Амбиции в балтийском небе

Международный бизнес
Москва, 01.03.2010
«Эксперт Северо-Запад» №8 (454)
Выбор аэропортов Литвы для базирования ирландской Ryanair изменит рынок балтийских авиаперевозок

Hынок авиаперевозок стран Балтии болезненно отреагировал на ухудшение общемировой экономической ситуации. Компаниям, которым удалось сохранить бизнес в кризисный период, пришлось спешно корректировать планы. Банкротство и уход с рынка одних игроков стимулировал других к расширению своего присутствия. Передел рынка авиаперевозок в странах Балтии обострил конкуренцию как авиакомпаний, так и аэропортов. Поэтому, возможно, именно в 2010 году при формировании новой конфигурации рынка авиаперевозок появятся новые лидеры среди как авиаперевозчиков, так и аэропортов.

Первым свидетельством грядущих изменений стало объявление крупнейшего европейского дискаунтера авиакомпании Ryanair о выборе аэропорта Каунаса в качестве базы.

Заманивание дискаунтеров

В начале февраля ирландская авиакомпания Ryanair объявила о том, что аэропорт Каунаса выбран в качестве базы для полетов в страны Центральной Азии. Решение неслучайное. Компания просто воспользовалась сложной ситуацией, в которой оказались большинство балтийских авиаперевозчиков. Если сегодня компания обслуживает восемь маршрутов, причем на самых популярных направлениях – Великобритания и Ирландия, Германия и Брюссель, то с марта она увеличивает число маршрутов из Каунаса до 18, полетов – до 120 в неделю. Будут охвачены Париж, Барселона, Дюссельдорф, Берлин, Милан, Эдинбург и другие города. Кроме того, глава дискаунтера Майкл О’Лари не исключил, что Ryanair расширит свое присутствие и в двух других литовских аэропортах – в Вильнюсе и Паланге.

Конкуренцию ирландскому дискаунтеру составит образованная в прошлом году литовская авиакомпания Star1 AirLines, которая также намерена специализироваться на дешевых полетах. В минувшем сезоне Star1 AirLines занималась чартерными и регулярными полетами в Лондон и Милан. В начале 2010 года она объявила о том, что весной (первый полет запланирован на 28 марта) откроет из Вильнюса пять регулярных маршрутов по низким ценам – в Эдинбург, Лондон, Милан, Дублин и Жерону.

Сделав ставку на привлечение дешевых авиаперевозчиков, власти Литвы пытаются восстановить свое влияние на рынке балтийских авиаперевозок и увеличить пассажиропоток аэропортов страны.

Видимо, именно поэтому новость о привлечении Ryanair не могла остаться незамеченной в Латвии. Вице-мэр Риги Айнар Шлесерс заявил, что правительство Латвии само позволило литовским чиновникам переманить Ryanair. «В тот период, когда я был министром транспорта, переговоры о дислокации базы Ryanair были в такой стадии, когда казалось, что подписание соглашения – дело двух-трех недель. Однако латвийские власти не захотели, в отличие от литовских, идти на уступки в снижении тарифов за услуги. И тем самым победа досталась конкурентам», – считает Шлесерс. И пессимистично прогнозирует, что в краткосрочном периоде аэропорт Вильнюса обгонит Ригу по количеству перевезенных пассажиров.

На сегодняшний день авиаперевозками в Литве занимаются 19 компаний, из которых национальных только три (flyLAL Charter, Aurela и Star1 AirLines). При этом на долю литовских авиакомпаний приходится меньше трети от общего объема перевозок, более 70% из которых – чартер.

От безысходности

Привлечение дискаунтеров на литовский рынок авиаперевозок – вынужденная мера. В начале 2009 года компания flyLAL (национальный литовский перевозчик) была объявлена банкротом. На практике это означало полное выпадение литовских авиаперевозчиков из рынка регулярного сообщения и сокращение их общего числа в целом по Литве с 43 до 29, а маршрутов – с 33 до 27. Латыши внимательно следили за своим конкурентом. Еще в середине 2008 года в одном из интервью латвийскому телевидению Айнар Шлесерс, тогдашний латвийский министр сообщений, предполагал, что в ближайшее время у аirBaltic (латвийской авиакомпании) не останется конкурентов, так как flyLAL, а затем и Estonian Air уйдут в небытие. И этот печальный прогноз отчасти сбылся.

Пристальное внимание к действиям соседей обоснованно: потери одной страны могут принести прибыль другой. К примеру, аэропорт Вильнюса традиционно конкурировал с аэропортом Риги. Резкое падение авиаперевозок из литовского столичного аэропорта, произошедшее на фоне ухудшения экономической ситуации и банкротства базовой авиакомпании flyLAL, в свою очередь, привело к росту пассажирооборота Рижского аэропорта.

Конечно, утверждать, что из-за сокращения маршрутной сети, стыковочных и регулярных рейсов и роста цен на билеты пассажиропоток из Вильнюса переориентировался на Ригу, не стоит. Но, несомненно, эти сложности оказались на руку конкурентам. Так, в частности, по итогам 2009 года пассажирооборот аэропорта Вильнюса по отношению к предыдущему году сократился на 36%, а Риги и Каунаса, напротив, увеличился на 10 и 11,3% соответственно. Законы рынка не прощают просчетов: если где-то убыло, то где-нибудь непременно прибыло. Однако привлечение литовцами новых авиаперевозчиков в национальные аэропорты может вновь переориентировать предпочтения пассажиров.

С прицелом на рост

Но латвийцы не намерены уступать свои позиции. В начале февраля правительство Латвии утвердило предложенный национальной авиакомпанией аirBaltic проект строительства нового терминала в рижском авиаузле. «Инфраструктура Рижского аэропорта уже достигла границ пассажироемкости. Поэтому сейчас ощущается острая необходимость в новом терминале, который позволил бы обслуживать растущий поток пассажиров», – прояснил позицию компании президент и исполнительный директор аirBaltic Бертольт Флик. Получив согласие правительства, латвийский авиаперевозчик планирует возведение терминала площадью 58 тыс. кв. м, который сможет обслуживать до 15 млн пассажиров в год.

Компания намерена вложить в этот проект более 92 млн евро, при этом инвестиции будут привлечены из средств частного сектора, не требуя участия государства ни в форме финансирования, ни в форме гарантий. Желательным инвестиционным партнером, с которым airBaltic начнет переговоры об участии в строительстве и управлении терминалом, является компания TAV. В настоящее время ведутся переговоры с несколькими банками о возможном участии в финансировании проекта. В ближайшее время будут организованы конкурсы на проведение строительных работ и лучшее архитектурное решение.

Столь значимые вложения в развитие инфраструктуры – серьезная заявка на лидерство в предстоящей конкурентной борьбе как в небе, так и на земле. Особенно если учесть, что по мере постепенного восстановления мировой экономики реализация этого проекта обеспечит Латвии серьезное преимущество на Балтийском рынке авиаперевозок.     

Вильнюс – Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №8 (454) 1 марта 2010
    Фармацевтический кластер
    Содержание:
    Повеяло лекарством

    Петербург наряду с другими российскими регионами заявил о создании фармацевтического кластера. Эксперты считают, что у Северной столицы не возникнет сложностей с привлечением инвесторов

    Реклама