Дачники и не только

Спецвыпуск
Москва, 08.03.2010
«Эксперт Северо-Запад» №9 (455)
Псковская область предпринимает попытки увеличить турпоток в регион, причем за счет развития как сезонного, так и событийного туризма

Туристический потенциал Псковской области обсуждается уже не первый год, однако включение отрасли в число приоритетных направлений развития региона переводит вопрос в иную плоскость. Власть демонстрирует готовность вкладывать деньги, но превысят ли поступления от туристов бюджетные вложения, будет зависеть как от числа туристов, так и от количества оставленных ими здесь денег.

Проводы зимы

Всероссийская Масленица в Пскове дала возможность оценить потребительские предпочтения туристов и определить емкость рынка. По данным Института регионального развития, средний уровень расходов туристов хоть и немного, но увеличился – с 1930 рублей на человека в конце 2007 года до 2 тыс. в начале 2010-го. При этом 44,6% потраченных туристами денег приходится на средние чеки – от 8,5 тыс. рублей.

В отличие от гостей, псковичи предпочитали тратить от 250 до 500 рублей (31,8 и 26,8% соответственно). Поскольку среди участников праздника преобладали псковичи (86,2%), его оборот оказался относительно небольшим – порядка 37 млн рублей, из которых 17 млн привезены туристами.

Куда потратить

Одной из статей расходов туриста традиционно считается приобретение сувениров. В Пскове из ремесленных дел наиболее развито кузнечное. Кузнецы объединены в рамках Кузнечного двора, входящего в состав Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. «Псковские кузнецы – ученики известного архитектора-реставратора Всеволода Смирнова. Его наиболее известные работы – надгробие Анны Ахматовой и оформление интерьеров советского посольства в Вашингтоне. Он учился у старых деревенских мастеров, и теперь его ученики продолжают традиции псковской ковки», – рассказывает псковский историк Юрий Стрекаловский. К традиционным сувенирам региона также причисляют керамику, изготовленную по древним технологиям, и копии старинных ювелирных украшений. Правда, пока средние траты туриста на местную сувенирную продукцию относительно невелики, более того, порядка 40% вообще не приобретают сувениры.

«Потратить на сувениры больше мешает нехватка удобно расположенных, особенно в местах массового посещения, сувенирных лавок», – считает президент Ассоциации туроператоров и туриндустрии (АСТУР) Северо-Запада Гелена Самохвалова. По ее словам, если туристические группы организаторы на автобусах привозят к сувенирным магазинам, то индивидуальным туристам до них сложно добраться. Необходимы удобные парковки и указатели, ведь почти половина туристов приезжают в Псковскую область на личном автотранспорте, и именно они готовы тратить больше. «Поэтому властям нужно приложить усилия к организации удобных мест продажи сувенирной продукции на территории мест показа», – уверена Самохвалова.

«Проблема сувенирной продукции – в качестве самих сувениров. Нет единого дизайна или концепции, которая бы подчеркивала индивидуальность Пскова. Сувениры должны отличаться от других, произведенных в древнерусском стиле, чтобы турист знал, что это именно псковский сувенир», – есть и такая точка зрения среди экспертов.

В отношении развития сферы общественного питания стоит сказать, что она активно развивается. В Пскове, по данным на декабрь 2009 года, работают 17 ресторанов, 78 кафе, 18 баров. При этом во время турсезона кафе и ресторанами пользуются лишь половина гостей города. Это объясняется тем, что часть турпотока составляют дачники из Москвы и Санкт-Петербурга, которые вслед за Гдовским, Псковским и Печорским осваивают и другие районы области. В среднем, по расчетам социологов, средний чек туриста в предприятиях общепита составляет около 700 рублей.

«В общем потоке туристов преобладают те, кто готов тратить, а не те, кто хотел бы сэкономить на поездке. Это означает, что доминирующие настроения туристов вступают в конфликт с логикой регионального рынка, на котором преобладают как раз предложения в нижнем ценовом сегменте. Такая ситуация таит в себе опасность неполной реализации платежеспособного спроса туристов, то есть де-факто развитие дефицита», – предупреждал несколько лет назад петербургский социолог директор социологической лаборатории Санкт-Петербургского государственного университета Николай Соколов, изучавший псковский туристический поток. Однако ситуация за последние годы существенно не изменилась.

Не до звезд

Возможности приема гостей Псковской области во многом определяет номерной гостиничный фонд, который насчитывает 5784 места. В муниципальном разрезе наиболее обеспечены номерами Пушкиногорский (733 места), Порховский (758), Невельский (567) и Печорский (511) районы.

Непосредственно в Пскове сосредоточено 15 гостиниц, работают мотель и гостевой дом (в целом 1548 мест). Отчасти проблему размещения сглаживает сама структура турпотока, в которой традиционно преобладают петербуржцы (более 40%), большинство из которых приобретают землю под строительство дач на территории области. Определенный вклад вносит логистика передвижений жителей Северной столицы за границу. Ожидая очереди на таможне в районе Нарвы, турист может предпочесть въехать в Россию через таможню в Печорах и задержаться на денек в Псковской области, что, вероятно, и происходило с петербургскими туристами, которые предпочли провести новогодние каникулы в странах Балтии.

Новые гостиницы, которые строятся в регионе, не спешат получать «звездный» статус. «Раньше места размещения проходили сертификацию на категорию, сделать это можно было прямо в Пскове. Сейчас аттестация на категорию осуществляется центральным органом системы классификации гостиниц и других средств размещения – организацией, уполномоченной Ростуризмом», – поясняют специалисты. На сайте Федерального агентства по туризму в числе классифицированных средств размещения указана лишь одна гостиница, расположенная в Псковской области, – «ГЕЛИОПАРК ОЛД ЭСТЕЙТ» (четыре звезды). Известно, что роль сертификации заметно увеличивается по мере роста конкуренции, пока же рынок размещения туристов в Псковской области сложно назвать высококонкурентным.

Петербург впереди

Согласно данным исследования «Состояние и перспективы роста рынка туристических услуг», характеризующего турпоток в период сезона, основную часть трафика Псковской области дает внутренний туризм, то есть российские туристы. Москвичи составляют 15% трафика, на долю жителей Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской областей, граничащих с регионом, приходится 11%. Ближайшие к Псковской области Северо-Западный и Центральный регионы России (не считая Санкт-Петербург, Москву и указанные выше области) добавляют еще 11%. На гостей из Эстонии, Латвии и Литвы в совокупности приходится менее 4% туристического трафика, из стран дальнего зарубежья – 0,4%.

Структура турпотока в сезон отличается от той, которой характеризуется событийный туризм. Так, по данным исследования, проведенного во время всероссийской Масленицы в Пскове (характеризующего событийный туртрафик), этот праздник привлек значительно меньше туристов из Москвы (3%), но при этом существенно возросла доля иностранцев – до 7%. Стоит отметить, что более трети гостей города составили жители районов области. Последнее весьма любопытно, учитывая, что Масленицу можно считать традиционно сельским праздником.

Единственная неизменная доля в туртрафике – у петербуржцев. Она практически совпала (в сезон и во время праздника 41,9 и 41% соответственно). Петербуржцы готовы ехать в Псковскую область как в сезон, в том числе на свои садовые участки, так и на праздничные мероприятия.

Есть еще много проблем, которые необходимо решить региональным властям для привлечения новых туристов. И не случайно руководство Псковской области включило развитие туризма в число трех приоритетов регионального развития, обозначив важность инфраструктуры: сделать регион привлекательным для туриста должны современные дороги и восстановление объектов культурного наследия.      

Псков

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №9 (455) 8 марта 2010
    Утилизация автомобилей
    Содержание:
    Не корысти ради

    Бизнесу есть смысл поддержать программу утилизации автомобилей «огнем и маневром» хотя бы для того, чтобы дать пример успешного опыта в управлении рынком путем стимулирования спроса

    Реклама