Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Без надежды на рост

2009

Основная задача аудиторов в следующем году – удержать существующие объемы

Подводя предварительные итоги 2009 года, аудиторские компании констатируют сокращение объемов рынка и рентабельности бизнеса. Для данной отрасли, как и для всех отраслей B2В, такие результаты вполне ожидаемы: большинство компаний начали сокращать финансирование второстепенных статей бюджета еще год назад. В прогнозах на год грядущий аудиторы осторожны, но оптимистичного настроя в их среде не наблюдается. Участникам рынка придется научиться жить под контролем саморегулируемой организации, а тактические задачи на ближайшие перспективы – удержание сегодняшних позиций и борьба с демпингом.

Данные аудиторов по размеру сокращений рынка и выручки разнятся, в среднем же падение составило около 30%. Отличие в цифрах обусловлено тем, что из-за кризиса компании пострадали в разной степени, в зависимости от специализации бизнеса и доминирующих в портфеле услуг. По словам заместителя генерального директора аудиторской компании «МКД» Виктора Кузнецова, наиболее сильно пострадали предприятия, обслуживающие строительный, финансовый и инвестиционный секторы, а также аудиторы, работающие только на рынке Петербурга и не имеющие выхода на платежеспособных клиентов в других регионах, прежде всего в Москве. Серьезные проблемы ощутили и те, чей основной доход был завязан на один-два крупных холдинга. По данным экспертов рынка, о такой губительной зависимости можно говорить тогда, когда в общих доходах компании доля одного холдинга составляет 15% и более.

Курс на снижение

Как отмечает генеральный директор АКГ «БАНКО» Вера Гиршова, объемы рынка сократились на 40-50%, столь же сильно пострадала и выручка компаний. «Конечно, влияние кризиса на рынок сильно, но пока не губительно», – считает Гиршова. По мнению эксперта компании «Что делать Консалт» Валерия Бахтина, о сокращении объемов можно судить по увеличению количества отзывов на вакансии. «Кандидаты приходят в основном из „большой четверки“ и малых компаний. По косвенной оценке, сокращение рынка достигает 20-30%», – говорит Бахтин.

Кстати, сокращения персонала коснулись по большей части аудиторских компаний. По наблюдениям партнера департамента аудита Deloitte Шарифа Галеева, в среднем сокращение кадров составило в этом секторе 15-25%. Многие вынуждены перейти на четырехдневную рабочую неделю.

Изменение финансовых показателей компаний напрямую зависело от того, какие услуги составляли весомую долю в их портфеле. Если это были направления, по которым сделки почти прекратились, то объемы работ и доходы, соответственно, тоже существенно упали. Предприятия, ориентированные на услуги с более неэластичным спросом, отмечают, что объемы работы не снизились, но рентабельность существенно упала. «Этот показатель в целом по рынку сократился на 30-40%, – утверждает управляющий партнер компании „БДО Юникон Северо-Запад“ Зорина Мыскова. – Это при том, что объем выручки почти не упал. Соответственно, приходится работать на 40% больше за те же деньги».

Партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Спасеннов говорит о падении выручки на 20-30%. «На сегодняшний день бизнес практически не приносит прибыли, если не урезать зарплаты и/или не увольнять сотрудников», – заключает Спасеннов.

Относительная устойчивость

Наиболее устойчивым оказался спрос на услуги общего аудита. Во многом эту устойчивость обеспечили компании, которые к этому обязывает закон. Тем не менее спрос сократился, так как из-за снижения оборота некоторых предприятий эта процедура для них перестала быть обязательной. Произошел и ценовой отскок. «Спрос на аудиторские услуги не упал. Просто части тех, кто его формировал, не стало. Оставшиеся продолжают покупать услугу, но уже по другим ценам, и это надолго», – считает Мыскова.

Аналогичного мнения придерживается генеральный директор аудиторской компании «БизнесСервисКонтроль» Юрий Васильев: «Существенного снижения объемов услуг в этом секторе не отмечается. Аудит в России в основном обязательный, а не инициативный, и это значит, что его необходимо осуществлять независимо от внешних факторов, влияющих на деятельность клиентов. В связи с кризисом можно говорить о задержках расчетов, коррекции цен договоров».

У некоторых компаний доля аудита в общем объеме услуг даже возросла. В основном это обусловлено тем, что, уменьшая бюджеты, некоторые заказчики искали более доступные ценовые предложения, переходя от крупных игроков к средним. «У нас доля аудита в общем объеме несколько повысилась и составляет 18%, – говорит Валерий Бахтин. – Есть некоторый рост выручки. Конечно, он меньше, чем в 2008-м, но нужно учитывать, что в этом году роста цен не было и прирост произошел только за счет увеличения объема».

Урожай для юристов

Востребованность остальных услуг консалтеров более изменчива. По наблюдениям Сергея Спасеннова, практически исчез спрос на услуги по сопровождению сделок с недвижимостью, стало меньше проектов с прямыми инвестициями в производство и логистику.

Одним из первых пострадал управленческий консалтинг, хотя на фоне общей регрессии растет интерес к антикризисным программам. «Вопросы по управлению финансовыми потоками отложены на послекризисные перспективы», – говорит Юрий Васильев.

В связи со стремлением заказчиков сэкономить поменялась и схема их взаимоотношений с консультантами. Плановые обращения к консалтерам замещены необходимыми. «Упала востребованность консультационных абонементов, – объясняет Валерий Бахтин. – Работая с издержками, клиенты сокращают постоянные составляющие расходов. В то же время выручка от разовых консультаций существенно возросла. Можно сделать вывод, что потребность в консультациях увеличилась, но клиент готов платить только за фактический объем услуг». Как и следовало ожидать, рост спроса характерен для тех категорий услуг, которые позволяют решать проблемы, ставшие «урожаем кризиса». «Укрепили свои позиции налоговый консалтинг, сопровождение судебных разбирательств, услуги в области реструктуризации, включая ликвидацию и банкротство при непосредственном участии экспертов-юристов», – отмечает Вера Гиршова.

Можно отметить актуализацию услуг по привлечению долгового рефинансирования, финансовым и организационным реструктуризациям. Многие компании стараются или заместить краткосрочные кредиты более долгосрочными, или рефинансировать их за счет выпуска облигаций, или изменить валюту обязательств. «В связи с большими объемами рефинансирования периодически наблюдается оживление спроса на услуги оценки бизнеса или активов для целей банковского обеспечения. Активно развиваются и другие смежные услуги, такие как разработка методологий по переходу на международные стандарты отчетности либо качественный ее аудит», – рассказывает руководитель департамента корпоративных финансов в Северном регионе компании Deloitte Антон Вайшнурс.

Неоднозначная динамика наблюдалась на рынке M&A – колебания спроса здесь стали прямой реакцией на изменение экономических трендов. В первой половине года спрос на услуги M&A упал из-за общего спада деловой активности, роста рисков и снижения горизонтов планирования. «К концу года рост ликвидности на мировых рынках и снижение стоимости активов привели к оживлению рынка, тем не менее цены на услуги консалтинговых компаний в этом сегменте еще не достигли докризисного уровня», – говорит Виктор Кузнецов.

По словам экспертов, в первой половине 2009 года обострилась конкуренция за качественные мандаты по привлечению финансирования, а также мандаты buyside-консультанта. Сократилось количество проектов по комплексной проверке предприятий и активов (due diligence). «Сейчас мы видим некоторое оживление экономики и интереса к дальнейшему развитию компаний через рост спроса на услуги due diligence и M&A со стороны иностранных и российских стратегических инвесторов, – делится Вайшнурс. – В частности, наблюдается интерес к проектам по анализу рынков и подбору возможных российских и региональных инвестиционных целей или партнеров. Это обусловлено тем, что многие иностранные и российские непубличные компании не так сильно пострадали от кризиса и теперь рассматривают возможность экспансии в новые регионы и сегменты, учитывая благоприятную конъюнктуру».

Между тем о полном восстановлении этого сегмента говорить пока преждевременно: многое будет зависеть от устойчивости экономического оживления в стране. «Мы пока не можем всерьез оценивать вернувшийся интерес к M&A-сделкам, едва ли его можно назвать основательным и долгосрочным, – рассуждает Вера Гиршова. – Предпосылкой к росту могла стать переоценка как прогнозов продолжительности кризиса, так и собственных возможностей компаний, но с той же вероятностью можно предполагать, что некоторое влияние оказала поддержка со стороны госсектора. Востребованность этих услуг коррелирует с отраслью рынка и сегментом бизнеса: не все консультанты имеют опыт сопровождения крупных сделок, а в СЗФО к тому же велика градация по отраслевому профилю консультантов».

Что касается услуги оценки, то она демонстрирует двойственную, но вполне ожидаемую тенденцию. С одной стороны, уменьшилась потребность в оценке залоговых обязательств из-за снижения кредитной массы в банковской сфере, эмиссий акций – из-за снижения инвестиционного потенциала. «С другой стороны, спрос на оценочные услуги возрос в связи с необходимостью продавать имущество, бизнес, неликвидные активы, „конкурсную массу“ банкротов», – полагает Васильев.

Торг в минусе

В качестве антикризисных мер аудиторские компании использовали стандартные для большинства отраслей приемы – сокращение персонала, пересмотр структуры оплаты труда в сторону уменьшения фиксированной части в пользу оплаты за результат, снижение расходов на содержание офисных площадей. «Как и в других бизнесах, основные антикризисные меры – контроль и сокращение издержек, с одной стороны, и более агрессивная маркетинговая политика – с другой», – признает Шариф Галеев.

Многие делали ставку на повышение клиентоориентированности. Если раньше средние и крупные компании могли отказаться от заказа, так как не хватало времени или человеческих ресурсов, то теперь они готовы мобилизовать силы, лишь бы не потерять заказ. «Главный девиз в условиях кризиса – быть полезным клиенту в любых экономических условиях. Сейчас разные компании нуждаются порой в диаметрально противоположных услугах, и нужно уметь предложить весь спектр того, что может понадобиться, в максимально сжатые сроки, не снижая докризисного уровня качества. Сделать это можно за счет роста внутренней эффективности работы, внедрения систем менеджмента качества. Расставляя акценты в маркетинговой политике, важно уделять внимание госзаказам, стараться диверсифицировать услуги, предлагая комплексное обслуживание клиентов», – размышляет Вера Гиршова.

Основной кризисной болезнью рынка стал демпинг, особенно сильно он проявляется при участии в тендерных заказах. «Сокращение числа платежеспособных клиентов из бизнеса вынуждает компании искать новых, в частности в госсекторе. В свою очередь, рост количества потенциальных исполнителей по госконтрактам увеличивает конкуренцию и влечет демпинговые цены на конкурсах по выбору аудиторской компании», – объясняет Юрий Васильев.

Чаще всего такую стратегию выбирают небольшие фирмы, за счет этого они и выживают. Но, по словам Сергея Спасеннова, демпингуют и международные консалтинговые компании. «Из-за демпинга кризис не сможет помочь рынку избавиться от недобросовестных консультантов. Соответственно, об адекватной оценке стоимости услуг также говорить не приходится. Если докризисные цены на некоторые услуги были иногда раздуты, то теперь зачастую приходится работать едва ли не в убыток», – сетует Гиршова.

В миноре

В прогнозах на год грядущий аудиторы не склонны к большому оптимизму. Есть осторожные надежды на некоторый рост, но все же основной задачей они считают удержание существующей планки. Некоторое форматирование рынка ожидается в связи с реформированием отрасли. Напомним, что с 1 января 2010 года прекращается лицензирование аудиторской деятельности, все лицензии на ее осуществление утрачивают силу и вводится обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО) аудиторов.

Несмотря на то что саморегулирование – это мировая практика и данный подход имеет ряд преимуществ, не все положительно оценивают этот процесс применительно к российским реалиям. «Либерализация аудита у нас затянулась настолько, что уже не соответствует мировым тенденциям. Везде в мире госрегулирование отрасли усиливается. Не думаю, что наша реформа существенно повлияет на рынок в ближайшие два-три года и даже пять лет. Именно столько времени нужно, чтобы СРО проявили себя как регулирующие органы и обозначились их сильные и слабые стороны. Большинство моих коллег ничего хорошего от реформы не ждут. В России либерализм не приживается», – говорит Валерий Бахтин.

В следующем году аудиторам предстоит потратить немало времени и сил, чтобы органично влиться в выбранное СРО и наладить конструктивное взаимодействие с его правлением. В декабре текущего года с финансовой точки зрения рынок оживится, как и многие другие, в частности, за счет того, что компании-должники будут рассчитываться с кредиторами. «Однако это лишь иллюзия, которая быстро рассеется, – уверена Гиршова. – На рост рассчитывать не приходится, успехом можно будет считать сохранение нынешних позиций в абсолютных показателях, так как в относительных все равно будет спад».

«Рост возможен лишь за счет услуг, связанных с выбиванием долгов, но заработок там очень рисковый и полностью зависит от достижения конкретного результата. В целом оптимизма в среде консультантов пока не наблюдается», – резюмирует Спасеннов.    

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №48 (445)



    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама