Заключаем соглашение, которое дает дублирующему бренду время для смены названия, чтобы не наносить ущерб его бизнесу. Ведь среди этих компаний есть и те, кто не копировал нас сознательно, а взял название, лежащее на поверхности», – объясняет логику своих действий директор по стратегии и развитию ГК «Автомир» Владимир Петров.

Это не первый случай подобного рода споров. Пивоваренная компания «Балтика» воевала с производителями одноименной водки, а петербургский холдинг «Фаэтон» – с концерном Volkswagen за аналогичное название одной из моделей. Не зря от товарного знака требуется наличие различительной способности. Понятия «автомир» или «автобизнес» привлекательны, но слишком общи. Со временем они могут утратить различительную способность и начнут восприниматься как наименования вида услуг или бизнеса.

Сегодня мы стали называть памперсами все подгузники, джипами – все внедорожники, ксероксами – все копировальные машины. И мало кто знает, что такие слова, как «термос» и «эскалатор», ставшие родовыми понятиями, изначально были названиями торговых марок. А о родовых понятиях в суде не спорят. 

У партнеров

    Реклама