Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Время суперверфи

, 2009

Из четырех проектов по строительству верфей на Cеверо-Западе правительству страны предстоит выбрать один-два приоритетных варианта

Россия в ближайшем десятилетии планирует приступить к масштабной разработке шельфовых месторождений. По оценкам крупнейших компаний, имеющих ресурсы на шельфе Севера, Дальнего Востока и Каспийского региона («Газпрома», «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа»), освоение континентального шельфа требует создания к 2030 году технических средств для добычи и транспортировки до 110 млн тонн нефти и до 160 млрд кубометров газа в год. По расчетам Минпромторга, потребность в специализированных транспортных судах ледового класса составляет 90 единиц суммарным дедвейтом около 4 млн тонн, обслуживающего флота – 140 единиц, кроме того, необходимо построить 10-12 новых ледоколов.

Уже объявлено о запуске под будущие заказы добывающих компаний нескольких проектов по созданию судостроительных верфей. На Северо-Западе России можно выделить четыре таких проекта. Планы возвести на Финском заливе суперверфь, которая сможет строить суда дедвейтом свыше 100 тыс. тонн, озвучены Выборгским судостроительным заводом (ВСЗ), аналогичные проекты рассматриваются «Северной верфью», «Суммой капитал» и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК).

Частные планы…

В марте этого года, выступая на правительственном совещании, посвященном развитию гражданского судостроения, министр промышленности и торговли России Виктор Христенко заявил, что, в отличие от Дальневосточного региона, где с проектами суперверфей пока туго, на Северо-Западе России они уже начали конкурировать друг с другом. Тогда же он сказал, что государство из всех проектов в СЗФО наиболее проработанным считает план, который намерены реализовать акционеры Выборгского судостроительного завода (завод контролируют совладельцы банка «Россия»). Этот проект предполагает возведение в районе Приморска верфи, которая будет в состоянии строить корабли дедвейтом свыше 100 тыс. тонн. Под проект выделена земля, а вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас подчеркнул, что в районе Приморска глубины идеально подходят для размещения такой верфи.

Судостроители  находятся в состоянии полной боеготовности. Дело за прави тельством, которое должно выбрать приоритетный проект

Тем не менее проект верфи в Приморске пока находится лишь на бумаге. Первый транш кредита Внешэкономбанка в объеме 700 млн рублей на проектирование верфи ВСЗ получил только в октябре этого года. Всего же банк пообещал выделить около 22 млрд из 38,5 млрд рублей, необходимых для строительства. Недостающие суммы судозавод рассчитывает получить от своих акционеров, а также от Минпромторга по программе поддержки гражданского судостроения. Если проектирование будет закончено за год и в 2010 году начнется строительство, верфь будет готова, по самым оптимистичным оценкам, не раньше 2013-го. При этом уже через год планируется начать освоение Штокмановского месторождения, а значит, потребуются первые суда для перевозки сжиженного природного газа. Чтобы уложиться в срок, закладывать газовозы нужно одновременно с достройкой верфи.

Входящая в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) «Северная верфь» ведет модернизацию без отрыва от производства. «Корпорация запланировала на 2008-2015 годы глубокую реконструкцию и модернизацию промышленных мощностей без остановки действующего производства», – рассказывает генеральный директор завода Андрей Фомичев. По его словам, в результате модернизации на территории «Северной верфи» появится современный судостроительный комплекс с сухим доком, способный строить крупнотоннажные суда, включая газовозы, при годовом объеме производства не менее 500 тыс. тонн дедвейта. Инвестиции в создание этого комплекса оцениваются в 17 млрд рублей. После завершения работ верфь сможет выпускать суда дедвейтом до 300 тыс. тонн. «Проект будет осуществляться за счет собственных средств ОПК и кредитных ресурсов. Интерес к его финансированию уже проявляют крупнейшие госбанки», – замечает Фомичев.

Еще один проект планирует осуществить холдинг «Сумма капитал» (создан в 2007 году с целью объединения основных активов бизнесмена Зиявудина Магомедова). Верфь должна разместиться в Приморске, где у «Суммы капитал» уже есть активы. Холдинг контролирует по 50% в компаниях «Морской торговый порт Приморск» (заказчик-застройщик строительства порта), «Приморский торговый порт» (стивидор, переваливает сырую нефть), «Петротранс Приморск» (обладает правами долгосрочной аренды 104 га в районе порта) и «Транс-флот» (владеет двумя из четырех причалов в Приморске). Верфь, которую планируется возвести здесь за пять лет, будет строить транспортные суда (танкеры и газовозы) дедвейтом до 250 тыс. тонн и морские платформы для работы на шельфе. Инвестиции в проект заявлены в объеме 1 млрд долларов собственных и заемных средств. Окупить затраты инвестор намерен за 11,5 лет.

…и государственные

С четвертым проектом – строительством верфи в Кронштадте – ситуация более запутанная. Предполагается, что на остров Котлин переберутся «Адмиралтейские верфи», которым тесно в историческом центре Петербурга. «Судостроительная площадка не должна размещаться в центре города: находясь в 2,5 км от Дворцовой площади, перерабатывать десятки тысяч тонн стали и работать с опасными материалами – не лучший вариант», – делился еще летом своими опасениями с журналистами генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров. Государственные верфи ждут окончательного решения правительства России, которое должно определить, по какому пути пойдет развитие предприятия с трехсотлетней историей. Помимо переезда существует вариант сохранения верфей на прежнем месте с проведением модернизации площадки.

ОСК больше рассчитывает на перебазирование. Подобного мнения придерживается и правительство Санкт-Петербурга, которое определило, что промышленное производство на том месте, которое сейчас занято «Адмиралтейскими верфями», должно оставаться только до 2024 года. В случае проведения модернизации завода с сохранением нынешнего места базирования он сможет ежегодно выпускать пять-шесть крупнотоннажных судов в год. При переезде в Кронштадт возможности судостроительного комплекса расширятся до 16 судов дедвейтом от 70 до 200 тыс. тонн в год. Однако минус переезда – его высокая стоимость. По оценкам Александрова, если модернизация верфей обойдется примерно в 18 млрд рублей (600 млн долларов), то новое строительство будет стоить около 65 млрд.

Тем не менее организационная работа по новому строительству пусть невысокими темпами, но ведется. В середине лета ОСК представила на рассмотрение правительства Петербурга декларацию о намерении возвести судостроительный комплекс в Кронштадте. Позже декларацию вынесли на рассмотрение межведомственной комиссии (под председательством вице-премьера РФ Игоря Сечина), в состав которой входят представители Минпромторга, Минфина и Минэкономразвития.

Как заявлял ранее руководитель департамента перспективного развития ОСК Валерий Венков, поскольку новая верфь в Кронштадте предназначена для гражданского судостроения, не стоит рассчитывать на помощь государства при финансировании такого проекта, «это должны быть полностью заемные средства». По сообщению Венкова, на новой верфи планируется организовать производство газовозов (объемом от 150 до 250 кубометров), крупнотоннажных танкеров (более 100 тыс. тонн), платформ и, возможно, добывающих судов. Как сообщил в конце сентября вице-президент ОСК Сергей Форафонов, корпорация рассчитывает, что к концу 2009 года правительство России примет решение о строительстве верфи в Кронштадте: «Документы о строительстве верфи уже находятся на согласовании».

Кто первый?

Очевидно, что в нынешних экономических условиях потянуть сразу четыре судостроительных проекта не в состоянии ни государство, ни бизнес. Тем более что частные инвесторы рассчитывают на серьезное финансирование со стороны государственных банков, которые вряд ли рискнут предоставить кредиты на реализацию четырех примерно одинаковых проектов. Поэтому, скорее всего, будет выбран один, максимум – два варианта, остальные проекты будут либо отложены, либо отменены.

«Если российские верфи предложат конкурентные цены на свою продукцию, проблем с привлечением заказов они, скорее всего, не испытают, – отмечает директор департамента Due Diligence НКГ „2К Аудит – Деловые консультации“ Александр Шток. – Крупнейшие российские энергетические компании последние годы ведут активную работу на морских шельфах. Это направление считается самым перспективным. Для эффективной реализации шельфовых проектов им необходим собственный флот».

«Газпром», в частности, планирует к 2020 году иметь 10 буровых платформ, 20 газовозов, 80 единиц вспомогательного флота. Не менее амбициозны планы «Роснефти» – компания к тому же сроку намерена получить около 50 платформ, более 80 танкеров и 200 судов. Причем, поскольку большое внимание уделяется арктическому шельфу, суда и платформы должны быть рассчитаны на сложные климатические условия, в которых им предстоит работать. Эти планы, естественно, могут быть скорректированы, однако тот факт, что освоению шельфа уделяется все больше внимания, очевиден, добавляет Шток. Все это предполагает очень хорошие перспективы для развития верфей в России, и прежде всего – на севере страны. «Однако судостроительные проекты требуют огромных инвестиций. Привлечь кредит под строительство верфи сегодня довольно трудно. Поэтому не исключено, что, несмотря на активную поддержку отрасли со стороны государства, некоторые из запланированных проектов будут заморожены», – уточняет Александр Шток.

«Газпром», по сути, уже назвал два проекта, с которыми готов работать. Это «Северная верфь», которая займется строительством двух газовозов вместимостью 155 тыс. кубометров, и ВСЗ, которому доверят суда, вмещающие 215 тыс. тонн сжиженного природного газа. «Для определения конструктивных параметров газовозов, никогда до этого не проектировавшихся и не строившихся в России, и параметров новых производственных мощностей, необходимых для строительства таких судов, „Газпром“ образовал экспертную рабочую группу из специалистов ведущих отечественных научных институтов (ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ОАО „Гипроспецгаз“, ЦНИИ ТС), КБ и промышленных предприятий ОПК», – рассказывает Андрей Фомичев. По его словам, сдача головного судна намечена на 2014 год.

Потенциальные строители газовозов уже начали поиск партнеров, в кооперации с которыми планируется приступить к работе с новым для России типом судов. ВСЗ объявил о готовности создать консорциум с финскими компаниями (их названия не разглашаются), которые займутся строительством емкостей. Сам завод при этом будет строить корпуса газовозов. То, что финские компании будут участвовать в российских судостроительных проектах, буквально на днях подтвердил и премьер-министр Финляндии Матти Ванханен.

О готовности выступить партнером российского предприятия, которое получит заказ на строительство газовозов, недавно заявлял и Виталий Юсуфов, генеральный директор компании Nordic Yards, контролирующей две верфи в Германии. Юсуфов, до августа работавший в компании Nord Stream, приобрел эти верфи летом этого года. Они имеют опыт строительства судов 70 конфигураций и типов, в том числе танкеров, метановозов, судов арктического класса, оффшорных платформ и паромов. Не исключено, что германские верфи приобретались специально под проекты «Газпрома» и будут делать «начинку» для судов, формально строящихся в России. Кстати, Виталий Юсуфов такой вариант не исключает. Он говорит, что готов рассмотреть разные формы сотрудничества с российскими судостроителями – от выполнения субподрядных работ до продажи доли в Nordic Yards владельцам отечественных верфей.

Таким образом, судостроители находятся в состоянии полной боеготовности. Дело за правительством, которое должно выбрать приоритетный проект. Этот проект может рассчитывать на получение государственных средств на развитие инфраструктуры, а также на льготные кредиты Внешэкономбанка. Премьер-министр России Владимир Путин на уже упомянутом мартовском совещании по развитию гражданского судостроения заявил, что до 2016 года на развитие отрасли государство готово выделить 136,4 млрд рублей. Кстати, примерно столько и нужно, чтобы реализовать все четыре северо-западных проекта.    

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №42 (439)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама