Ультиматум Рена

Тема недели
Москва, 11.10.2010
«Эксперт Северо-Запад» №40 (486)
Еврокомиссия разработала ряд мероприятий, направленных на предотвращение финансовых кризисов, которые вынуждают правительства стран ЕС сокращать расходные статьи бюджетов. Однако эти меры вызывают ожесточенное сопротивление профсоюзов

Европейский комиссар по вопросам денежной и кредитной политики Олли Рен озвучил ряд мер, направленных на недопущение новых долговых кризисов. Центральный пункт законопроекта – введение огромных финансовых наказаний для государств, которые нарушают европейский Пакт о стабильности и росте, который устанавливает четкие границы дефицита бюджета и государственного долга. Однако многие страны ЕС, в том числе входящие в зону евро, не выполняют эти требования.

В текущем году Евросоюз был потрясен кризисом, вызванным огромным государственным долгом и дефицитом бюджета Греции. Под угрозой дефолта находятся и другие страны PIIGGS (аббревиатура из первых букв английских названий Португалии, Ирландии, Италии, Греции, Великобритании и Испании: Portugal, Ireland, Italy, Greece, Great Britain, Spain), а также Латвия. Еврокомиссия предлагает штрафовать в размере 0,2% ВВП тех, кто продолжает нарушать финансовые правила. Кроме того, государства, которые теряют конкурентоспособность или обеспечивают рост экономики за счет заимствований, также будут штрафоваться на уровне 0,1% ВВП. (Если термин «потеря конкурентоспособности» требует дополнительных разъяснений, то, например, увеличение ВВП за счет кредитной накачки долгое время наблюдалось в республиках Балтии, в первую очередь – в Латвии.) Также предлагается лишать нарушителей права голоса при обсуждении законопроектов и закрыть им любые источники финансирования из бюджета ЕС.

По мнению Рена, наказание должно налагаться автоматически – независимо от обстоятельств, вызвавших несоблюдение финансово-бюджетной дисциплины. «Это должно происходить на начальной стадии процесса, чтобы санкции имели превентивный эффект. Очень важно усилить финансовую дисциплину и обеспечить тем самым устойчивое развитие Евросоюза», – считает Олли Рен. На встрече министров финансов ЕС в Брюсселе в конце сентября практически все участники согласились с мерами по ужесточению наказаний для нарушителей пакта. Однако ряд стран (прежде всего нарушители) не согласны с безакцептным списанием средств с их счетов. «Судьба государства не должна зависеть только от мнения экспертов. При принятии подобных санкций нельзя исключать и политическую волю», – полагает министр финансов Франции Кристин Лагар. Как отметили некоторые финансовые аналитики, страна значительно меньше рискует подвергнуться финансовому наказанию в том случае, если ему будут предшествовать политические разбирательства. И тому много примеров в истории самого ЕС.

Виноватых нет

Пакт о стабильности и росте принимался под давлением Германии – он стал условием ее перехода к единой европейской валюте. Первоначально была установлена система штрафов в отношении нарушителей бюджетной дисциплины. Однако в 1996 году Франция добилась того, чтобы решение о наказании той или иной страны принималось в ходе политической дискуссии. Поэтому система, которая бы карала за превышение долгового уровня, так и не заработала. А после введения евро в качестве платежной единицы практически все государства не соблюдали (и продолжают это делать) положения пакта.

Например, Германия нарушала требования документа в 2002-м, 2003-м и 2004 годах. Вышла она за рамки бюджетных ограничений и в прошлом году. Но вопиющий пример пренебрежения евросоюзовскими нормами продемонстрировала Греция. В 2001 году, чтобы поскорее войти в зону евро, она представила заведомо неверные статистические данные. Позже обман выявился, но Греция, как и другие страны-нарушительницы, так и не подверглась санкциям. Хотя и без этих карательных мер из-за хронического нарушения финансовой дисциплины Греция балансирует на грани дефолта.

Пока Афинам удается обеспечивать выпуск государственных облигаций, но долгое время их курс балансировал на уровне бросовых финансовых инструментов. «Мы видим, как легко было уклониться от собирания налогов, но усвоили урок, который важен для всей еврозоны: рано или поздно последствия наступят», – признал министр финансов республики Йоргос Папаконстантину. Для снижения госрасходов греческие власти были вынуждены обрушить топор секвестра на бюджет страны (прежде всего – на социальные нужды), что вызвало резкую реакцию населения.

Массовые манифестации прошли и в других странах. В столице Евросоюза Брюсселе многотысячную демонстрацию устроили профсоюзные активисты, приехавшие из многих европейских государств. Европейской конфедерации профсоюзов (European Trade Union Confederation – организация, в которой состоят профсоюзы многих европейских государств) удалось мобилизовать свыше 100 тыс. членов из 30 стран.

Подобная общая акция была предпринята впервые в европейской истории, ее участники шли в колоннах под однотипными лозунгами. Их смысл сводился к тому, что поскольку кризис вызван не действиями простых работников, то несправедливо урезать их социальные гарантии, вместо того чтобы наказывать владельцев банков и крупных корпораций. Профсоюзы выступили против сокращения социальных статей бюджета, причиной которого стали безответственная политика властей и как ее следствие – финансовый кризис.

Чтобы избежать погромов, бельгийская полиция блокировала от демонстрантов целые районы Брюсселя, где расположены банки, крупные магазины, а также штаб-квартиру ЕС. Однако профсоюзы не нарушали правопорядок и не позволили себе каких-либо эксцессов. Им важно было донести до евробюрократов свои требования. «Мы нуждаемся в том, чтобы нас услышали», – пояснила польский политик и профсоюзный активист Желения Гора, которая потратила 20 часов на то, чтобы приехать в столицу Бельгии.

Хроника классовых сражений

Многочисленные акции прошли и в других европейских столицах – от Хельсинки на севере до Лиссабона на юге. В Польше тысячи людей промаршировали мимо офиса премьер-министра страны. «Мы завоевали свободу от коммунизма, но свободой воспользовались экономические и политические элиты, которые обеспечили безбедное существование для себя, возложив все тяжести на народ», – заявил агентству DPA лидер профобъединения «Солидарность» Януш Снядек. Во Франции забастовки и демонстрации длились на протяжении нескольких недель, в них участвовали несколько миллионов человек. Наибольшее неприятие французов вызывает решение президента Николя Саркози повысить возраст выхода на пенсию с 60 до 62 лет.

По обыкновению, протестовали и граждане Греции, где бастовали врачи и служащие железных дорог, а крупные профсоюзные объединения организовали марш к парламенту, выражая несогласие с условиями, которые выдвинули ЕС и МВФ. Страна может получить очередной стабилизационный транш только в том случае, если выполнит все требования этих организаций, в том числе значительно сократит зарплаты государственных служащих, социальные выплаты и пенсии.

В последнюю неделю сентября уличные акции организовали чешские профсоюзы, а в Испании была объявлена всеобщая забастовка против урезания социальных статей бюджета. Таких акций в Испании не случалось с 2002 года, и профсоюзы решились на этот шаг после неудачи в переговорах с правительством о мерах выхода из кризиса. Во всеобщей забастовке участвовали 10 млн человек, или половина всего трудоспособного населения страны. Наиболее активно бастовали транспортники, тогда как работники строительного сектора (на котором больше всего сказались последствия кризиса) почти не были заметны. Как и вся Европа, испанцы выступали против сокращения расходов на социальное обеспечение, а также урезания зарплат и пенсий. Правительство, однако, заявило, что забастовка не имела весомых последствий.

В ряде стран профсоюзы оспаривали пересмотр трудовых соглашений с временно нанятыми работниками. Эти документы действовали в течение нескольких лет, но теперь власти решили отказаться от большей части социальных гарантий, которые касались наемного персонала. Профсоюзы также опасаются, что сокращение расходов вызовет новый спад в экономике, дефляцию и в итоге приведет к сокращению занятости. В настоящее время уровень безработицы по ЕС составляет в среднем 9,6%, но в отдельных странах, таких как Испания, Латвия и Эстония, он в два раза выше.

В Риге в демонстрации участвовали менее тысячи человек. Жители Латвии больше всех в ЕС пострадали от кризиса, и страна тоже была вынуждена обратиться за финансовой помощью к МВФ. Возможно, низкая активность латышей объяснялась грядущими парламентскими выборами. Как показали их итоги, у власти осталось правительство, которое и считается виновником всех напастей. Однако большинство избирателей, вероятно, понимают, что страна фактически находится под внешним управлением. Видимо, поэтому они решили, что менять руководство государства сегодня – значит обречь себя на новые испытания.

В других странах требования МВФ выполняются не так гладко. Например, в Румынии Верховный суд заблокировал решение правительства об урезании пенсий на 15%. Чтобы снизить дефицит бюджета, власти были вынуждены существенно увеличить ставку НДС.

Затянуть пояса

Бывший руководитель Центрального банка Польши Лецех Бальцерович считает, что причиной бедственного положения ряда членов ЕС стал не столько глобальный финансовый кризис, сколько их безответственная политика. «Они отнюдь не невинные жертвы», – охарактеризовал страны PIIGGS в интервью норвежскому изданию Dagens Naeringsliv отец польской шоковой терапии. Благодаря реформам Бальцеровича, которые встретили поначалу большое сопротивление, Польше лучше, чем другим восточноевропейским государствам, удалось перевести экономику на рыночные рельсы. А мировой кризис показал, насколько польская экономика окрепла за годы реформ: из всех стран ЕС только в Польше в прошлом году продолжался экономический рост. Бальцерович подчеркивает, что различие между бывшими коммунистическими странами и странами, попавшими в нынешний кризис, весьма велико. Если перекосы в экономике восточноевропейских государств были обусловлены необходимостью демонтажа старой экономической системы, то страны PIIGGS сами поставили себя в сложнейшую ситуацию. «Мы боролись с Советским Союзом и коммунизмом, тогда как эти страны столкнулись с проблемами по собственной воле», – утверждает политик.

Бальцерович указывает на две главные ошибки стран PIIGGS и добавляет в эту компанию два прибалтийских государства – Латвию и Литву. Первая ошибка заключается в неконтролируемом росте кредитов. Кредитный пузырь, прежде всего связанный с недвижимостью, в итоге лопнул. Вторая ошибка – слабая монетарная политика, а именно – дефицит бюджета и растущий государственный долг. «Рост кредитов – это абсолютное зло. В отдельных регионах, таких как Балтия, собственный кризис возник без всякой связи с глобальным финансовым кризисом», – уверен реформатор.

Люди по всей Европе борются за старые привилегии и социальные гарантии. Однако, несмотря на то что в забастовках и демонстрациях участвуют миллионы людей, от этого будет мало толку. «Очевидно, что государствам просто не хватает денег. Быстрые и значительные сокращения бюджета совершенно необходимы», – настаивает Лецех Бальцерович.

С ним можно согласиться: без строгой финансовой дисциплины евро как вторая по значимости резервная валюта мира просто обречено. Не случайно Варшава отложила присоединение к единой европейской валюте на 2015 год. Однако ясно также, что косметическими мерами дело не ограничится. Евросоюзу для обеспечения жизни самой организации нужно будет провести масштабные реформы трудового и пенсионного законодательства, социальной сферы и образования. Возможно, придется пересмотреть и налоговую политику (например, значительно повысить налоговую планку собирается Ирландия).

Но главное – требуется заново обеспечить устойчивый экономический рост, для которого нормализация кредитно-финансовой сферы – необходимое, но недостаточное условие. «Европа не сможет выйти из кризиса, если мы сосредоточимся только на экономии и бюджетном контроле. Нужно разработать стратегию инвестирования, чтобы запустить после кризиса машину заново», – не сомневается профсоюзный активист и депутат Европарламента от Финляндии Эмили Турунен. И в этом процессе европейским властям не обойтись без диалога с профсоюзами.

Санкт-Петербург

Государственный долг стран ЕС
Бюджетный дефицит стран ЕС, %

Прошлое, настоящее и будущее евро

Пакт о стабильности и росте принят в Амстердаме в конце 1996 года. Документ устанавливает, что члены Евросоюза станут частью экономического и монетарного союза и перейдут на единую европейскую валюту – евро. Странам ЕС необходимо соответствовать макроэкономическим требованиям: низкий уровень инфляции, стабильный валютный курс и уровень процентной ставки, которая не должна сильно превосходить среднюю по ЕС. Дефицит их госбюджета не может превышать 3% ВВП страны, а размер государственного долга – 60% ВВП. В зону евро входят 16 из 27 членов ЕС, 1 января 2011 года к ним должна присоединиться Эстония. В настоящее время ряд стран ЕС, входящих и не входящих в зону евро, накопили сверхнормативные государственные долги и значительный бюджетный дефицит. Особенно тяжелое положение сложилось у стран PIIGGS.

Весной министры финансов государств – членов ЕС учредили стабфонд в размере 750 млрд евро, предназначенный для спасения от дефолта стран из зоны евро. 440 млрд евро предоставят сами государства еврозоны, 60 млрд – Еврокомиссия, 250 млрд – МВФ. Фонд должен быть создан за три года.

Источник: Eurostat

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №40 (486) 11 октября 2010
    Забастовки в Европе
    Содержание:
    Ультиматум Рена

    Еврокомиссия разработала ряд мероприятий, направленных на предотвращение финансовых кризисов, которые вынуждают правительства стран ЕС сокращать расходные статьи бюджетов. Однако эти меры вызывают ожесточенное сопротивление профсоюзов

    Реклама