Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

С историческим колоритом

2010

Важной предпосылкой к созданию привлекательной туристической инфраструктуры в Эстонии оказывается бережное и эффективное использование историко-культурного потенциала

Таллин считает месяцы до момента, когда в новогоднюю ночь станет культурной столицей Европы 2011 года. Властями, общественностью и бизнесом Эстонии этот титул не воспринимается лишь как почетная формальность и дипломатический реверанс со стороны Европейского сообщества. Почти две сотни культурных и зрелищных мероприятий охватят в следующем году все городское пространство, наполнив его интересными событиями.

Одна из ключевых идеологем проекта «Таллин – культурная столица Европы» – средневековый Старый город, уникальный по сохранности, остающийся открытым сегодняшнему дню. Являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО исторический центр Таллина с его бесспорными границами – уцелевшей на две трети крепостной стеной из плитняка с 26 оборонительными башнями – реально охраняется от новодельных поползновений девелоперов. Строительство же высотных зданий (в том числе 30-этажного Swissotel и Radisson SAS) оказалось достаточно компромиссным, не разрушающим исторические панорамы Старого города и его доминант.

Тактичное отношение к прошлому, особенно к объектам исторической застройки и архитектурно-ландшафтным ансамблям, характерно для Эстонии. Этот подход, общий для властей и бизнеса, позволяет, бережно сохраняя старинные строения (и не только имеющие статус памятников), наполнять их современными функциями, создавая новое качество жизни. И, как удалось убедиться участникам пресс-тура, организованного государственной структурой поддержки предпринимательства Enterprise Estonia, такое отношение к историко-культурному наследию обеспечивает появление разнообразных турпродуктов.

Новые берега

Прибрежные территории, не слишком удаленные от исторического центра Таллина, – пожалуй, наиболее интересная и перспективная зона развития городского пространства. В рамках проекта «Таллин – культурная столица Европы», мероприятия которого объединяются темой «Прибрежные истории, рассказанные в Таллине», ряд программ непосредственно связаны с освоением береговой зоны. В советское время доступ к обрамляющему центр города побережью Таллинского залива был затруднен – оно фактически являлось пограничной зоной, где располагались также режимные военно-промышленные объекты.

«Жители города, судьба которого всегда была связана с побережьем, жили, по сути, спиной к морю, отделенные от него промышленно-пограничной зоной, – вспоминает отвечающий за внешние коммуникации по проектам „Таллин 2011“ Сергей Семенов. – Постройки возводились с таким расчетом, чтобы закрывать вид на море, затруднять к нему доступ – чтобы у людей не возникало соблазна прыгнуть в лодку и отправиться в Финляндию. Наша цель, в том числе в рамках мероприятий „Таллинских дней моря“, – способствовать утверждению Таллина как приморского города, открыть его морю, напомнить людям, что большая часть культуры приходила в город с моря, которое при этом давало и основной заработок». Обращение к традициям ганзейского, купеческого города, экономика которого процветала за счет транзита через порт, подразумевает, что и в современных реалиях восстановление связи с морем улучшит качество городского пространства.

Вдоль берега, на территории, выглядевшей весьма заброшенной, в 2011 году откроется городской променад. Власти Таллина взяли на себя создание пешеходной зоны, ее обеспечение инженерными коммуникациями. Частично работы по благоустройству будут возложены на бизнес, размещающий у променада кафе, магазины, аттракционы. Однако приоритет освоения этого пространства между стратегически важными в прошлом объектами – Адмиралтейством и Летной гаванью (Lennusadam) – это наполнение его историко-культурными функциями (не случайно проект развития прибрежной зоны получил название «Культурный километр»). Кстати, вектор такой трансформации территории обозначился отнюдь не сегодня, это не конъюнктурный креатив, возникший в связи с проектом культурной столицы.

В 2006-м Батарейная тюрьма, бывшая Морская крепость, построенная в 1829 году по указу Николая I, стала музеем. Помимо экскурсий в музее предоставляется даже возможность пожить в тюремных интерьерах, проходят культурные мероприятия и праздники. Поблизости от крепости-тюрьмы – гавань Lennusadam, где можно познакомиться со старинными морскими судами. Здесь открыт филиал Морского музея Эстонии, основная экспозиция которого с 1935 года располагается в Старом городе – в орудийной башне Толстая Маргарита. У плавучих причалов, установленных несколько лет назад, нашли пристанище, в частности, построенный в 1914 году самый большой в Европе паровой ледокол «Суур Тылл» (Suur Toll), эстонская подводная лодка 1930-х годов «Лембит» (Lembitu), тральщик «Калев» (Kalev). Ведутся работы по реставрации и созданию масштабной музейной экспозиции Морского музея в знаменитых ангарах Lennusadam. Построенные в 1916-1917 годах ангары для гидросамолетов относят к мировым шедеврам новейшей архитектуры (первое в мире столь сложное и объемное сооружение из железобетона с полукруглой крышей). Эффектная экспозиция морской и сухопутной техники в ангарах в комплексе с морскими судами под открытым небом должна стать привлекательным «якорем» прибрежной зоны для туристов и жителей Таллина.

Выход из «зоны»

Одним из наиболее перспективных проектов развития прибрежной зоны, оценивавшимся накануне кризиса в 1 млрд крон, считается реконструкция Городского холла и редевелопмент прилегающей к нему территории. Построенный в 1970-е годы и на тот момент выделявшийся архитектурным решением, сегодня Городской холл выглядит явным анахронизмом, и это впечатление лишь усиливается непрезентабельным обликом окружающей территории.

В Таллине уже есть успешный пример комплексного преобразования депрессивной производственно-складской территории в центре города – это проект развития исторического квартала Ротерманн (Rotermann). На сегодня это наиболее колоритный пример формирования современной, по-европейски элегантной городской среды, сохраняющей своеобразие промышленной архитектуры XIX – начала XХ века, характерных для Эстонии известняковых и кирпичных зданий. Территорию между портом и Нарвским шоссе (недалеко от нынешней площади «Виру» (Viru) с одноименным высотным отелем) начал застраивать в 1821 году Кристиан Абрахам Ротерманн. Основанный им торговый двор занимался экспортом и импортом строительных материалов, продовольствия и мебели, создавались различные производства (сахара, крахмала, спирта и т.п.).

Многие исторические постройки пришли в плачевное состояние еще в поздний советский период, район все больше превращался в мрачные трущобы. И не случайно Андрей Тарковский (в середине 1970-х годов он жил в Таллине и ставил спектакли на сцене Русского драматического театра) выбрал для съемок некоторых эпизодов «Сталкера» по-своему живописное пространство квартала Ротерманн. Здесь, в здании элеватора, снималось начало путешествия в «зону». На сохранившейся трубе котельной с буквами UN сейчас можно увидеть памятную табличку, строения же элеватора еще ожидают реконструкции. Может быть, после завершения проекта развития квартала власти Таллина посчитают более оправданным не раз звучавшее предложение назвать в честь Тарковского один из переулков. Пока же в рамках проекта культурной столицы идет подготовка фестиваля современного искусства «Сталкер» (он пройдет в центре Kultuurikatel, находящемся тоже в портовой зоне), который предварят уже в декабре 2010 года торжества в честь genius loci.

Примечательно, что тренд на развитие квартала Ротерманн с учетом его историко-культурной специфики задан властями задолго до возникновения самого девелоперского проекта. В 1996 году в отреставрированном здании бывшего соляного склада, громоздком сооружении из известняка, разместился Эстонский архитектурный музей. Ныне это популярное место проведения выставок, посвященных архитектуре и современному искусству, концертов.

Эстонский предприниматель Урмас Сыырумаа, выкупивший в 2003-2004 годах большую часть недвижимости в квартале, подчеркивает, что хочет создать действительно живой район: «Днем это оживленный бизнес-центр с офисами, магазинами и кафе. Вечером распахивают двери концертные залы и рестораны, светятся окна в комфортных квартирах, где живут люди со своими радостями и заботами». Эту концепцию и реализовало победившее в конкурсе архитектурное бюро Kosmos (позже по его проекту в прибрежной зоне на основе реконструированной котельной создан культурный центр Kultuurivabrik).

Перемена взгляда

Оригинальный вариант оживления исторических военно-промышленных сооружений – использование их в качестве концертных площадок. Творческая фантазия известного дирижера и хормейстера Тыну Кальюсте реализовалась в организации самого экзотического фестиваля, ставшего при этом главным событием музыкальной жизни Эстонии, – Наргеновского фестиваля. В 10 км от Таллина на почти необитаемом острове Найссаар, прежде называвшемся Нарген, маэстро приобрел участок и оборудовал своеобразный концертный зал «Сарай Омари» на 200 мест. Он находится на площадке бывшего завода, выпускавшего мины, существовавшего с дореволюционных времен (военное производство и армия покинули остров в 1994 году). Покупая билеты на концерты (они проходят летом по субботам), зрители получают и билеты на теплоход. По прибытии на остров после полуторачасовой прогулки по природному парку гости на старых грузовиках армий разных стран добираются к «Сарай Омари».

Пример Наргеновского фестиваля вовлекает в культурную жизнь и другие интересные места в Эстонии. Так, с прошлого года проводятся концерты в литейном цехе бывшего судостроительного завода Ноблесснера – на них может присутствовать 1 тыс. зрителей. По словам Тыну Кальюсте, выполненная из камня монолитная конструкция здания – памятника архитектуры обеспечивает прекрасную акустику. Заметным событием 2011 года станет постановка здесь оперы Вагнера «Парсифаль» в новой интерпретации (проект Национальной оперы «Эстония»).

Новую социокультурную роль в городском пространстве – в качестве таллинского Сохо – предсказывают предпортовому рыбацкому району Каламая. Застраивавшиеся во второй половине XIX – начале XX века кварталы двух- и трехэтажных домов выделяются оригинальной (не только для Таллина, но и для других европейских городов) стилистикой деревянной архитектуры. Для этого района установлены жесткие охранные нормы, запрещающие снос и перестройку домов, а если все-таки реконструкция или новое строительство происходят, то обязательно выполнение требований по сохранению архитектурного кода среды: высотности, конструкции крыш, применяемым для фасадов строительным материалам, цветовому оформлению.

В последние годы повысился интерес к недвижимости в Каламая, привлекающем в числе прочего уютной атмосферой тихого, обособленного района со своим особым обаянием «другого» Старого города (при этом расположенного достаточно близко к историческому и деловому центру столицы). С точки же зрения туристической привлекательности, и прежде всего для россиян, достопримечательностью является выкрашенный в кирпичный цвет трехэтажный (с мансардой, видимо, недавно надстроенной) дом на улице Vabriku, 41, где в 1970-е годы жил Сергей Довлатов.

Отдых с прошлым

Стремление эффективно использовать потенциал исторической застройки демонстрируют многие гостиничные проекты. Динамично развивавшийся, особенно с начала 2000-х годов, гостиничный рынок, как отмечает председатель правления Ассоциации отелей и ресторанов Эстонии и председатель правления Nordic Hotel Forum Феликс Маагус, оказался с большим запасом насыщен как территориально, так и во всех сегментах (и по критерию «звездности», и по форматам предприятий размещения). «Мне кажется, что в ближайшие три-четыре года вообще ничего нового строиться не будет», – полагает Маагус.

Весьма развит в стране формат концептуальных и бутик-отелей, располагающихся в исторических зданиях. Так, роскошью и стильным дизайном, передающим атмосферу средневекового города (в том числе благодаря удачному освоению подземного пространства), отличается Schlossle Hotel в нескольких шагах от Ратушной площади в Таллине. В Пярну выделяется бутик-отель Ammende Villa – одно из наиболее сохранившихся и эффектных зданий в югенд-стиле, относящемся к главным достопримечательностям города. Уникален элегантный и торжественный отель Antonius, расположенный буквально напротив главного здания Тартуского университета. Туристической привлекательности Эстонии способствует и развитие инфраструктуры сельского туризма. Сегмент отличается разнообразным предложением отдыха – на туристических, природных хуторах, в домах и деревнях отдыха, на страусиных фермах. При этом очень интересны объекты в восстанавливаемых исторических поместьях – как относительно скромные гостевые дома, так и изысканные мини-отели премиум-класса с ресторанами высокой кухни и SPA-услугами.

Например, на северном побережье, на территории самого большого национального парка Эстонии Лахемаа («Земля заливов»), изобилующего рыбацкими деревушками и старинными усадьбами, активно восстанавливается в качестве высококлассного гостиничного комплекса поместье Вихула (первые строения появились здесь в начале XVI столетия; с начала XIX века поместьем владела семья фон Шубертов). В пальмовом доме усадьбы круглый год проходят концерты и семинары, в нынешнем году открылся концертный зал на 130 мест. SPA-центр позиционируется в сегменте эко-SPA, предлагая средства ухода на основе местных растений, продуктов питания (творога, йогурта, меда и т.п.), благородных напитков (в частности, коньяка), а также... золота.

Поблизости – поместье Сагади, имеющее более чем 500-летнюю историю (здесь, кстати, Игорь Масленников снимал некоторые девонширские сцены «Собаки Баскервилей»). Собственник, государственная структура «Лесной центр Сагади» RMK (Центра управления государственными лесами), видит направление развития поместья как природно-образовательного, культурного и туристического центра. В отреставрированном господском доме, построенном в XVIII веке в стиле раннего классицизма, располагается музей, демонстрирующий повседневную жизнь дворянства. В усадьбе, восстановление которой продолжается, туристам предлагают размещение как в роскошном отеле, так и в демократичной гостинице; созданы условия для проведения семинаров. Среди своеобразных развлечений – изготовление по старинным рецептам бумаги из грибов, посещение прохладного винного подвала.

Окупаемость гостиничных проектов, предусматривающих восстановление исторических поместий, по оценке Феликса Маагуса, и до кризиса превышала 15-20-летние сроки: «Зачастую коммерческие параметры вообще невозможно просчитать – некоторым владельцам приходится просто доплачивать, чтобы покрывать убытки! Однако предприниматели считают такие проекты достаточно престижными». 

Таллин – Тарту – Пярну – Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №22 (468)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама