Разберемся по-семейному

Русский бизнес
Москва, 13.04.2009
«Эксперт Северо-Запад» №14 (412)
«Малому бизнесу не нужно помогать – помогать надо больным и немощным. Нужно только создать условия для развития предпринимательства», – уверен руководитель фирмы «Праздник» Георгий Аронов

Одна из старейших в Петербурге компаний event-бизнеса (основное направление – проведение свадебных торжеств) – фирма «Праздник». Основателем и руководителем фирмы является Георгий Аронов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента факультета экономики, управления и права ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, автор монографий, посвященных вопросам управления, и проекта закона «О реформации малого предпринимательства». В 2008 году Георгий Аронов, активно консультирующий других бизнесменов на основе собственного опыта, был удостоен звания «Предприниматель года» за вклад в развитие малого предпринимательства.

В настоящее время в управлении бизнесом участвуют также члены семьи Георгия Аронова, расширившие спектр услуг фирмы. Одна из дочерей организовала салон свадебного платья, другая – службу проведения банкетов. При этом как сам Георгий Аронов прошел все стадии работы с нуля, так и дочери его с начальных позиций выросли до администраторов, а затем и до руководителей направлений.

Несмотря на кризис, Аронов нацелен на активное развитие и уверен в том, что при некоторых корректировках законодательства и обеспечении нормальных условий работы малый бизнес способен развиваться и без прямой финансовой поддержки государства.

Вперед и с песнями

– Расскажите о том, как вы пришли к идее организации event-бизнеса.

– Начиная с 15 лет я по вечерам подрабатывал музыкантом на танцах, а с 1974 года – руководителем ансамбля в фирме «Невские зори», которая занималась обслуживанием свадеб. Уже в тот период у меня появилась мысль о создании собственной фирмы, поскольку хотелось сделать все по-своему. И когда в 1987 году вышел указ о создании кооперативов, я эту идею реализовал – создал кооператив при тресте столовых Московского района. Набрал музыкантов, стал предлагать новые услуги. Например, видеосъемку, на которую в то время нужно было создавать спрос. Меня спрашивали: «Зачем нам видеосъемка, если нет магнитофонов?» Я отвечал: «Видеомагнитофоны со временем появятся, но свадьбу вы уже не снимете».

На основании закона об арендных предприятиях, изданного в 1990 году, кооператив «Праздник» был реорганизован в фирму «Праздник». С выходом закона о выкупе арендованного имущества в 1992 году и указа президента РФ о выкупе арендованных зданий в 1995-м здание и имущество банкетного комплекса, которые мы ранее арендовали, перешли в собственность фирмы.

– Вы пострадали от нынешнего кризиса?

– Сейчас главная проблема для бизнеса – возросший процент по кредитам. Но без кредитов не может обойтись крупный бизнес, а малое предпринимательство менее всего в них нуждается. Я, например, за 22 года брал кредит только один раз.

Что касается кризисного сокращения спроса, то наша сфера к нему менее чувствительна, чем другие сегменты сферы услуг. Конечно, в сегменте корпоративных клиентов заказов стало меньше. Это было хорошо видно в декабре – ключевом месяце для таких заказов. В то же время ситуация с частными заказами стабильна: свадьбу, в отличие от корпоративного мероприятия, никто не отменяет. Число заявлений на регистрацию брака в Санкт-Петербурге не сократилось, и в прошедшем месяце мы отметили рекордный рост продаж в свадебном салоне. Да и попытки организовать мероприятия своими силами убеждают людей в том, что это неоправданно ни с точки зрения качества, ни с позиции экономии.

Конечно, реструктуризация нашего рынка неизбежна. Узкоспециализированные игроки будут вынуждены закрыться, и за счет привлечения их клиентов у многофункциональных компаний улучшатся условия для развития.

Комплексный спектакль

– За счет чего вы планируете устоять на рынке?

– Мы обладаем опытом выхода из более тяжелой ситуации 1998 года и четко представляем, что нужно делать. Прежде всего, стоит ориентироваться на сохранение привычного уровня сервиса для удержания постоянных клиентов и привлечения заказчиков из новых сегментов. Кроме того, мы реализуем ряд новых проектов. Так, с января занялись организацией питания туристических групп.

– Чем конкретно вы выделяетесь в конкурентном ряду?

– За 35 лет работы я изучил организацию свадеб досконально. Для меня свадьба – спектакль, который включает в себя полный комплекс услуг. Сегодня я не могу предложить молодоженам лишь одну услугу – подбор жениха и невесты. Все остальные вопросы можно решить непосредственно в нашем комплексе. Учитывая то, что помещение принадлежит мне, я могу предложить более низкие цены. А в нашей сфере не так много компаний, имеющих в собственности подобные помещения.

– Есть ли планы по расширению бизнеса?

– На 2009 год намечена презентация обновленных интерьеров банкетных залов, салона свадебных платьев и церемониальных костюмов. Также планируем оказывать ряд новых сопутствующих услуг. Уже сейчас мы предлагаем отдых в саунах, а в дальнейшем намерены открыть и спортивный зал. В мансарде хотим сделать прачечную, чтобы стирать белье по крайней мере для нужд собственного бизнеса, а если появится спрос, то и для партнеров. Также я планирую открыть швейное производство для салона свадебных платьев.

– Но ведь это совсем иной бизнес, требующий определенных навыков и знаний...

– По образованию я инженер, и кое-что в этом деле смыслю. В свое время в рамках кооператива я работал в производстве мебели, в организации строительных и интерьерных работ, а также создал первую альтернативу государственной службе вызова такси. Наш бизнес ориентирован на эксклюзив и масштабного производства не требует, а организовать небольшое производство мне под силу. Я не берусь за то, чего не понимаю, а потому уверен, что осуществить намеченные планы вполне реально.

Главное – не мешать

– Какие рычаги господдержки сегодня необходимы для развития малого бизнеса?

– Сегодня много говорится о помощи малым предпринимателям. Не надо им помогать. Помогать следует больным, убогим, немощным. А предпринимателям нужно просто не мешать. Надо создать условия, в которых можно нормально работать.

Отношения предпринимателя и государства можно назвать договором об оказании услуг. Государство оказывает предпринимателю услугу в виде предоставления возможности работать, а предприниматель оплачивает эту услугу в виде налога. Почему предприниматели не регистрируются и не платят налоги? Нет услуги – нет оплаты. Предоставьте нормальную услугу – она будет оплачена. Это несложно. И денег не нужно выделять – при отсутствии нормальных условий работы они только пропадут. Необходимо адекватное и понятное законодательство, обеспечивающее равные условия для предпринимателей.

– В чем вы видите неравные условия для предпринимателей?

– Переходить на упрощенную систему налогообложения (УСН) могут организации, которые за девять месяцев получают не более 15 млн рублей, помноженные на коэффициент-дефлятор (в 2009 году он равен 1,538). Получается порядка 2,5 млн рублей в месяц. Для сферы бытового обслуживания, которая почти всю выручку оставляет себе, это, может, и нормально, но для производства, особенно промышленного, где львиная доля средств уходит на приобретение материалов, – мало: это уже не малый, а микробизнес. Малый промышленный бизнес, в сущности, лишен возможности работать на упрощенке.

Несправедлив сам разрешительный принцип при определении вида налогообложения малого предпринимательства. Тренер и парикмахер могут заработать одну и ту же сумму, но налогообложение будет разным, поскольку по виду деятельности тренер не подпадает под ЕНВД. Сколько бы парикмахер ни заработал, у него налог составляет 750 рублей в месяц. А у спортсмена – 6% от оборота (15% от разницы доходов и расходов платить неудобно, поскольку это требует ведения расходной части бюджета, да и расходов у него, в сущности, нет). То есть при обороте 100 тыс. рублей парикмахер заплатит все те же 750 рублей, а тренер – 6 тыс. И это при том, что постоянно говорится о массовом развитии физической культуры и спорта. Как доцент ГУФК им. П.Ф. Лесгафта я выпускаю 500 человек в год, а работу находят только пятеро. Им просто не потянуть собственный бизнес.

Нужно снять все ограничения на выбор предпринимателем способа уплаты налогов. Хочет платить ЕНВД – пусть платит. Хочет перейти на упрощенку – пожалуйста.

– Почему не регистрируются те предприниматели, которые входят в перечень ЕНВД?

– Если предпринимателю нужен помощник, то из-за одного наемного работника он должен ехать в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования и становиться на учет как работодатель. В конце каждого квартала он должен заполнять декларации по авансовым платежам, в которых черт ногу сломит. Нужно брать бухгалтера, а это весьма дорогой работник. Да к тому же за помощника придется ежемесячно платить 14% в Пенсионный фонд. Отсюда и возникает проблема «серых» схем оплаты труда. И раз в год на электронном носителе необходимо сдавать отчеты за работника в Пенсионный фонд и Налоговую инспекцию. Получается, работать с регистрацией – себе в убыток.

Регистрируются только те, кто вынужден это делать. Например, владельцы помещений, которых легко вычислить. А вот таксистам помещение не нужно. И если таких таксистов 50 тыс., при месячном налоге 500 рублей государство могло бы получить с них 25 млн в месяц. И кому нужна вся эта макулатура, если деньги валяются на полу? Нужно упростить эти процедуры. Пусть предприниматель сдает в одно окошко налог на себя и на своего работника. А что касается накопительной пенсионной системы, то проще держать деньги в стеклянной банке – больше сумма получится.

– Как практикующий бизнес-консультант какой рецепт выживания в нынешнем кризисе вы можете предложить малым предпринимателям?

– Я бы не употреблял слово «выживание», скорее «развитие». Я считаю, что законодательные изменения, о которых я говорил, все равно будут приняты. Их неизбежность очевидна, особенно в кризисный период. И, собственно, в обнаружении этих тенденций и заключается положительная роль кризиса. Малое предпринимательство – это быстро и недорого. И от государства особой поддержки не требуется – инициативные люди все сделают сами. Скоро станет ясно, что для дальнейшего развития необходимо несколько изменить систему. Мы слышали о необходимости преобразований и от прежнего, и от нынешнего президентов. А значит, и сами преобразования не за горами.

Наличие денег для создания собственного бизнеса – не главное. Если у вас есть только деньги, они легко могут пропасть. Самое главное – уверенность в себе и четкое представление идеи. Если вы хотите делать то, в чем плохо разбираетесь, лучше не начинать. Если вы изучили все нюансы и точно знаете, как делать зажигалки и что нужно сделать для того, чтобы производить зажигалки дешевле и лучше, наладить производство будет несложно. Но предприниматель – это тоже профессия. Не каждый может танцевать или играть на скрипке, и предпринимателем каждый быть не может.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №14 (412) 13 апреля 2009
    Пикалево
    Содержание:
    Труба всей жизни

    Социальная проблема города Пикалево Ленинградской области вряд ли будет урегулирована в ближайшее время из-за трудноразрешимого корпоративного конфликта

    Реклама