ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Стиль модерн

2010

От Вячеслава Гайзера ждут эффективного решения застарелых проблем Коми

Республику Коми с середины января возглавляет 43-летний Вячеслав Гайзер (см. «Звон новой эпохи», «Эксперт С-З» №1-3 от 25 января 2010 года). Смена руководства произошла плавно и вполне эволюционно: последние девять месяцев Гайзер был первым заместителем Владимира Торлопова, да и пришел в правительство именно в период правления последнего. Тем не менее сам факт нового назначения воспринят наблюдателями как признак грядущих перемен. Теперь Вячеславу Гайзеру предстоит дать ответ как на ожидания снизу, так и на те задачи, что ставятся руководством страны перед региональными властями.

От феодализма к вертикали

Период управления Республикой Коми Владимиром Торлоповым хронологически не совсем совпадает с президентством Владимира Путина (2002-2009 и 2000-2008 годы соответственно), однако, несомненно, теснейшим образом увязан с серьезными изменениями на политической карте страны. Коми отнюдь не входила в число регионов – лидеров сепаратистского движения, но было бы странно, если бы столь богатый природными ресурсами субъект федерации не воспользовался ситуацией государственного разложения начала 1990-х годов.

Другое дело, что северная рассудительность не позволяла властям Коми пуститься во все тяжкие. Однако локальные примеры самостоятельности все же были: создание обособленной нефтяной компании («КомиТЭК»), заключение договора с федерацией, сравнительная смелость в суждениях и оценках, которой всегда отличался первый глава республики Юрий Спиридонов.

Отсутствие сепаратистских настроений имело немало важных последствий. Первое – не раздражая Москву требованиями независимости либо хотя бы блефом подобной угрозы, местная власть сохраняла приличные отношения с группами влияния в федеральных структурах. Второе – не привлекая тем самым излишнего внимания, в Коми провели процесс приватизации (самый, по сути, главный процесс экономического и общественного реформирования того времени) по своим правилам, и даже вполне оформленным законом. И третье – на базе этих приватизационных активов, подконтрольных местным группам влияния, вырастала новая элита.

Время, однако, показало, что эта новая элита отнюдь не склонна повторять те шаги, которые предпринимало позднесоветское партийно-хозяйственное руководство (как союзного, так и регионального уровня) для своего утверждения в качестве новых хозяев жизни в изменяющихся условиях. Центростремительные тенденции требовали поиска новых лидеров, желательно – способных уловить эти тенденции и не сопротивляться им.

Спиридонов объективно не соответствовал таким критериям. Непростой характер, помноженный на самостоятельность и возможность контролировать немалые материальные активы, категорически не устраивал тех в администрации президента, кто отвечал за «собирание земель». Там, где находились силы, способные заменить губернаторов перестроечного разлива, и не просто заменить, а изменить губернаторский курс, Москва непременно этим пользовалась. Так вышло и в случае с Торлоповым, занимавшим к моменту выдвижения на выборах главы Коми в конце 2001 года должность председателя Государственного совета республики.

Для Коми, как показали дальнейшие события, определяющей группой влияния стала та, что сложилась вокруг «Реновы» Виктора Вексельберга. Ничего удивительного в этом нет: уже в конце 1990-х годов Вексельберг, создавший к тому времени СУАЛ, подтвердил свой интерес к разработке крупнейшего в Европе Средне-Тиманского бокситового месторождения, приступив к активным инвестициям в его развитие. Дело шло к созданию на базе этого месторождения целого глиноземно-алюминиевого комплекса (проект «Коми Алюминий»), который ныне заморожен по обстоятельствам корпоративного и глобального характера.

Другое дело, что «отец» проекта Юрий Спиридонов в какое-то время оказался в роли известного мавра – на уровне финансово-промышленных групп национального масштаба, равно как и в околопрезидентских кругах, у него не нашлось влиятельных покровителей. На это наложилась и политическая усталость избирателей республики от своего первого главы. Как отмечают многие эксперты, итоги голосования в декабре 2001 года – это та самая усталость, помноженная на смену вектора внутренней политики, персонифицированную во Владимире Путине, об общественной поддержке которого в те годы напоминать излишне.

Откуда есть пошел Гайзер

Еще во времена Спиридонова в Коми начала формироваться прослойка молодых менеджеров, интенсивно привлекавшихся руководством республики прежде всего для финансового обеспечения приватизационных процессов. Сами крепкие хозяйственники обеспечивали выработку их стратегических направлений, а заканчивавшая к тому времени вузы молодежь шла в банки, которым предстояло играть ключевую роль в выработке конкретных схем.

Из этой среды, например, вышел Николай Левицкий, президент Комибанка (являвшегося ведущей финансовой площадкой республики в начале и середине 1990-х годов) и будущий первый заместитель главы Республики Коми, привлеченный Торлоповым в начале 2003 года для кардинального обновления руководящего состава своего правительства. Тут необходима оговорка: сам Владимир Торлопов на фоне ведущих фигур спиридоновского десятилетия не относился к числу крепких хозяйственников. Его не допустили к приватизации в нефтяной, угольной и лесной отраслях.

Зато он некоторое время контролировал социальную сферу. Для работы с ее денежными потоками в республике был создан Коми социальный банк, которым в 1994-1997 годах руководил личный друг Торлопова Александр Зарубин, начавший трудовую деятельность в приполярной Инте. В 1996 году спикер Госсовета Коми Владимир Торлопов будет избран председателем комитета Совета Федерации по вопросам социальной политики, а Зарубин перейдет на работу в Пенсионный фонд РФ. Александр Зарубин возглавлял избирательный штаб Торлопова на выборах главы Коми в 2001 году, а через год ожидаемо стал главным советником руководителя республики, по всеобщему глубокому убеждению, ощущению и опыту – ее серым кардиналом.

Уроженец Инты Вячеслав Гайзер начал профессиональную карьеру в Сыктывкарском филиале банка «Менатеп», но премудрости финансовых хитросплетений реальной политики и экономики республики постигал в Комибанке и Комисоцбанке. Он наследовал Зарубину в последнем, и именно он в 2002 году, со сменой главы, стал первым заместителем министра финансов, что стало фактически его новым профессиональным рождением – уже в качестве государственного чиновника. Он довольно быстро попал в поле зрения одного из своих бывших шефов – Николая Левицкого, который в июле 2003 года предложил ему возглавить Министерство финансов республики, что уже делало Гайзера фигурой, по сути, политической. Менее чем через год он назначен заместителем главы, курирующим макроэкономический блок, и тогда становится совершенно ясно, что идет «выращивание» Гайзера. Когда в апреле прошлого года к титулу заместителя он получил приставку «первый» и появилась информация, что Гайзер включен в президентскую «сотню», ни у кого не осталось сомнений, что его кандидатура всерьез рассматривается на главную должность в Республике Коми.

Лицом к лицу с олигархами

Первые 100 дней с инаугурации нового главы Коми еще не истекли, и сам Гайзер старательно избегает полномасштабных заявлений, по которым можно было бы судить, насколько его политика может и будет отличаться от политики предшественника. Сейчас со всей определенностью можно говорить лишь о факторах, которые окажут решающее влияние на действия третьего руководителя республики.

Первый фактор – это законченная вертикаль. Гайзер – первый глава, которого не избирал народ. Из этого не следует ровным счетом ничего: ранее рейтинг Гайзера, например, значительно превосходил аналогичный показатель того же Торлопова и многих других политиков региона, и замер общественных настроений показывает, что люди ему скорее доверяют, нежели не доверяют. Дело в другом: новый глава приходит в довольно жестко структурированную систему власти, роль региональной составляющей в которой неумолимо уменьшается. Гайзер как никто знает нынешние перекосы в бюджетно-налоговой политике, подвергшейся за последние пять лет сильнейшей деформации в пользу центра при очень весомом грузе обязательств регионального бюджета: он был первым наблюдателем этого процесса.

Фактор номер два – кризис. Самым болезненным в прошлом году стал секвестр республиканского бюджета, особенно – фактически полное свертывание строительства дорог. На 2010 год бюджет Коми сверстан с дефицитом 1,9 млрд рублей, и по сравнению с прошлым годом, дефицит в котором исчислялся 6,1 млрд, это существенный прогресс. Однако и общий объем доходов в текущем году сокращается на 2,4 млрд рублей. Изыскивать в этих условиях средства на выполнение бюджетных обязательств – задача не из тривиальных. Впрочем, именно опыт Вячеслава Гайзера здесь как нельзя более кстати.

Третье – отношения с финансово-промышленными группами. Кризис возродил конфликт правительства Коми с компанией «ЛУКОЙЛ». Компания потребовала вернуть переплаченную, по ее мнению, часть налога на прибыль (счет шел на миллиарды рублей). Стороны, традиционно скрепляющие свои отношения в январе-феврале подписями под ежегодными протоколами к соглашению о сотрудничестве, не могли договориться вплоть до сентября 2009 года. Ухудшились и без того непростые (на почве все того же кризиса) отношения с «Северсталью», вынужденной идти на сокращения в подконтрольной ей компании «Воркутауголь». Несмотря на широкомасштабную модернизацию производства на Монди Сыктывкарском ЛПК (проект «Степ», одобренный властями республики), непрост вопрос о взаимоотношениях этого единственного крупного потребителя древесины в Коми с ее заготовителями. В общем, Гайзеру достается нелегкий груз непрерывного поиска баланса между интересами бизнес-развития территории с точки зрения работы здесь крупных корпораций и социально-инфраструктурными потребностями региона.

И наконец, четвертый фактор – структура экономики. Новому главе достается от предшественников (в том числе первых секретарей Коми обкома КПСС) хозяйственная структура, сложившаяся сначала во времена УхтПечлага, а затем – ударных комсомольских строек. Экономика Коми ориентирована на добычу полезных ископаемых и заготовку леса, но лишь частично – на сравнительно высокотехнологичный продукт типа бумаги и картона. Оставляет желать лучшего транспортная инфраструктура региона, из которого до сих пор только два хороших выезда – железная дорога в Архангельскую область и автомобильная в Кировскую.

Это лишь небольшая часть тех вызовов, которые предстоит принять Вячеславу Гайзеру. Первый его ответ – новое правительство, сформированное месяц назад. Новым его можно назвать с большой долей условности: три четверти постов заняли прежние министры и руководители ведомств (хотя это отнюдь не окончательные кадровые решения). Второй – заключенный буквально на следующий после формирования правительства день мир с «ЛУКОЙЛом». В контексте времени важно учитывать то обстоятельство, что на фигуре Гайзера, как представляется, удачно (пока) сошлись ожидания и окружения президента, и простых людей.

Федеральная власть делает ставку на модернизацию, чему новый руководитель республики и в силу возраста, и в силу своих личных качеств вполне соответствует. Понятие «простые люди» за последние годы стало гораздо более сложным, нежели сразу представляющиеся стереотипные «бюджетники и пенсионеры». Значительное число россиян приблизилось к так называемому среднему классу, а это уже несколько меняет традиционную «бюджетно-пенсионерскую» психологию. И как бы формально ни независим был ныне губернатор от воли населения региона, он не может не учитывать запросы, которые само время выдвигает снизу. Запросы действительно модернизационные.

Сыктывкар

«Эксперт Северо-Запад» №8 (454)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама