Увлеклись сведением счетов

Повестка дня
Москва, 02.02.2009
«Эксперт Северо-Запад» №4 (402)
Россия ввела дорожные сборы для иностранных автоперевозчиков. Симметричная мера со стороны стран ЕС может подорвать бизнес международных перевозчиков СЗФО

С 1 февраля иностранные автоперевозчики начали платить за проезд по автомобильным дорогам России. Согласно постановлению федерального правительства «О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ», пребывание в стране любой машины грузоподъемностью свыше 3,5 тонн стоит 385 рублей в сутки (5 тыс. рублей за месяц, 60 тыс. – в год). В перечне стран, компаниям которых придется раскошелиться, 29 государств – членов ЕС и СНГ. Среди них – Финляндия, Литва, Латвия, Эстония.

Сборы за пользование автодорогами – не отечественное ноу-хау. Его автор – Евросоюз. Российские перевозчики давно платят взносы, пользуясь трассами многих государств Европы (например, Германии, Швеции) и СНГ. Однако Россия ответила несимметрично, введя сбор также в отношении тех государств, где нет дорожных платежей.

«Половина стран из постановления не берут платежи за инфраструктуру с российских перевозчиков. Появление избыточного перечня ставит под вопрос юридическую чистоту этого документа. Он противоречит закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», допускающему применение адекватных мер со стороны России тогда, когда они используются по отношению к ее перевозчикам. Кроме того, с рядом государств из списка есть межправительственные соглашения о взаимном освобождении от сборов за инфраструктуру», – категоричен заместитель руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по СЗФО Константин Шаршаков.

По мнению президента латвийской международной ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto Валдиса Трезиньша, сначала надо было изменить соглашения между странами, а потом вводить новый порядок. Впрочем, Латвия тоже вводит дорожный сбор с грузовиков полной массой свыше 12 тонн, но несколько позже, летом 2009 года.

На первый взгляд нововведение позволит российскому бизнесу усилить свои позиции на рынке: перевозчики получают определенное ценовое преимущество перед иностранными коллегами. Это в условиях роста конкуренции за грузопотоки и повсеместного падения ставок на перевозку (по данным АСМАП, на 20-25% с ноября 2008 года) сыграет позитивную роль. Однако если страны, раньше не собиравшие платежи, введут их, эта ответная мера уронит рентабельность отечественных фирм на ряде международных направлений и главными пострадавшими станут транспортники, работающие с Финляндией. Компании из РФ перевозят 80% всех грузов между Россией и Суоми.

«Финляндия пока не взимает с российских перевозчиков дорожные сборы. Однако в финском Министерстве транспорта и связи создана рабочая группа, которая рассматривает вопрос о их введении, – заявил корреспонденту «Эксперта С-З» директор дорожного управления Юго-Восточной Финляндии Анти Ринта-Порккунен. – Рано или поздно это произойдет».

Дорожные сборы для Минтранса РФ – важный инструмент транспортной политики, позволяющий компенсировать дефицит средств на содержание и развитие инфраструктуры, а также экологический ущерб, наносимый грузовиками. Спору нет, денег на автодороги выделяется недостаточно. Но проблема не только в этом: средства неэффективно используются. Давно стала притчей во языцех практика завышения смет, экономия на качестве материалов. Поэтому в первую очередь надо создавать систему, в которой не воруют. А сколько дополнительных средств через нее проходит – вопрос второстепенный.

У партнеров

    Реклама