Утратили имя – обрели кластер

Русский бизнес
Москва, 08.03.2010
«Эксперт Северо-Запад» №9 (455)

Центром восточноевропейского кластера, объединившего три фабрики по производству упаковки для табачной промышленности, стала новгородская фабрика, больше десятка лет носившая имя «Амкор Ренч Новгород». В феврале транснациональный концерн Amcor завершил сделку по покупке у австралийско-британского концерна Rio Tinto за 1,9 млрд долларов упаковочного бизнеса Alcan Packaging, объединяющего 80 фабрик по всему миру, и фабрика обрела новое название – Amcor Tobacco Packaging Novgorod, а также статус центра компетенций для упаковочных фабрик концерна в Петербурге (Россия) и Алматы (Казахстан).

Еще месяц назад фабрика Alcan Packaging в Петербурге была прямым конкурентом новгородского предприятия, так как выполняла заказы тех же транснациональных табачных компаний. Теперь, после процесса поглощения родственного бизнеса, они должны стать единым целым, от которого акционеры концерна Amcor, что закономерно, ждут синергии. Как рассказывает генеральный директор новгородской компании Борис Каплун, пока оба юридических лица сохраняются, но процессы интеграции уже запущены.

Добиваться высокой эффективности бизнеса на предприятии намерены за счет оптимизации управления, продуктового портфеля и закупок. Суть оптимизации в том, что управленческие функции на фабриках в Новгороде и Петербурге не будут дублироваться. Иными словами, менеджер возьмет на себя дополнительную нагрузку, выполняя ту же работу для другой фабрики, при этом пропорционально росту ответственности и нагрузки вырастет и вознаграждение топового персонала. Поскольку у новгородской фабрики более чем десятилетний опыт работы на рынке, а у петербургской – два года, то именно новгородские менеджеры вот уже месяц как изучают стиль работы питерского предприятия, вникая во все тонкости: здесь предстоит менять бизнес-процессы, сокращать издержки.

В частности, новгородская команда начала работу по оптимизации продуктового портфеля (на конкурировавших предприятиях они очень заметно отличаются). Каплун не исключает, что эта работа потребует капитальных и затратных перемен – передислокации оборудования. Ведь «Амкор Ренч Новгород» выпускает табачную упаковку преимущественно премиум-класса. Фабрика в Петербурге, возможно в силу недавней работы на рынке или высокой конкуренции, выпускает упаковку попроще, в более низком ценовом сегменте. То есть объективно новгородская фабрика за десятилетие наработала компетенции, опыт, а потому максимально загружена. Именно эти критерии, говорит Борис Каплун, будут взяты за точку отсчета при принятии решения о перемещении с петербургской фабрики заказов высокого уровня сложности, которые ей даются с большими затратами, на новгородскую. В обратном направлении уйдут менее сложные заказы, что, по мнению управленцев, позволит повысить эффективность и загруженность мощностей петербургской фабрики при оптимальных затратах. По мнению Бориса Каплуна, упаковочные производства Amcor и Alcan Packaging очень хорошо дополняют друг друга и дают возможность значительно расширить предложения клиентам. То есть табачные компании от слияния только выиграют.

Великий Новгород стал не только центром восточноевропейского кластера концерна Amcor, но и технологическим центром, поскольку имеет большой опыт и квалифицированный персонал. Здесь будет проходить допечатная подготовка изделий для трех упаковочных фабрик, в том числе и в Алматы. Кроме того, группа менеджеров новгородского упаковочного предприятия должна разработать единые стандарты менеджмента и производства для компаний, объединившихся в кластер.

Более 10 лет назад транснациональный концерн Amcor, мировой лидер по производству упаковки, имеющий 223 предприятия в 33 странах мира, поставил перед своим дивизионом «Амкор Ренч», специализирующимся на табачной упаковке, задачу создать фабрику в России, рядом с российскими табачными производствами, которые были организованы глобальными табачными компаниями. Так в Великом Новгороде, где цена вхождения на рынок существенно отличается от цены в Северной столице, появилась фабрика. Постепенно она набирала обороты и репутацию надежного партнера, которому доверяли свои заказы компании Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco и т.д. Через пять лет новгородское предприятие стало крупнейшим в Европе по производству табачной упаковки в высоком ценовом сегменте с 40-процентной долей рынка (см. «Под зонтиком», «Эксперт С-З» №44 от 16 ноября 2009 года). Этот статус фабрика сохранила до сих пор. 

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №9 (455) 8 марта 2010
    Утилизация автомобилей
    Содержание:
    Не корысти ради

    Бизнесу есть смысл поддержать программу утилизации автомобилей «огнем и маневром» хотя бы для того, чтобы дать пример успешного опыта в управлении рынком путем стимулирования спроса

    Реклама