Бежать, чтобы устоять

Спецвыпуск
Москва, 08.03.2010
«Эксперт Северо-Запад» №9 (455)
Прошлый год для туриндустрии Петербурга оказался не столь трагичным, как прогнозировался

Итоги 2009 года в туриндустрии можно охарактеризовать одной фразой: «Хуже, чем хотелось, но лучше, чем могло бы быть». В Санкт-Петербурге ожидаемое многими игроками в начале года падение рынка на 40-50% неминуемо привело бы к банкротству большинства туроператоров. Однако сжатие рынка произошло в среднем на 15-17%, что позволило туроператорам сохранить бизнес.

Нестрашно и неплохо

Краха отрасли не произошло во многом из-за того, что участники рынка сами приняли ряд антикризисных мер, главной из которых стало сокращение количества предложений. По данным Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристической индустрии (СЗРО РСТ), наиболее крупные игроки сократили свои обычные программы в среднем на 20%. Разработкой новых направлений занимались единицы. Туроператоры в основном предпочли сосредоточиться на продаже хорошо проверенных маршрутов. «В результате рынок откатился к показателям 2007-2008 годов (до осени), что не так уж и страшно», – констатирует председатель совета СЗРО РСТ Сергей Корнеев.

Стоит отметить важный нюанс. Если говорить о количественных показателях (числе отправившихся путешествовать петербуржцев), то большинство туроператоров солидарны с мнением Корнеева: минувший год прошел «в общем-то, неплохо». Однако доходы компаний заметно сократились. «Прямо как у Льюиса Кэрролла, – замечает директор одной из турфирм. – Чтобы оставаться на месте, нам приходилось очень быстро бежать». Если без иносказаний, то работать пришлось столько же, а доходы все равно сократились. Причем не пропорционально сокращению объемов перевозок, а больше. Уменьшилась маржа – разница между ценой среднестатистической путевки и ее себестоимостью, из-за того что клиенты не упустили возможности сэкономить.

Упавшая звезда

В целом карта путешествий существенно не изменилась – те, кто привык к Таиланду, менять его на Египет не стали. Но при этом если раньше, по данным СЗРО РСТ, популярностью пользовались отели уровня четыре-пять звезд, то зимой более востребованными оказались три-четыре звезды. Основной тенденцией минувшего года стало снижение «звездности» отелей, причем вне зависимости от времени года и страны. В то же время петербуржцы по-прежнему обращали внимание на степень «крутизны» того или иного курорта, но дорогие туры приобретали меньше – ограничивались предложениями модными, но экономичными.

Еще одна сложность, с которой пришлось столкнуться туроператорам, – продажа туров в последний момент. Некоторые туристы откладывали их покупку в надежде на появление более выгодных предложений (скидок, бонусов, горящих туров), другие просто не были уверены, что отправятся путешествовать. Поэтому туры, которые раньше относились к категории планируемых покупок, попали в категорию спонтанных. Это и стало причиной снижения глубины продаж, что, в свою очередь, заставило туроператоров проявить большую осторожность в планировании.

«Исчез некий авантюризм, – говорит Сергей Корнеев. – Компании стали более продуманно принимать решения, с запасом уже никто ничего не брал – только минимальный блок, насчет которого была уверенность, что он продастся. Поэтому предложений по горящим турам практически не было. Ведь горящие туры – это ошибка в планировании. В демпинговые игры тоже никто не играл. Все думали только о том, как сохранить себя». То есть предлагать горящие туры было просто не из чего. Для этого отсутствовал необходимый «жировой запас».

Хотя, по наблюдениям других участников рынка, горящие предложения все-таки время от времени появлялись. Видимо, кто-то неправильно рассчитал свои возможности или рисковал, пытаясь отыграться на объемах. Но риск оправдан в условиях стабильного рынка. Поэтому, скорее всего, это были попытки минимизировать потери.

Так же, как и там

Компаниям, специализирующимся на въездном туризме, тоже пришлось приспосабливаться к новым условиям: туристов стало меньше и они стали более экономными. «Поток туристов снизился приблизительно на 25%, – рассказывает генеральный директор компании „Виа Ханса Санкт-Петербург“ Вера Белявская. – Причем количество заездов осталось прежним, но сократилось количество людей в группах. Туры стали лаконичнее по содержанию: никаких излишеств, только основной пакет. Доходы, разумеется, уменьшились». «Спад составил 20%», – делится наблюдениями заместитель директора «Фремад Раша» Геннадий Гостев. В 2008 году среднее время пребывания туриста в Санкт-Петербурге составляло 3,5 дня, а в 2009-м – уже 2,8 дня.

Такая же ситуация отмечалась и в сегменте конгрессного туризма. По данным компании «Мономакс конгресс-сервис», количество делегатов на различных специализированных конференциях в среднем сократилось на 20-25%.

Спад во въездном туризме мог бы оказаться значительно больше, если бы не вовремя принятые меры. По словам Сергея Корнеева, в течение 2009 года был проведен ряд совещаний с участниками рынка и поставщиками услуг. В результате, говорит Вера Белявская, ранее «непробиваемые» гостиницы пошли на уступки, проявили ценовую лояльность. «Все боялись падения на 35-40%, – вспоминает директор Российской гостиничной ассоциации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Алексей Мусакин. – На самом деле оно оказалось меньше – на уровне 15-20%, в зависимости от типа и категории отеля. У некоторых мини-отелей спад составил вообще 2-3%. Однако финансовая часть, реальные доходы упали примерно на 20%. Тенденция года – сокращение периода бронирования с двух-трех недель до двух-трех дней и сокращение количества ночевок».

Проблемы те же, что и с выездным туризмом, и Санкт-Петербург оказался в общеевропейском тренде.

От «неплохо» к «хорошо»

К осени глубина продаж у туроператоров стала постепенно восстанавливаться. Свою роль в этом сыграли несколько факторов. Люди постепенно привыкли к новой экономической реальности и определились с распределением семейного бюджета. Принимающие стороны переориентировали свою работу и стали формировать больше интересных предложений. Кроме того, для многих отдыхающих Новый год стал возможностью отыграться за былые треволнения. Также если у кого-то отсутствовала ясность с сезонным отпуском (кто-то пожертвовал им из-за боязни увольнения, кого-то не отпустили), то на новогодние каникулы все шли единым строем. В результате новогодние продажи прошли хорошо и многие турфирмы смогли даже досрочно закрыть продажи туров.

Что касается восстановления объемов продаж, то единой тенденции не было: у одних туроператоров они сократились, у других – остались на прежнем уровне, у третьих – немного выросли. «Новогодние туры в этом году продавались лучше, чем в прошлом, – констатирует директор компании „Тез Тур Северо-Запад“ Юрий Богданов. – Глубина была хорошая – на уровне 2007 года. Объемы мы сохранили прошлогодние и закрыли все раньше».

«У нас глубина по бронированию новогодних туров была чуть больше месяца, – рассказывает директор компании „Интурист Санкт-Петербург“ Александр Мусихин. – На начало декабря 90% программ закрылись. Свои объемы компания не сокращала, а, наоборот, достаточно серьезно увеличила по всем направлениям, например по Египту – на 300%».

Петербургские операторы выражают сдержанный оптимизм на основании итогов зимнего сезона. Многие участники рынка уверены, что в 2010 году начнется поступательное, без резких скачков, восстановление туриндустрии. «Все прошлогодние тенденции носили временный характер, это были антикризисные меры, – считает Сергей Корнеев. – В течение 2009 года турфирмы думали только о настоящем, теперь постепенно начинают задумываться о будущем».      

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №9 (455) 8 марта 2010
    Утилизация автомобилей
    Содержание:
    Не корысти ради

    Бизнесу есть смысл поддержать программу утилизации автомобилей «огнем и маневром» хотя бы для того, чтобы дать пример успешного опыта в управлении рынком путем стимулирования спроса

    Реклама