ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Одноразовые дороги

2010

Похоже, власть все еще не догадывается о том, что уже понял бизнес: шальных денег больше не будет

Как только Петербург оттаял, глазам открылась неприглядная картина: асфальт на многих улицах оказался испещрен трещинами и ямами. Петербургские чиновники поспешили объяснить эту напасть борьбой со снегопадами: дескать, на уборке было задействовано небывалое количество тяжелой техники, вот и повредили асфальт. Власть вообще охотно комментировала ситуацию, пока интенсивное таяние обнажало все новые и новые рытвины. Лишь глухой и слепой мог остаться в неведении, что в Санкт-Петербурге крайне неблагоприятные для дорожного строительства инженерно-геологические условия – слабые дисперсные грунты, близкое залегание грунтовых вод, обильные осадки, резкие перепады температуры от «минуса» к «плюсу» и наоборот… Словом, все это способно загубить любую дорогу. Но почему-то у финских соседей, где схожий климат, ситуация несколько другая.

Увидев фронт предстоящих работ, Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) запросил из бюджета дополнительные суммы на ремонт и практически сразу получил необходимые гарантии. Губернатор Валентина Матвиенко дала указание подготовить дополнительную программу по текущему ремонту дорог на 2010 год, заверив, что ее финансирование будет учтено в поправках к бюджету. В итоге на эти цели выделят 4,2 млрд рублей сверх ранее запланированных 1,1 млрд.

Примечательно, что размер предстоящих расходов в Смольном утвердили авансом – до того, как стал очевиден истинный масштаб повреждений, и прежде, чем комиссия КБДХ оценила нанесенный дорогам ущерб и разобралась в его причинах. Уборка уборкой, но разрывы, разломы и проседания асфальта наблюдаются в городе повсюду, в том числе и в местах, где не то что тяжелую технику – лопату дворника за зиму не видели. Более того, повреждены и участки, которые приведены в порядок всего один-три года назад. Разве не будет справедливо, если ремонт оплатит не бюджет, а бракоделы-подрядчики?

Чиновники ограничились сугубо формальным подходом: если ежегодно в Петербурге выходит из строя 5 млн кв. м магистралей, на ремонт которых требуется 7-8 млрд рублей, то 5,3 млрд рублей – это по-любому «маловато будет». Хоть с учетом рекламаций считай, хоть без учета… И в коридорах власти, и на предприятиях дорожно-строительного комплекса твердят одно: «Ситуация близка к катастрофической», «Последствия непредсказуемы».

Сократить расходы на ремонт дорожной сети пришлось из-за кризиса. В минувшем году отрасль оказалась на особенно жесткой диете: вместо обещанных 9 млрд рублей КБДХ получил на капитальные и текущие ремонты всего 2,5 млрд. Перспективы нынешнего года благодаря дополнительно выделенным миллиардам несколько оптимистичнее, но дорожники уверяют, что из-за недофинансирования в 2009-м фронт работ увеличился в разы – теперь уже около 70% городских трасс нуждаются в ремонте.

Цифра, откровенно говоря, шокирует. Еще в конце прошлого года доля «ущербных» дорожных покрытий, по оценкам КБДХ, составляла 36%. Получается, менее чем за полгода практически треть дорог пришла в негодность. Безусловно, проблемы бюджета не лучшим образом сказались на городской транспортной инфраструктуре, но дефицит средств испытывают все – и российские регионы, и европейские столицы. Даже Москва вынуждена отказаться от капитального ремонта дорог. Почему же последствия одного сезона, пусть и весьма сурового, столь катастрофичны именно для Петербурга?

Да потому, что срок эксплуатации местных дорог составляет в среднем не более пяти лет, а нередко – два-три года. Для сравнения: в европейских странах, в Канаде и США стандартный срок службы дорожного покрытия – от 10 лет. Одноразовый характер наших магистралей наука объясняет многими причинами, в том числе проектными промахами, нарушениями технологии, использованием некачественных материалов. Но прежде всего – многократно возросшей транспортной нагрузкой, для которой большинство построенных еще в «застойное» время трасс оказались недостаточно прочными.

Интенсивная эксплуатация требует особой конструкции дорожного покрытия, причем не верхнего слоя, который так любят замазывать питерские ремонтники, а внутренних слоев, основания – оно-то и определяет в конечном итоге срок службы дороги. В частности, необходимая прочность конструкции обеспечивается увеличением толщины внутренней «начинки» до 70-80 см. Если же увеличить ее до 110-115 см, то гарантирована и многолетняя морозоустойчивость: сколь бы лютые ни случались зимы, дорога останется в целости. Существуют и другие эффективные в условиях питерской сырости технологии. Все они не только хорошо известны дорожникам, некоторые даже опробованы в Северной столице десятилетиями усиленной эксплуатации.

Другой вопрос, что все они требуют и более основательных единовременных вложений: себестоимость долговечных дорог в 1,3-1,7 раза выше, чем «одноразовых». Да и мотивация чиновников нужна, наверное, не такая, как сейчас. Ведь средств на качественный капремонт и строительство Смольный не находил и в тучные годы, когда объем финансирования был настолько велик, что его попросту не успевали освоить.

Увы, пока системной перезагрузки в управленческих головах не происходит. Сокращение издержек в отрасли идет по принципу: меньше денег – меньше ремонтов. Скудость бюджета чиновники расценивают как нечто сугубо временное. Похоже, власть все еще не догадалась о том, что уже отлично поняли в негосударственном секторе: шальных денег больше не будет. То, что мы называем кризисом, – наша новая реальность... Значит, надо озадачиваться экономической целесообразностью, оптимизировать затраты, осваивать технологии, способные обеспечить нормальное существование в новых условиях. В противном случае городская дорожная сеть обречена на ежегодные латания и переделки.       

«Эксперт Северо-Запад» №15 (461)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама