Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Улитка на столбе

2010

Желание некоторых чиновников вернуть на улицы России плакаты с изображением «отца всех народов» кажется довольно странным

На минувшей неделе Санкт-Петербург отметился событием из жизни кумира предыдущей эпохи. С идеей о размещении плакатов с изображением Иосифа Сталина выступил петербуржец Виктор Логинов. Он собрал более 30 тыс. рублей и вроде бы уже договорился с одной транспортной компанией, что на эти деньги «реклама» вождя сможет провисеть на бортах рейсовых автобусов весь май.

Для многих представителей моего поколения, родившихся в конце 1970-х годов и выросших на самом изломе эпох, роль этого исторического «ньюсмейкера» давно и безоговорочно определена. Нам посчастливилось состояться в шальные 1990-е годы, узнать «всю правду» об этом персонаже, причем не столько из учебников, сколько от живых свидетелей того времени. Каждому из нас известны тысячи историй, которые в итоге складываются в одну трагическую картину, сотканную из физической и душевной боли, страданий и панического страха. На этом фоне успехи родины – строительство заводов и фабрик, повсеместная ликвидация безграмотности, победа над страшными инфекциями – не могут повлиять на имидж Сталина.

Роль Сталина в Великой Отечественной войне – тоже давно решенный для многих вопрос. «Отец всех народов» взял на себя руководство армией и управлял ею в силу своих специфических особенностей, где-то допуская ошибки, а где-то – добиваясь успеха. В конце концов война кончилась, но ее победный дух был рожден не в кремлевских кабинетах, а в окопах и блиндажах, где сражались наши дедушки и бабушки.

Впрочем, совершенно естественно, что и в СССР, и в России у харизматичных лидеров прошлого всегда находились эмоциональные апологеты. «Сталина на вас нет!» – как часто слышали мы этот мстительный пассаж… Другое дело, что среди защитников генералиссимуса находятся представители молодого поколения. Их болезненное желание вернуть на улицы страны плакаты с изображением вождя кажется довольно странным.

Аргументы Логинова и его соратников таковы: Сталин побеждал вместе с народом и с точки зрения исторической справедливости заслуживает визуального упоминания. «За последние 15 лет по поводу Сталина текли потоки лжи и потоки правды. Его образ фактически потерян, остались одни негативные черты», – заявили в одной из телепередач авторы идеи размещения портретов вождя на автобусах.

Сталинисты сами поставили себя в тупик. Если по поводу вождя вот уже 15 лет текли потоки лжи и правды, чего вам недостает теперь? У тысяч горожан, в том числе и ветеранов, автобусы с портретами генералиссимуса на стеклах вызовут очень противоречивые чувства. Так зачем тратить собственные деньги на то, чтобы испортить другим светлый праздник, если много лет подряд мы как-то обходились без портретов Сталина? Абзаца, посвященного его руководству армией в годы войны, в учебнике истории вполне достаточно, чтобы молодые граждане имели представление об этом историческом факте. И напротив, чтобы живописать злодеяния вождя, недостаточно будет и целого учебника.

Вспомним о том, с чего началась история с плакатами. А началась она с инициативы мэра Москвы Юрия Лужкова, который неожиданно захотел украсить свой город портретами вождя. Именно с этого момента в стране начался очередной приступ до конца не изжитой болезни, похожей на рецидивирующую экзему.

По данным прошлогоднего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, 29% россиян желали бы, чтобы во главе государства находился политик, подобный Иосифу Сталину. В 2005 году таких было 42%. Согласно опросу, количество противников сталинских методов руководства за последние четыре года увеличилось с 52 до 58%. Эти цифры свидетельствуют о том, что Россия постепенно выздоравливает от наследия авторитарного режима. Но инициативы с возвращением сталинских портретов на улицы страны вскрывают старые незажившие язвы.

Судя по этому опросу, масштабы «экземы» огромны. В общественном измерении она занимает добрую треть страны – 29% россиян до сих пор живут прошлым и жаждут «великого реванша». Среди них есть и молодые, и пожилые, но все они объединены ненавистью к «либерастам», реформам 1990-х годов, и все как один лелеют мечту о возрождении прежнего миропорядка под руководством нового Сталина. Как только имя вождя очередной раз становится предметом общественной дискуссии, громадный Солярис ненависти вскипает на просторах интернета, в городах и селах нашей необъятной Родины. Эта патологическая ненависть ко всему настоящему и настолько же патологическая любовь к «светлому прошлому» имеет психологическое объяснение. Слишком большую цену заплатили россияне за экономические трансформации 1990-х годов.

Но в сегодняшней России есть и другая (возможно, спасительная) крайность. Это динамичные граждане, воспринявшие современные демократические ценности. Что делать в этой ситуации им, не согласным с инициативой петербургских блогеров-сталинистов? К сожалению, ничего. Гражданская инициатива Виктора Логинова имеет право на жизнь. Во всяком случае, законного способа повлиять на их планы у власти и общества нет. Предсказать реакцию горожан на плакат со Сталиным также невозможно. Многие считают, что лик вождя вряд ли задержится на автобусах больше пары дней.

Из-за последней эскапады Лужкова Россия опять выглядит как пьяная улитка, которая упорно карабкается по столбу – сначала на три метра вперед, а потом на два назад. В то время как президент Дмитрий Медведев называет катынскую трагедию преступлением Сталина, в Москве и Петербурге печатают плакаты с его изображением, а в Волгограде выпускают «сталинский» лимонад.

И на Западе снова гадают: готова ли Россия в будущем к полномасштабному социально-экономическому сотрудничеству с ЕС или недалеко то время, когда в ней снова будут сажать «спекулянтов» и инакомыслящих?

«Эксперт Северо-Запад» №16-17 (462)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама