Волостная судьба

Общество
Москва, 08.03.2010
«Эксперт Северо-Запад» №9 (455)
Евгений Соловьев: «Протяженность Кохтла-Ярве создает определенные трудности, а главное – значительно увеличивает расходы на управление городом»

В обычном понимании город – это большая или меньшая по размеру территория с компактно расположенными жилыми или производственными постройками. Эстонский город Кохтла-Ярве состоит из шести таких территорий (Ярвеская часть, Сомпа, Кукрузе, Ахтме, Ору и Вийвиконна, причем в последнюю часть административно входит поселок Сиргала), не соприкасающихся друг с другом и расположенных среди других сельских и городских самоуправлений. Это своего рода архипелаг, который сложился исторически. Дело в том, что в состав Кохтла-Ярве в свое время вошли рабочие поселки, находившиеся возле действующих сланцевых шахт или сланцеперерабатывающих предприятий. Став единым городом в административном смысле, географически они не приблизились друг к другу.

Кабинет мэра Кохтла-Ярве находится в здании, в котором когда-то располагался райком партии. Из окон видна скульптура, символизирующая промышленный профиль региона, – двое шахтеров, гордо несущих в светлое будущее свой профессиональный инструмент – кайло. (В народе монумент сразу же с ласковым сочувствием окрестили «Двое непьющих», намекая, что во всем городе только эти двое и «не употребляют», да и то лишь потому, что каменные.)

Сегодня символ утратил первоначальный смысл: шахты закрываются одна за другой, добыча сланца падает. Не дать Кохтла-Ярве превратиться в город-призрак – сохранить социальную и экономическую стабильность, развивать новые отрасли взамен традиционных, создавать рабочие места – в этом нынешние городские власти видят свою главную задачу. Как и за счет чего им это удается, корреспонденту «Эксперта С-З» рассказывает мэр Кохтла-Ярве Евгений Соловьев.

Остался промышленным городом

– Кохтла-Ярве совсем молод, он появился в середине прошлого века – в июне 1946 года. Планировка города остается очень своеобразной, я бы даже сказал, уникальной. Численность его жителей сегодня – около 42 тыс. человек. Однако людей, находящихся в одном городе Кохтла-Ярве, но на разных его территориях, например в Сиргала и в Ярвеской части, разделяет расстояние, превышающее 40 км. Это создает определенные трудности, а главное – значительно увеличивает расходы на управление городом.

Кохтла-Ярве был и остается промышленным городом, поэтому среди его жителей много людей, чьи профессии связаны с производством, – рабочих, инженеров. Наряду с традиционными для города сланцевыми отраслями в последнее время развиваются легкая промышленность (швейные предприятия) и металлообработка. Значительное развитие за время после восстановления независимости Эстонии получила сфера обслуживания.

Кохтла-Ярве – многонациональный город. 69% его жителей – русские, 18% – эстонцы, а оставшиеся 13% – представители других народов: украинцы, белорусы, татары, евреи, поляки, латыши и другие (почти пять десятков национальностей). Что касается возрастного состава, то, как и многие небольшие города, Кохтла-Ярве – стареющий город: молодежь уезжает. Хотя надо отметить, что многие остаются и получают образование в расположенных в городе высших учебных заведениях. Некоторые после получения высшего образования в университетах Эстонии и за рубежом все же возвращаются.

Если говорить о трудоустройстве, то с сожалением должен отметить, что в условиях экономического кризиса официальный уровень безработицы вырос значительно и сегодня составляет порядка 24%, что превышает средний уровень по Эстонии (около 15%). Средняя заработная плата в нашем регионе после 1991 года всегда была несколько ниже, чем в других регионах страны, и сегодня картина не только не изменилась в принципе, но разрыв даже увеличился. По данным социологического исследования, проведенного осенью 2009 года, средний доход на одного жителя составил 5,8 тыс. крон в месяц (540 долларов). Средняя зарплата по стране официально – около 1 тыс. долларов. А ведь когда-то наши шахтеры и химики входили в число самых высокооплачиваемых работников республики.

– Каков на сегодня годовой бюджет Кохтла-Ярве и в какой степени он сформирован из налоговых поступлений горожан, из поступлений из государственной казны, а также из других источников?

– Объем доходов городского бюджета 2010 года – 552,5 млн крон, объем расходов – 588,5 млн. Еще 256,32 млн крон (8%) – поступления от подоходного налога с частных лиц, земельного и местных налогов, от продажи товаров и услуг и собственных доходов муниципальных учреждений, плюс так называемые прочие доходы (банковские интрессы, плата за водопользование, за загрязнение и т.д.). Поступления из государственного бюджета составляют 296,2 млн крон, или 53,61%, в том числе из правительственного фонда поддержки – 168,5 млн крон.

На проектную деятельность

– Оказывает ли государство помощь в решении сложных социальных проблем города?

– Из фонда государственной поддержки выплачивается заработная плата учителям, оплачивается питание учеников основной школы и осуществляются инвестиции в образовательные учреждения. Расходы на образование из госбюджета составляют 83 млн крон, на социальную сферу – порядка 7,8 млн. В 2010 году из Министерства экономики и коммуникаций Эстонии поступит примерно 300 тыс. долларов на капитальный ремонт дорог (это 0,6% от объема городского бюджета). Деньги на развитие Ярвеской части города и городского парка (86,3 млн крон) поступят из европейских фондов.

– Несмотря на весьма скромные суммы дотаций из госбюджета на развитие социальной инфраструктуры города, эта работа в Кохтла-Ярве осуществляется довольно успешно. В значительной степени – за счет умелого использования возможностей европейских структурных фондов. Как город координирует эту деятельность?

– Действительно, в Кохтла-Ярве реализовано много проектов с привлечением дополнительных источников финансирования из различных программ Европейского союза, а также других государств. Участвовать в международных проектах город начал еще в 1996 году, и с тех пор эта работа продолжается все более эффективно. Если же говорить об использовании именно структурных фондов ЕС, то могу отметить, что мы достаточно эффективно работаем в этом направлении.

В качестве примера можно привести три серьезных проекта по переобучению безработных нашего региона. Эти проекты были реализованы с 2004-го по 2008 год. В результате свыше 450 человек смогли пройти переобучение и освоить более востребованную специальность (как было с сокращенными шахтерами) либо повысить квалификацию, получив, к примеру, европейский сертификат сварщика или допуск к управлению подъемными механизмами.

Основной задачей этих проектов было трудоустройство неработающего населения, и надо отметить, что 70% прошедших переобучение получили работу, в том числе и с помощью наших специалистов – сотрудников проекта. С 2009 года, благодаря опять же структурным фондам для безработных, в Кохтла-Ярве функционирует центр трудовых навыков. Был также открыт центр реабилитации людей, имеющих зависимость. Конечно, несмотря на то что подобные проекты все еще финансируются, мы знаем, что получить работу в настоящее время, в период экономического кризиса, невозможно. Сокращения на предприятиях нашего города, да и всей республики, непрерывно продолжаются. По опубликованным на днях оценкам экспертов Фонда развития Эстонии, даже после начала хотя бы минимального экономического роста (а он прогнозируется не раньше чем в конце текущего – начале следующего года) безработица в течение примерно еще двух лет по инерции будет расти.

Тем не менее мы продолжаем заниматься проектной деятельностью. Наши специалисты готовят новые заявки, основная цель которых – забота о горожанах, что особенно важно в такое тяжелое время. Недавно сдан в эксплуатацию полностью отремонтированный детский сад – это тоже проектные деньги ЕС.

Разработан проект реконструкции центральной части Кохтла-Ярве, который получил из структурных фондов ЕС финансовую поддержку в объеме 90 млн крон (8,1 млн долларов). Весной 2010 года здесь уже начнутся строительные работы.

Всю эту деятельность координируют разные службы самоуправления. У нас есть специалисты, способные выполнять полный цикл проектных работ: составление заявки, координация и непосредственное выполнение проектных действий и, конечно, отчетность. Обучение они проходили в рамках семинаров, организованных структурами, курирующими различные программы ЕС. И, конечно, много значит опыт, полученный в ходе выполнения проектов.        

Таллин – Кохтла-Ярве

Фото: Игорь Парв

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №9 (455) 8 марта 2010
    Утилизация автомобилей
    Содержание:
    Не корысти ради

    Бизнесу есть смысл поддержать программу утилизации автомобилей «огнем и маневром» хотя бы для того, чтобы дать пример успешного опыта в управлении рынком путем стимулирования спроса

    Реклама