Москва, 23 апр, среда

Разморозка Арктики

«Эксперт Северо-Запад» №22 (468) 07 июн 2010, 00:00

Российские власти готовы реанимировать проект Северного морского пути. Плюсы этой реанимации – сокращение для судовладельцев времени в пути и спасение от нападений пиратов. Минусы – неочевидные пока рентабельность и обеспечение безопасности во льдах

На днях в Москве прошла международная конференция «Северный морской путь (СМП): стратегия возрождения». Подобных мероприятий в столице проходит немало, но когда их массово посещают высшие чины правительства, это о чем-то, да говорит. С развернутыми докладами выступили и министр транспорта РФ Игорь Левитин, и глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, и другие правительственные и думские функционеры. После конференции стало ясно, что власти всерьез берутся за возрождение СМП – проекта, который уходит корнями еще в сталинский Советский Союз и который после крушения СССР развиваться практически перестал.

Все министры в гости к нам

Игорь Левитин, подчеркнув возрастающую роль Арктики в глобальной политике и экономике, отметил, что предстоящее освоение нефтегазового потенциала Арктического континентального шельфа невозможно без реанимации транспортной магистрали. Не секрет, что в Арктике разрабатывается несколько огромных месторождений нефти и газа, крупнейшее из которых – Штокмановское. Запасы углеводородов только на российском шельфе Северного Ледовитого океана оцениваются примерно в 100 млрд тонн нефтяного эквивалента. Господдержка СМП может оказаться хорошим подспорьем для российских нефте- и газодобытчиков в расширении рынка сбыта.

Господдержка Севморпути может оказаться хорошим подспорьем для российских нефти газодобытчиков в расширении рынка сбыта

По словам министра, в сентябре «Совкомфлот» осуществит экспериментальный рейс крупнотоннажного танкера с газовым конденсатом из порта Витино (Мурманская область) в порты Юго-Восточной Азии в сопровождении атомного ледокола. Выигрыш времени по сравнению со всеми другими маршрутами составит как минимум неделю. Эксперимент, по замыслу Левитина, должен показать судовладельцам экономические преимущества Севморпути по сравнению с южным направлением – через Индийский океан, который из-за пиратских нападений стал небезопасным.

Александр Давыденко дополнил выступление своего шефа арифметическими подробностями. До конца 2015 года планируется построить один универсальный атомный и три дизельных ледокола. Объем государственных инвестиций в строительство составит около 40 млрд рублей. В последующие после 2015 года пять лет необходимы еще два новых атомных и три дизельных ледокола. Сейчас на трассах СМП действуют девять линейных ледоколов – пять атомных (в том числе «свеженький» – «50 лет Победы», построенный в 2007 году) и четыре дизельных. Оживление СМП приведет, по оценке Давыденко, к росту объема транзитных грузов по СМП до 5-6 млн тонн в год в восточном направлении и до 2-3 млн – в западном. Это даже чуть больше, чем было в советские годы (6-8 млн тонн грузов в год), и в пять-шесть раз больше, чем в последние годы. При этом, как говорит член Комитета Госдумы РФ по обороне покоритель Северного полюса Артур Чилингаров, эксплуатация СМП рентабельна, пока объем грузоперевозок не опускается ниже 4 млн тонн в год.

Председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев также отметил, что в Арктике сосредоточена половина запасов российского газа и 90% углеводородов. Он напомнил, что 23 апреля принят в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ», внесенный в нижнюю палату парламента правительством. Законопроект предоставляет Росморречфлоту полномочия по ледокольному обеспечению мореплавания, в том числе по трассам СМП, и разрешает эксплуатацию на арктических трассах ледоколов только под российским флагом. Воссоздание СМП поможет, убежден Шишкарев, и развитию портовой инфраструктуры. Речь идет в первую очередь о проекте Мурманского транспортного узла, поддержанном на федеральном уровне. Маршрут Нью-Йорк – Мурманск – Шанхай составит 17 тыс. км, что позволит существенно сократить затраты и время на грузоперевозку, добавил глава думского комитета.

Его коллега по нижней палате парламента Чилингаров выразил удовлетворение тем, что Россия до сих пор обладает самым мощным ледокольным флотом. «В его составе действуют шесть атомных ледоколов, из них два мелкосидящих атомных ледокола и четыре дизельных линейных ледокола, – подчеркнул он. – И что радует, в последние годы транспортный арктический флот обновляется в рамках федеральной программы „Модернизация транспортного флота“. И не только за счет государственной казны. Крупные компании, такие как „ЛУКОЙЛ“, „Роснефть“, „Норильский никель“ и „Совкомфлот“, также осуществляют постройку крупных танкеров и универсальных судов ледового класса. В результате к 2015 году арктический флот будет включать до 100 единиц, что позволит обеспечить планируемый объем перевозок в 4 млн тонн».

Буквально через пару дней о важности возрождения СМП высказался и спикер Госдумы глава высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов. Он прилетел в Архангельск и заявил, что партия берет этот проект под контроль и что «трасса из Европы в Азию через российский Север в два раза короче, чем через Суэцкий канал». «Значит, есть большая экономия топлива при перемещении судов по этой трассе, – продолжил Грызлов. – Думаю, для Азиатско-Тихоокеанского региона это очень существенно. Считаю, что этот вопрос обязательно попадет в повестку дня сессии АТЭС, которая будет проведена в 2012 году во Владивостоке».

Плюсы и минусы

Итак, главные плюсы проекта – необходимость транспортного пути, если Россия всерьез вознамерилась осваивать углеводороды Арктики, и возможность объезда пиратов. Есть и еще один плюс, о котором на конференции упоминалось, но вскользь, – глобальное потепление климата. Впрочем, при словах о глобальном потеплении на лицах многих участников конференции появлялись улыбки: пик потепления в Арктике, на взгляд большинства из них, пришелся на 2007 год и подобной «жары» не стоит ждать до 2030-го. Поэтому плюс с глобальным потеплением оставим за скобками.

Но и минусов для судовладельцев вполне достаточно. Проход через Суэцкий канал стоит до 25 тыс. долларов за каждое судно. Но и сопровождение судна ледоколом по СМП тоже не будет бесплатным. Поэтому вопросы рентабельности упираются, как это часто бывает, в ценовую политику российского ледокольного флота. Проще говоря, в ценовую политику Минтранса РФ, о которой мы пока ничего не знаем.

Вопрос номер два для судовладельцев – это льды. Они могут оказаться куда коварнее африканских пиратов, а значит, вопросы безопасности тоже важны. В ведомстве Игоря Левитина утверждают, что планируется создать аварийно-спасательные системы и небольшие опорные порты, где можно будет подремонтировать судно после столкновения со льдами и продолжить дальнейший путь. «Понятно, что в проекте СМП должны быть задействованы многие отрасли, – отметил Борис Грызлов. – Это и ледокольный флот, и танкерный с усиленными корпусами, и флот, перевозящий сжиженные газы (технология осваивается на „Адмиралтейских верфях“ в Санкт-Петербурге). Это, безусловно, и обеспечение энергоустановками портов, находящихся на трассе СМП, и связь, и обеспечение пунктов МЧС вертолетами, которые в случае необходимости должны вылетать на суда, которые движутся по СМП». По утверждению Грызлова, уже приняты решения об организации на трассе десяти баз МЧС, о развитии в этой зоне спутниковой связи, инфраструктурных объектов и энергетики.

Где быть столице?

Отдельный вопрос – какому городу отдать статус столицы СМП? Министр транспорта на конференции сообщил, что в рамках его ведомства будет воссоздана администрация СМП – организация, осуществляющая контроль за судоходством, проводкой судов и гидрографическим обеспечением. Администрация СМП, по словам Левитина, получит статус отдельного управления в Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Однако юридическое лицо администрации СМП должно быть где-то зарегистрировано, и вряд ли это будет столица. Продолжай осуществлять свои полномочия экс-губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, он наверняка поборолся бы с руководством исполнительной власти Архангельской области за право регистрации столицы СМП. Но нынешний глава Мурманской области Дмитрий Дмитриенко, сменивший год назад Евдокимова, в подобных вопросах проявляет пассивность, и вопрос о неформальной столице СМП уже, можно сказать, решен.

Достаточно сказать, что губернатор Архангельской области Илья Михальчук выступил на конференции сразу вслед за министром. «Возрождение Севморпути позволит укрепить позиции России на Севере, – отметил губернатор. – Это самый короткий путь, связывающий северные территории с Дальним Востоком, Японией, Китаем. При перевозке грузов из Архангельска на Дальний Восток через Суэцкий канал транспортное плечо составит 23 тыс. км, а Севморпутем – 7 тыс. Строительство магистрали позволит увеличить объемы доступной лесосеки в Архангельской области на 14 млн кубометров в год». Михальчук призвал разработать федеральный закон «О Северном морском пути», доработать правила плавания по этой магистрали, согласовав документ со всеми приарктическими регионами, и разработать федеральную целевую программу возрождения СМП.

О том, что борьба Архангельска с Мурманском за звание столицы СМП завершилась не в пользу последнего, свидетельствуют и заявления Бориса Грызлова пару дней спустя. «Мы считаем, что столицей СМП должен быть Архангельск, – сказал спикер во время визита в этот город. – Именно отсюда начинался СМП. Думаю, это важно и принципиально, потому что именно тот субъект РФ, где будет размещено юридическое лицо, обеспечивающее СМП, будет им заниматься. Архангельск этим и занимается реально, инициативная группа разрабатывает достаточно подробно весь этот проект».

Важен и внешний аспект, и внутренний

Крайне важный внешний аспект проблемы реанимации СМП – захотят ли наши европейские соседи задействовать этот маршрут. Присутствовавшие на конференции скандинавы жадно ловили буквально каждое слово представителей российских властей. Радио Швеции передало со ссылкой на советника норвежского Баренц-секретариата Оддгейр Даниэльсена, что если сентябрьский эксперимент «Совкомфлота» окажется удачным, то практически сразу из норвежского Киркенеса по СМП отправят груз железной руды в Китай.

Но внутренний аспект использования СМП также важен. Речь идет о пресловутом северном завозе. Без него ряд приарктических регионов не смогут выжить в зимнее время. Если верить Дмитрию Давыденко, ледоколов для проводки судов с целью обеспечения Якутии, Чукотки, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов у России хватит. Но продовольствие и другие товары завозятся в северные регионы все-таки не с Северного полюса, а, как правило, из европейской части России. А для бесперебойного снабжения необходим, к примеру, Белкомур (название возникло от «Белое море», «Коми» и «Урал») – железнодорожная магистраль, соединяющая Сибирь и Урал с портами в Мурманске и Архангельске. Но если средства на развитие СМП предусмотрены уже до 2015 года, то реализация Белкомура отложена до 2020-го.

«Что касается Белкомура, то протяженность недостроенных участков – 79 км, – отметил Борис Грызлов. – Стоимость работ оценивается в 118 млрд рублей». Спикер Госдумы пообещал, что такие средства государство найдет без проблем. Впрочем, подобная «беспроблемность» длится уже многие годы.    

Санкт-Петербург


СМИ2


РИА Новости


Прайм


Фото: Layer/East News

Фото: Статуя Будды в Лэшане

Крупнейшее изваяние в мире


Реклама

ИноСМИ



TOP

  1. Девушка под душем
    Семейные ценности в одной отдельно взятой китайской порносемье
  2. Акционеры новой украинской власти
    10 семей, которые управляют Украиной
  3. Европа сделала шаг к решению газовых проблем Украины
    Долгожданный ответ главы Еврокомиссии на обращение президента России Владимира Путина к главам стран Евросоюза выглядит ультимативным. Однако, в нем есть ключевой месседж – готовность садиться за стол переговоров по газовой проблеме Украины. Именно к этому и призывал Владимир Путин глав 18 европейских стран. Тем не менее, без торга по цене газа для Украины вряд ли обойдется
  4. Славянско-пролетарская республика
    Кто и за что воюет на юго-востоке Украины
  5. Мы заслужили право быть с Россией
    О событиях на юго-востоке Украины Эксперт на условиях анонимности побеседовал с одним из высокопоставленных представителей организации «Донецкая республика»

Infox