ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Прогнулись под кризис

, 2010

Автобизнес Санкт-Петербурга под ударами кризиса сжался, деформировался, но устоял

Кризис изменил положительные тренды динамики развития петербургского авторынка на противоположные, отрицательные. Однако изменения в объемах продаж и составе игроков не носят фатального характера. Динамичная реакция бизнеса на угрозы кризиса и запас устойчивости позволили многим дилерам не только выжить, но и продолжить развитие. Все оказалось не так страшно, как представлялось в конце 2008 года.

Этот результат закономерен, так как автомобилизация в Петербурге прошла точку невозврата и для торможения этого процесса должно произойти что-то более серьезное, чем очередной экономический кризис. Дилерский бизнес, в отличие от других отраслей, имеет более короткий производственный цикл, поэтому ему легче адаптироваться даже к столь динамичным изменениям конъюнктуры рынка.

Перспективы конкретных игроков петербургского рынка будут зависеть не только от запаса устойчивости и сформированных резервов, но и от политики государства и импортеров. Прямое стимулирование спроса окажет содействие производителям и продавцам бюджетных автомобилей, а остальные, судя по всему, справятся сами.

Со знаком минус

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России в 2009 году продано 1,46 млн легковых машин, что на 49% меньше, чем в рекордном 2008-м. В Петербурге, как и в Москве, падение продаж оказалось ниже, чем в среднем по России, и составило 36,8%. В результате вновь, как и в 2005 году, на две столицы приходится 50% российского авторынка. В Петербурге спад продаж в 2009-м коснулся почти всех автопроизводителей, однако в разной степени, что нашло отражение и в традиционном рейтинге марок по количеству проданных автомобилей. При этом лидеры петербургского рынка хотя и снизили объемы продаж, однако сумели сохранить свои места.

Увеличить продажи удалось лишь двум участникам рейтинга – Audi (на 17,3%) и Citroen (на 48,8%). Первая марка сумела понравиться своими новинками состоятельным гражданам, которые и в кризис не потеряли платежеспособности, вторая – большими скидками. Даже на последней выставке «Мир автомобиля» в апреле этого года машины Citroen были едва ли не единственными, предлагавшимися посетителям по специальной цене.

Рекордсменом по спаду стали автомобили Honda, продажи которых снизились почти на 70%. Это неудивительно: проблемы у дилеров этой марки в нашем городе начались еще в 2008 году. За последние полтора года дилерская сеть Honda в городе сократилась: «Фаст Моторс» обанкротился, а совладельцы «Хонда-Пискаревский» продали салон холдингу «РРТ». Недавно Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти принял иск банка «Санкт-Петербург» о продаже заложенного имущества к дилеру Honda компании «Адамс-Моторс».

Много меньше среднего упали продажи таких марок, как Skoda и Volkswagen. Автомобили Skoda отличились еще и значительным (на 5%) ростом доли Петербурга в российских продажах марки. В результате производителю удалось опередить в рейтинге многих конкурентов благодаря интересным ценовым предложениям, обусловленным российским производством целого ряда моделей этой марки.

Характерно, что самым стабильным показателем оказалась доля Петербурга в российских продажах машин, изменение которой для большинства игроков укладывается в доли процента на фоне общего спада объемов на десятки процентов. Это свидетельствует о том, что, несмотря на кризис, потребительские предпочтения петербургских автомобилистов достаточно устойчивы.

«Перераспределения предпочтений по отношению к автомобилям, если честно, я практически не заметил. Доля тех, кто из-за кризиса пошел приобретать более дешевый автомобиль, незначительна. Люди или покупают нужный автомобиль, или не покупают вообще», – констатирует генеральный директор автоцентра «Атлант-М Лахта» Евгений Пекарский.

Не стоят за ценой

Эксперты отмечают, что в целом столичные жители предпочитают более дорогие модели, нежели в среднем по России. Модель Ford Focus, которая на протяжении нескольких лет была самой продаваемой иномаркой в России, в прошлом году уступила этот титул бюджетному седану Renault Logan. Однако в Москве и Петербурге Focus остался бестселлером и в 2009 году. В результате самой популярной иностранной маркой и в Москве, и в Петербурге оказался Ford.

Вторая по популярности иномарка у столичных автомобилистов – Nissan. В Москве и Петербурге ее модели Qashqai и X-Trail входят в десятку самых продаваемых, а в общероссийском рейтинге марка занимает только седьмое место.

Еще одна особенность столичных рынков в том, что здесь продаются порядка двух третей машин премиум-марок, что объясняется более высоким по сравнению с регионами уровнем доходов, который, в свою очередь, влияет на стандарты жизни. «Премиальные автомобили выбирают люди состоятельные и состоявшиеся, которые ценят престиж и комфорт. При этом для них важно подчеркнуть свой статус, индивидуальность и привлечь к себе внимание», – поясняет директор по связям с общественностью «GM СНГ» Сергей Лепнухов.

В России продажи автомобилей премиальных марок даже в кризис показывают удивительную стабильность. Однако для обеспечения этой стабильности их дилерам приходится соответствовать все более высоким требованиям. Как считает директор Bentley St. Petersburg Сергей Шабельников, эти требования особенно актуальны для сегмента luxury. «Состоятельные люди не выбирают продавца по цене. Их в первую очередь интересует качество обслуживания. Поэтому наша задача – не допускать даже малейшего снижения уровня сервиса и, наоборот, постоянно повышать его», – говорит Шабельников.

Единственным исключением стала замыкающая рейтинг марка Volvo, продажи которой в Петербурге упали более чем на 60%. Причиной этого стало то обстоятельство, что весь прошлый год судьба легкового подразделения Volvo висела на волоске, а сейчас перешла в руки китайской компании – нового собственника известного европейского бренда.

Некоторые петербургские дилеры в условиях кризиса тоже попали в тяжелую ситуацию, однако, судя по всему, время распродаж автоцентров еще не наступило.

Своего не отдадут

Импортерам в первую очередь нужны результаты – объемы продаж, а дилерам – прибыль. Однако в условиях кризиса эта разница в подходах к ведению дел стала не столь принципиальной. Импортеры вынуждены учитывать финансовые интересы действующих игроков, в результате сегодня получить дилерство известных брендов не так просто.

И хотя, по данным специалистов, в Петербурге на продажу выставлены не менее десятка автоцентров, их продажа стала редкостью, особенно по сравнению с периодом бурного роста рынка, когда за автоцентр можно было выручить неплохие деньги. Сейчас автоцентр можно продать только с большим дисконтом, к чему владельцы пока не готовы. А потенциальные покупатели предпочитают не приобретать чужие автоцентры, а завершать строительство собственных.

Так, группа компаний «Мега-Авто» в 2009 году осуществила ряд проектов, среди которых – крупнейший в России дилерский центр Аudi «АЦ Петроградский», а также завершила строительство здания дилерского предприятия «Омега-Премиум» – официального дилера Land Rover. В августе в составе холдинга открылся дилерский центр «Восток-Авто Жукова», а осенью из компании «Омега-Премиум» был выделен бренд Jaguar, официальным дилером которого стала компания «Ягуар Центр Петроградский», занявшая после реконструкции здание, в котором ранее находился автоцентр «Русь-Авто».

«Результаты 2009 года позволяют нам говорить о том, что мы сумели удержать позиции на рынке. В 2010 году мы сохраним курс на развитие. Опираясь на собственный опыт и проверенных партнеров, будем стремиться занять свободные ниши, с тем чтобы иметь сильные позиции на российском рынке к моменту его восстановления», – объясняет причины оптимизма генеральный директор группы компаний «Мега-Авто» Дмитрий Зайцев. В 2010 году холдинг планирует открыть новые дилерские центры не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Мурманске и Калуге.

Желание есть

Большинство экспертов не разделяют оптимизма по поводу скорого восстановления докризисных объемов российского авторынка. Эти прогнозы в очередной раз подтвердились результатами опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В обнародованных данных представлена любопытная статистика того, каковы на сегодня планы российских граждан по покупке автомобилей.

Оказалось, что намерение купить машину в течение ближайшего месяца есть только у 1% опрошенных. Еще 2% собираются сделать это в течение полугода, 3% – в течение года. Более значительная часть (9%) участников опроса готовы обзавестись автомобилем лишь в течение ближайших двух-трех лет.

Приведенная информация не дает особых оснований для оптимизма, что подтверждается и итогами продаж в первом квартале 2010 года. По данным АЕБ, в первом квартале продажи в России по сравнению с прошлым годом снизились на четверть и составили 293 тыс. автомобилей. Годом ранее в первом квартале реализовано почти 390 тыс. машин.

Тем не менее темпы падения рынка замедлились. Мартовское снижение продаж составило всего 7%. Для сравнения: в феврале падение продаж по сравнению с аналогичным периодом 2009 года достигало 32%. «Обнадеживающе выглядит результат марта, демонстрирующий наименьшее падение при сравнении год к году за последние 12 месяцев, что можно считать явным признаком постепенного восстановления автомобильной отрасли в стране», – заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.

Вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян считает, что улучшение общего климата и рост потребительского оптимизма «обусловлены не только традиционным сезонным фактором, но и началом работы схемы по утилизации автомобилей, возвращением ставок автокредитов к докризисным значениям, стабилизацией курса рубля, а также продлением программы по субсидированию кредитов».

За сертификатом – в очередь

Справедливости ради отметим, что, как и ожидалось, программа утилизации вызвала ажиотажный спрос в основном у потенциальных покупателей автомобилей Lada. К началу апреля больше всего заявок на утилизацию (83 тыс.) получили дилеры АвтоВАЗа. В Петербурге с началом программы утилизации динамика продаж Lada тоже оказалась положительной – в сети «Питер-Лада» этот показатель в марте вырос на 12,9% относительно аналогичного периода прошлого года и почти вдвое – относительно февраля (на 106,6%).

Компания Renault, лидер по числу заявок на участие в программе утилизации среди иномарок, к концу марта получила более 8% выданных утилизационных сертификатов и объявила о фиксации цен на автомобили Logan и Sandero для участников программы. «Беспокойство вызывает лишь то, что не все желающие смогут успеть приобрести автомобиль Ford по данной программе, так как количество рассматриваемых государством заявок ограничено», – признается вице-президент Ford в России Сергей Богданов.

Желание принять участие в государственной программе утилизации на сегодня выразили около 150 тыс. человек при лимите 200 тыс. сертификатов. При сохранении темпов поступления обращений россиян, готовых сдать свой старый автомобиль и получить скидку 50 тыс. рублей на приобретение нового, программа может завершиться значительно раньше назначенного срока.

Остальные игроки российского авторынка, особенно предлагающие машины в более высоких ценовых сегментах, столь активного участия в гонках за утилизационными сертификатами не принимают. Но у них тоже есть предложения для потенциальных потребителей, которые смогут удовлетворить спрос и в этом трудном году.

Санкт-Петербург

Показатели рынка автокредитования Северо-Западного федерального округа
Рейтинг марок по количеству проданных автомобилей в Санкт-Петербурге в 2008 году
«Эксперт Северо-Запад» №15 (461)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама