ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Пошаговая стратегия

2010

Правительству Армении необходимо создать реальные условия для экономического прорыва

Становится очевидным, что состояние экономики Армении предопределяет ее геополитическую устойчивость. Имеются ли у страны реальные условия и возможности для резкого экономического роста или то, в каком состоянии находится сейчас ее экономика, – это объективная реальность и большего с учетом мирового кризиса, закрытых границ и т.д. добиться нереально? Прежде всего, не нужно думать и ждать, что внешние условия будут иными. Исторически и геополитически сложилось так, что внешние факторы, как правило, могут работать против экономического развития Армении. Стране не следует постоянно приводить доводы и оправдания по этому поводу, а необходимо адаптировать развитие экономики к этим условиям. Наша проблема не во внешней среде, а во внутренней неорганизованности, в отсутствии четкой, взаимосвязанной экономической политики.

В области экономики сегодня, к сожалению, не наблюдается никаких системных шагов. Более того, мы продолжаем следовать опасной для нас идеологии «фискализма», фетишизируя финансовую стабильность и бюджетные поступления и пренебрегая такими важнейшими задачами, как освоение внешних рынков, введение грамотной структурной политики и технологическое развитие. Бюджет – это не экономика, а скорее производная экономики. Экономика – это рынки, структура, технологический и профессиональный уровень. Ситуация действительно крайне сложная: мы сильно отстали как технологически, так и по формированию эффективной структуры промышленности. Без решительных и профессиональных шагов ситуацию поправить будет крайне сложно.

Стабильность как преграда

Финансовая стабильность необходима любой экономике, но она не может быть панацеей. Ею надо управлять, а не обеспечивать любой ценой. Мы должны четко обозначать, какую задачу на определенном этапе решает финансовая политика. Мешает или помогает она развитию экспорта, промышленности? В конце концов, нужна ли Армении широко разветвленная экспортно ориентированная промышленная структура? Многие считают, что нет. Я считаю, что она необходима: без такой структуры наша экономика устойчиво развиваться не может. И не надо приводить в пример, скажем, Швейцарию, где экономика держится на ограниченном числе сильно развитых отраслей. Времена такой специализации давно прошли, к тому же мы находимся не в том регионе и не в тех стартовых условиях.

Чем больше у нас валютных поступлений, тем меньше у экспортеров желания их зарабатывать, и экономика впадает в импортозависимость, которая быстро и аккуратно вычищает такой ценный для нас валютный потенциал, оставляя экономику в структурном плане почти ни с чем. Да, этими процессами необходимо управлять, но не только «веером» валютных интервенций, а более масштабно – стимулируя импорт современного оборудования и сырья, расширяя промышленное строительство. Для этого, конечно, нужны внешние рынки и заинтересованность инвесторов, но надо работать в данном направлении, а не в обратном. Сегодня за счет крупных заемных средств формируется внутренний спрос, к покрытию которого отечественные предприятия не подготовлены. Через год-два все эти ресурсы будут съедены импортом и мы снова окажемся в исходной точке, но уже под давлением огромного внешнего долга.

Новый старт

Сегодня, желаем того или нет, мы вынуждены вернуться к промышленной политике, но в абсолютно новых стартовых условиях. Основой этой политики должны стать те же три основных компонента: расширение экспорта, структурное преобразование и технологическое развитие. Необходимо осознать, что армянская экономическая стратегия не может быть обычной, классической. У нас нет стандартных условий. И здесь только макроэкономическая стабильность существенно не повлияет на ситуацию. Сегодня нужна простая, осязаемая, мобилизующая и системная экономическая политика.

Без грамотной экспортной стратегии бесполезно даже думать о структурном преобразовании и об ускоренном экономическом развитии. К сожалению, нынешние наши возможности крайне ограничены, и если страна пойдет по классическому пути расширения экспорта, то потенциал успеха – мизерный.

Рассмотрим по отраслям. Да, крупные отрасли экономики, такие как энергетика, транспорт, коммуникации и строительство, являются системо- и бюджетообразующими, но в случае с Арменией их развитие обусловлено внутренним спросом. Их экспортный потенциал ограничен многими факторами инвестиционного, политического, рыночного характера. Машиностроение в Армении сегодня почти отсутствует. Возможности ускоренного формирования экспортных товарных групп машиностроительной продукции также ограничены.

Потенциал роста экспорта в горнодобывающей отрасли также невелик, что обусловлено относительно малыми запасами и большей зависимостью от ценовой конъюнктуры рынка. Бесспорно, есть определенный потенциал для развития туристической отрасли. Но это требует не только времени, но и серьезных инфраструктурных преобразований. Наука, высокие технологии, медицина и образование также имеют определенный экспортный потенциал, но их стартовые возможности ограничены как состоянием экономики, так и инвестиционными и временными факторами. Реальный стартовый внутренний потенциал сегодня существует главным образом в перерабатывающей промышленности. Именно экспорт продукции перерабатывающей отрасли должен стать локомотивом структурных преобразований изнутри.

На внешние рынки

Однако если Армения пойдет по стандартной схеме освоения новых рынков – через организацию выставок или участие в них, через каналы действующих дистрибуторских или оптовых структур, движение будет незначительным. Нашим основным стартовым рынком может и должен стать внешний армянский рынок. На начальном этапе следует создать такую внешнюю дистрибуторскую структуру с соответствующей системой мотивации и общественно-политической поддержкой, которая даст возможность наиболее конкурентоспособным армянским товарам повседневного спроса занять значительную часть этого рынка.

Сегодня в различных странах среднестатистическая армянская семья тратит только на продукты питания и напитки в среднем от 300 до 1 тыс. долларов в месяц. Если удастся постепенно охватить хотя бы 30% этого потребительского спроса на основных внешних армянских рынках, то только по этой части Армения сможет выйти по меньшей мере на уровень 700-800 млн долларов экспорта. Для этого на начальном этапе необходимо в крупных центрах компактного проживания армян в Европе, США и России, а в последующем и в других регионах создать складские дистрибуторские центры с охватом и потенциалом обслуживания каждым их них не менее 30-50 тыс. клиентов.

При этом необходимо тщательно отобрать широкий ассортимент наиболее качественных и конкурентоспособных товарных наименований повседневного спроса с четкой организацией стабильных поставок, параллельно разрабатывая на этой основе соответствующую систему складского распределительного управления в дистрибуторских центрах. Ассортимент должен позволить покупателям легко сформировать минимальную корзину одного заказа на 150-200 долларов, что достаточно для эффективного покрытия всех затрат, в том числе транспортных.

Мы инициируем и тратим много усилий, например, на программу «Покупай армянское». Но чтобы в диаспорах покупали армянское, надо, чтобы отечественные товары физически присутствовали на этих рынках и были доступны. Программа не должна стать чисто коммерческой, она должна быть национальной, грамотно организованной, получить общественно-политическую поддержку. Результат будет соответствующий.

К вопросу о зонах

Есть и другой важный ресурс – инвестиционный потенциал, стартовый внешний потенциал экспорта. Мы должны раскрыть и развивать экспортный потенциал не только перерабатывающей промышленности, но и других отраслей, таких как текстильная и химическая, машиностроение, производство строительных материалов и др. Опираясь на существующие возможности, этого не сделать. Нужны предприниматели, которые уже работают на внешних рынках в области производства и распределения указанных товарных групп, скажем обувной, текстильной или машиностроительной продукции. Среди армян диаспоры много таких предпринимателей. Надо создать такую систему, при которой организация производства указанной продукции в Армении станет хотя бы минимально прибыльной. Мы должны ориентироваться не на крупные инвестиции: их будет крайне мало. Необходимо привлечь менее рискованные небольшие инвестиции, по 50-200 тыс. долларов, охватывая хотя бы небольшую часть внешних рынков, контролируемых нашими соотечественниками.

В регионах Армении должны быть созданы специализированные экспортно ориентированные промышленные зоны. Задача этих зон – не только снижение затрат предприятий. Они нацелены также на перевод сельскохозяйственной рабочей силы в более квалифицированные отрасли, высвобождая тем самым земельные участки для укрупнения и организации более эффективного, технологически насыщенного сельскохозяйственного производства. Необходимо разрабатывать пакетные проекты для привлечения инвестиций в системообразующие предприятия для отдельных отраслей с соответствующими льготами и государственной поддержкой. Очень важно привести экономическое законодательство, в том числе налоговое и таможенное, в соответствие с требованиями такой политики. Нужно исключить налогообложение при импорте оборудования и сырья, очистить законодательство от бюрократических трудностей. В течение пяти-семи лет мы должны поставить задачу стимулировать создание не менее 5 тыс. малых и средних предприятий в разных отраслях, ориентированных на внешние рынки, обеспечивая по этой части объем экспорта не менее 1-1,5 млрд долларов в год.

Все эти меры помогут сформировать основу структурных преобразований, создать резервы и потенциал для будущего стабильного развития. Только после реализации этих шагов можно будет реально говорить об отраслевых приоритетах, о развитии новых товарных брендов, о вхождении на новые рынки.

Задача первого этапа структурных преобразований заключается также в создании основ многопрофильной экономики, в оживлении внутреннего спроса и в существенном увеличении числа малых и средних предприятий. Расширение внутреннего спроса значительно оживит также активность крупных отраслей – энергетических и транспортно-коммуникационных компаний. Все эти меры наряду с технологическими и структурными изменениями могут обеспечить как минимум 7-10% стабильного экономического роста в год.

В том, что эта программа реализуема, нет никаких сомнений. В том, что ее можно испортить и дискредитировать, также нет сомнений. Но это вопрос уже к тем структурам, которые разрабатывают экономическую политику Армении и отвечают за ее реализацию. Армения по всем своим национальным, интеллектуальным и предпринимательским возможностям даже теоретически не укладывается в формат бедной и слабой страны.    

Ереван

Благодарим агентство Armenia Today за помощь в подготовке материала

«Эксперт Северо-Запад» №15 (461)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама