Льготы для инфраструктуры

Москва, 01.03.2010
«Эксперт Северо-Запад» №8 (454)

Комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект об отнесении расходов инвесторов по развитию инфраструктуры на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Инициатива внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс принадлежит правительству страны.

Поправки касаются инвесторов, которые заключили с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенной территории либо инвестиционные договоры, в рамках которых ведется строительство или реконструкция объектов транспорта, инженерной, социальной, коммунально-бытовой инфраструктуры. Расходы на строительство или реконструкцию таких объектов будут учитываться в составе расходов отчетного налогового периода равномерно в течение срока, который налогоплательщик должен определить самостоятельно (причем срок не должен быть менее пяти лет). Законопроект предусматривает, что эти расходы могут быть отнесены к налогооблагаемой базе по налогу на прибыль, если, исходя из условий инвестиционных договоров, передача объектов в муниципальную или государственную собственность носит безвозмездный характер.

Согласно законопроекту, для организаций, заключивших инвестиционные договоры, расходы будут учитываться только за период с 1 января 2007 года по 1 января 2011-го, а для инвесторов, с которыми заключены договоры по развитию территорий, срок действия этих поправок не ограничен.

Какого эффекта вы ожидаете в случае принятия этого законопроекта?

Директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец:

– Инвесторы очень неохотно вкладываются в развитие инфраструктуры, поскольку построенные инженерные и социальные объекты являются чистым обременением любого проекта. Даже если при получении участка на инвестусловиях или покупке на торгах сумма инвестиций в инфраструктуру вычитается из расчетной стоимости участка, оценка все равно не учитывает замораживание средств и связанные с этим финансовые затраты.

Думаю, что теперь, когда застройщику будет возвращаться часть инвестированных в инфраструктуру средств в виде налогового вычета, это будет способствовать более активному строительству инженерных и социальных проектов. Принятие данного закона особенно важно в преддверии начала работ по реновации территорий, застроенных домами первых массовых серий и проектов комплексного освоения территорий.          

Заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский:

– Инвесторы традиционно шарахались от инфраструктуры как черт от ладана. Еще бы – чтобы построить школу, надо отказаться от 1 га земли, на котором десятки тысяч квадратных метров жилья построить и продать можно. Поэтому всеми правдами и неправдами уважающий себя инвестор норовил «выесть изюм» из любого пятна, и старая сказка про корешки и вершки неизменно оборачивалась масштабными бюджетными расходами на создание инфраструктуры. Редкие же проекты, обреченные на инвестирование собственной инфраструктуры, выживали чудом или благодаря особой виртуозности руководства.

Бюджет, росший в тучные годы олимпийскими темпами, ныне по известным причинам сел на диету. Но инфраструктура, как и искусство, требует жертв – и деньги не пахнут, кто бы их ни вкладывал в «социалку». Понимая, что без финансирования инфраструктуры торможение строительного сектора лишь усилится, власть решила, поскребя по сусекам, привлечь к выполнению этих прежде госбюджетных задач частный интерес.

До 2002 года примерно такая норма существовала, но затем ее упразднили: годы тучные начались. Однако теперь ее вернули: все одно – налог на прибыль мизерный, можно его и недополучить, зато хоть инфраструктура, даст бог, как-то образуется.     

Генеральный директор «Colliers International Санкт-Петербург» Николай Казанский:

– Для инвесторов, уже заключивших инвестиционные договоры и вложивших средства в объекты инфраструктуры, это безусловный плюс – возможность сэкономить. Но незначительно, так как можно списывать не более 20% затрат в год не менее пяти лет (сейчас такие затраты амортизируются в течение 7-25 лет). Для инвесторов, планирующих комплексное освоение территорий, эти изменения второстепенны и не окажут решающего влияния при принятии решения о вхождении в проект.

Кризис – на мой взгляд, благоприятное время для развития инфраструктуры, которая, в свою очередь, должна катализировать процесс девелопмента. Инициатива властей в предоставлении налоговых льгот – положительный шаг, но он должен быть не единственным. Во многих странах государство берет на себя решение вопросов обеспечения земли и проектов инженерными мощностями, подъездными путями и транспортной инфраструктурой, что позволяет девелоперам более смело входить в проекты и быстрее их реализовывать, банкам – гарантированно давать под них финансирование. Это комплексный подход к созданию предпосылок для эффективного девелопмента и благоприятного инвестиционного климата в стране.          

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №8 (454) 1 марта 2010
    Фармацевтический кластер
    Содержание:
    Повеяло лекарством

    Петербург наряду с другими российскими регионами заявил о создании фармацевтического кластера. Эксперты считают, что у Северной столицы не возникнет сложностей с привлечением инвесторов

    Реклама