Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Против течения

2010

Вячеслав Елупов: «Когда наши конкуренты сосредоточились на самом востребованном сегменте рынка – классе „эконом“, мы направились в „премиум“»

Торговый дом «Ярмарка», лидер пищевой промышленности Карелии, базируется в пригороде Петрозаводска. На сегодня компания – один из сильнейших игроков крупяной отрасли страны. Продукция ее присутствует во всех регионах России и 17 странах мира, включая США, Канаду, Израиль. Основные товарные позиции – расфасовка круп и бобовых под торговой маркой «Ярмарка», фирменное подсолнечное масло.

В 2009 году, когда повсюду падало производство и шло сокращение штатов, «Ярмарка» дополнительно приняла 120 сотрудников и все кризисное время работала со стабильной прибылью. Причина успеха – в правильно выбранной стратегии, убежден руководитель компании Вячеслав Елупов.

– Ваша антикризисная стратегия выглядит оригинально: когда доходы населения начали падать и увеличился спрос на дешевые крупы, вы вдруг решили обратиться к премиум-классу. Все производители сосредоточились на сегменте «эконом», а вы пошли против течения. Почему?

– Во-первых, и в кризис люди хотят, пусть иногда, лакомиться необычными блюдами. Во-вторых, кризис не вечен, и к его исходу мы застолбим за собой премиальную рыночную нишу. В-третьих, в кризис просто необходимо быть, как вы выразились, оригинальными. Иначе придется не расширять производство и штат сотрудников, а сокращать.

Мы заняли верную позицию: предлагать продукт, который отсутствует у других. Не толкаться в высококонкурентной нише, а создавать свою. Не удовлетворять традиционно сложившиеся запросы потребителя, а формировать новые. Поэтому, даже несмотря на заоблачные ставки по банковским кредитам, которые доходили до 35% годовых, прибыль «Ярмарки» в 2009 году не снизилась.

– Каков ассортимент вашей линейки «премиум»?

– Это крупы и бобовые, привезенные из разных стран: экзотические сорта фасоли и риса, нут, кускус, маш, булгур. В настоящее время у нас 48 наименований, и мы планируем в течение двух лет довести ассортимент до 200.

«Платинум» – именно под этим брендом продаем крупяные изделия премиум-класса – это ассортиментное изобилие круп и бобовых. До нас подобным никто не занимался. Россияне стали много путешествовать, пробовать за границей новые блюда, вычитывать в интернете оригинальные рецепты. У них должна быть возможность и на родине пойти в магазин и купить необходимые продукты. И потом, хочется расширить кулинарный кругозор соотечественников. Как-то я угостил родителей крупой булгур. Они: «Как вкусно! Что это? Где продается?» Во всем мире знают, что это вкусно, во всем мире это едят, а в России почти не найти.

– У «Ярмарки» в разработке еще несколько линеек. Когда ожидается следующая?

– Уже с середины мая. Это линейка Cafe – уникальные, легко готовящиеся блюда, смеси из круп, овощей и грибов или смеси бобовых. Например, в ризотто с грибами кладутся специально выращиваемые для ризотто рис карнaроли, высококачественные белые грибы, эксклюзивные приправы. В свою очередь, продолжает расширяться присутствие в федеральных торговых сетях линейки «Платинум», а вскоре мы выйдем с ней и на зарубежный рынок.

– И что предложите иностранцам?

– Тоже крупяную экзотику. Русские крупы на Западе – такая же редкость, как у нас, к примеру, чечевица белуга. Еще пример из жизни. Русская жена сварила французскому мужу гречку. Поначалу он поморщился, потом распробовал, а потом попросил еще. А где ее взять, если во Франции гречку не продают? Будем восполнять пробел.

К слову, я с 1997 года последовательно реализую задачу сделать «Ярмарку» транснациональной компанией с производством на каждом континенте и с продукцией в каждом магазине мира. Первично, конечно, наше присутствие в магазинах. А производство – для оптимизации логистики. Таким образом, «Платинум» прекрасно вписывается в стратегию предприятия. Ну и наконец, у меня есть и некий «национальный интерес». В той же Франции продукты российского производства в магазинах вообще не встретишь – не ассоциируется Россия с качественными продуктовыми марками.

– Вы уверены, что внедрение на рынки Евросоюза будет беспроблемным? Государства защищают свой агропром, в частности, высокими импортными пошлинами...

– Россия устанавливает отечественным производителям такие экспортные барьеры, что другим странам никакой дополнительной защиты рынков не требуется. Например, наши таможенники требуют на каждую партию продукции, даже если это всего 100 кг, отдельный сертификат. Излишняя сертификация обходится в 50 долларов за тонну, плюс увеличение сроков таможенных процедур, плюс простой транспорта… Зарубежные партнеры изумляются: неужели такое возможно – государство вредит собственной экономике, тормозя экспорт? Если бы государство не мешало, мы могли бы развиваться раза в два быстрее, а экспорт увеличили бы втрое.

– В какой стране вы бы хотели вести бизнес?

– На мой взгляд, человек должен жить и работать там, где родился. Для меня это Карелия, и я никуда не уеду. Если же вы спрашиваете про страну с наилучшими условиями для бизнеса, то, по моему опыту, это Канада. Там чиновники все готовы сделать для человека, который организует производство и рабочие места, платит налоги. У нас же куда ни обратишься, чего ни коснешься – везде чиновник озабочен одним: продемонстрировать важность своей роли в системе экономических отношений.

Я даже был вынужден создать службу документарного обеспечения. Ее сотрудники занимаются бумагами, абсолютно не нужными нашим партнерам, но нужными отдельному чиновнику, задача которого, как ему кажется, контролировать, контролировать и контролировать. И с каждым годом административное давление только усиливается. Хотя следует отдать должное Министерству сельского хозяйства Карелии: оно часто идет нам навстречу.   

Петрозаводск

«Эксперт Северо-Запад» №21 (467)



    Реклама

    «Мы научились быть конкурентными…»

    Андрей Рязанов, Генеральный директор Завода электротехнической арматуры


    Реклама