Цена промедления

Русский бизнес
Москва, 02.02.2009
«Эксперт Северо-Запад» №4 (402)
Готовность государства поддерживать промышленность существует пока только на словах

В конце 2008 года правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень системообразующих организаций. Туда вошли предприятия транспорта, энергетики, нефтегазовой отрасли, машиностроения, ВПК и др. По словам чиновников, включение в этот список означает «пристальное внимание» государства к данному предприятию, хотя и не гарантирует финансовой поддержки. Механизмы господдержки ключевых предприятий корреспондент «Эксперта С-З» обсудил с генеральным директором ведущего разработчика газотурбинных двигателей ОАО «Климов» Александром Ватагиным. В ходе разговора стало ясно, что господдержка организована из рук вон плохо, а цена промедления сейчас очень высока.

Длинные и дешевые

– Нуждается ли «Климов» в финансовой поддержке?

– У нас есть два кредита, которые заканчиваются в следующем году. Обеспечением по ним является выручка по контрактам. В силу объективных причин выплаты по ним задерживаются. Выплаты будут, в этом ни у кого сомнения нет, но в более поздние сроки. Наша задача – перекредитоваться. Ставки, которые предлагают банки сегодня, никого не устраивают. Сейчас мы ведем переговоры о кредитах под прежние ставки, исходя из которых у нас уже сверстан бюджет. Если государство может помочь, пусть поможет перекредитоваться на докризисных условиях. Длинные дешевые деньги – это, наверное, главное, чего ждут от государства все предприятия.

– Вы уже получали целевую государственную поддержку?

– Основная на сегодняшний день форма поддержки – частичная компенсация процентов по кредитам на ведение экспортной деятельности и техническое перевооружение. Мы много раз подавали заявки, но за четыре года ни разу компенсацию не получили. Если государство действительно намерено помочь промышленности, эта процедура должна быть упрощена.

– Включение «Климова» в перечень 295 системообразующих предприятий вылилось в практическое русло?

– Пока нет. Главное – мы не знаем, как этим статусом воспользоваться. Не существует регламента: куда идти, к кому обращаться, с чем? По нашим сведениям, деньги, выделенные из Стабфонда для поддержки реального сектора экономики, пока еще никто не получил.

Кризисом не испугать

– Есть ли у компании антикризисная программа?

– Антикризисная программа у нас была разработана еще в 2004 году. Все эти четыре с половиной года мы работали в рамках этой программы. Коллектив предприятия уже адаптировался и привык работать в сложных условиях, когда каждый день проводится сверка бюджета, ко всем предъявляются повышенные требования, во всем строгий учет и контроль. Поэтому перестраивать систему управления, вводить какие-то специальные меры необходимости нет. Сегодняшний кризис не вызывает у нас шока или испуга. Однако всю опасность ситуации мы понимаем. Для нас она больше всего кроется в неплатежах наших партнеров.

– Вам приходится увольнять сотрудников?

– Массовых увольнений у нас нет. Оптимизация организационной и функциональной структуры, конечно, идет постоянно. Но мы скорее нуждаемся в квалифицированных рабочих, инженерах, конструкторах.

Не откладывать на завтра

– Со времен развала СССР украинская компания «Мотор Сич» была основным поставщиком вертолетных двигателей для российской боевой авиации. В какой стадии сейчас локализация производства двигателей на территории России?

– Нам поручено до 2010 года наладить полный цикл производства в России. Ранее это поручалось другим организациям. Годы шли, они ничего не делали. «Климов» предлагал свою модель, она не принималась. Когда все поняли, что кроме нас осуществить локализацию никто не сможет, поручили нам. Но сроки остались те же.

– Насколько задача реализуема?

– На 100%. В первом квартале 2010 года мы покажем двигатели, в которых не будет ни одной детали, купленной на Украине. Задачу будем решать в широкой кооперации с моторостроителями России. Согласованы план кооперации, план-график освоения производства, к марту будет сформирована окончательная ведомость исполнения.

– Многие машиностроительные предприятия стараются оптимизировать свои производственные мощности за счет создания новых компактных производств. Аналогичный план вынашивает и «Климов». В какой стадии этот проект?

– Общая стоимость проекта – около 4 млрд рублей. В прошлом году уже было выделено 64 млн на приобретение оборудования. Необходимые деньги мы рассчитываем привлечь в виде банковских кредитов по щадящей ставке, а средства господдержки направить на погашение процентов. В ближайшие дни выходим на проектный комитет Оборонпрома, затем – на проектный комитет Ростехнологий. Пока что взаимопонимание есть между всеми сторонами, включая потенциальных кредиторов – Сбербанк и Внешэкономбанк. Но этот путь еще надо пройти. Получение бюджетных денег – процедура очень консервативная и забюрократизированная.

Мы очень рассчитываем, что деньги будут выделены. Учитывая, что основные фонды в промышленности относятся к советскому времени, сейчас буквально последний шанс обновиться. Если оставить на потом, это может обернуться гораздо большими расходами, да и не факт, что удастся догнать конкурентов. Даже в кризис необходимо заниматься перспективными проектами.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама