Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

В кругу своих

2010
Иллюстрация: Владимир Басов

Рост потребительского кредитования увеличил обороты торговых сетей. Однако динамика увеличения продаж в кредит могла бы быть значительно выше

Потребительское кредитование восстанавливается динамичнее, чем корпоративное. Причина не только в том, что население более охотно, нежели бизнес, возвращается к привычке жить в кредит. Банки, сохраняя консервативность в оценке корпоративных заемщиков и не спеша кредитовать предприятия на крупные суммы при высоких рисках, стремятся нарастить и диверсифицировать портфели за счет небольших ссуд потребителям. И хотя по отдельности эти беззалоговые кредиты более рисковые, в целом такой портфель выглядит надежнее, ведь проблемы с выплатами у части небольших заемщиков все равно не столь критичны для общего финансового состояния банка, чем дефолт одного крупного корпоративного клиента. Торговые сети, в свою очередь, также предлагают специальные льготные условия при продажах в кредит.

Наиболее высокими темпами восстанавливается беззалоговое потребкредитование, далее следуют автокредиты и наконец ипотека. Высокие риски по беззалоговому кредитованию компенсируются размером процентных ставок и высокой оборачиваемостью кредитов. «Как показал кризис, кредиты с залогом, особенно на крупные суммы (та же ипотека), – не столь низкорисковые, как казалось банкам. Когда у заемщиков возникли проблемы с работой и они лишились стабильных доходов, качество ипотечных портфелей банков стало стремительно ухудшаться. Тогда как небольшие суммы, пусть и не обеспеченные залогом, заемщики, даже несмотря на финансовые трудности, все-таки стремились погасить и просрочка здесь была небольшой, – объясняет президент Балтийского банка Олег Шигаев. – Поэтому конкуренция среди банков в сегменте беззалоговых потребкредитов уже жесткая и будет только усиливаться: на рынок выходят и новые игроки, которые раньше акцент на данном виде размещения средств не делали».

Вернуть чужие долги

Хотя требования к розничным заемщикам несколько смягчаются, модели поведения кредитных организаций все-таки отличаются от докризисных. В первую очередь банки концентрируются на клиентах с положительной кредитной историей. Многие формируют готовые предложения по кредитным картам, основанные на анализе прошлых взаимоотношений с клиентами. И только во вторую очередь они готовы рассматривать заемщиков без истории или с проблемными долгами в прошлом. «Во многих крупных банках высказываются идеи отменить четкий и однозначный запрет на выдачу кредитов тем гражданам, которые в связи с кризисом допустили серьезную просрочку по выплатам, однако затем погасили задолженность в полном объеме, – рассказывает вице-президент, управляющий филиалом ВТБ24 в Санкт-Петербурге Михаил Иоффе. – Но кризис наглядно продемонстрировал, что крайне опасно пренебрегать классическими бизнес-моделями, а потому по сравнению с предкризисным годом банки будут проводить более взвешенную политику». 

Кредитные организации стараются балансировать между стремлением увеличить объемы размещения средств за счет кредитов населению, спрос со стороны которого растет, и нежеланием рисковать качеством портфелей. В частности, эту задачу некоторые решают путем привлечения клиентов, уже проверенных конкурентами. Отдельные игроки стали предлагать заемщикам, имеющим непогашенную задолженность в нескольких банках, рефинансировать кредит по более низким ставкам в одном банке. В основном данное предложение рассчитано на тех, кто оформил кредит в прошлом году, когда стоимость ресурсов была выше той, что банки могут позволить себе сегодня. Таким образом, заемщику может быть выгоднее сконцентрировать свои долги в одном банке, да еще и по более низкой цене.

Но даже в этом случае банки не готовы перекредитовывать должников, у которых есть проблемы с выплатами. По словам Иоффе, обязательное условие рефинансирования – не только отсутствие просроченной задолженности по кредиту, но и своевременное внесение платежей. «Таким образом, мы получаем клиентов, которые доказали свою способность четко обслуживать кредит даже с более высокими процентными ставками. Поэтому никаких особенных рисков при кредитовании таких заемщиков нет», – считает он.

В принципе, данное направление банки оценивают как перспективное, и многие активно анонсируют запуск подобных продуктов. Но все же этот сегмент весьма специфичен, поэтому массового распространения тренда ожидать вряд ли стоит. Прежде всего, переманить клиента рефинансирующий банк может в первую очередь более низкой ставкой, а использовать в качестве конкурентного оружия стоимость ресурсов способны только организации, имеющие доступное фондирование. «Кроме того, этот вид кредитования непрост с точки зрения технологий и процессов: нужны особый вид договора, проверки клиента. Не все банки готовы работать в этом направлении», – отмечает директор Санкт-Петербургского филиала Банка «Хоум Кредит» Сергей Ераков.

Обратно в ритейл

Какие акценты расставлять при продвижении розничных продуктов, каждый банк решает, исходя из своей стратегии и наработанного опыта. Это касается и экспресс-кредитования в розничных точках – довольно высокорискового сегмента. В кризис некоторые игроки ушли с этого рынка, другие серьезно сократили объем выдаваемых кредитов и свое представительство в торговых сетях. Сейчас этот вид кредитования восстанавливается, но опять же с некоторыми посткризисными корректировками. «На пике кредитного бума наиболее активные в этом сегменте игроки удовлетворяли до 90% заявок, но кризис показал, что такой подход оправдан лишь при постоянном росте портфеля. А когда он останавливается или начинает падать, это оборачивается ростом доли „плохих“ долгов. Это и произошло, когда в связи с дефицитом ликвидности приостановилась выдача новых кредитов, – вспоминает Олег Шигаев. – Сохраняется ряд игроков, которые продолжают работать в этом сегменте, но, во-первых, сменились лидеры, а во-вторых, подход к заемщикам все же ужесточился».

Многие банки, которые раньше основные усилия концентрировали именно на кредитовании в торговле, стали предлагать проверенным заемщикам кредитные карты или ссуды наличными, а также разворачивать депозитное направление. То есть теперь они стремятся к большей универсальности, понимая, что в случае очередного кризиса без стабильных источников фондирования и дифференцированного портфеля им придется нелегко. Вероятнее всего, в торговых сетях останутся те банки, у которых есть большой опыт в этом специфичном виде кредитования. «Мы сотрудничаем с более чем 50 партнерами – розничными точками, – говорит начальник департамента розничного бизнеса филиала „Петровский“ банка „ОТКРЫТИЕ“ Максим Лучко. – В кризис некоторые банки лишь незначительно сокращали это направление, и такая политика позволила им существенно расширить присутствие в этом сегменте».

Вопрос времени

Конкуренция в сегменте беззалогового потребкредитования будет ужесточаться, уверены банкиры. А довольно высокие темпы восстановления этого рынка позволяют банкам строить оптимистичные прогнозы по наращиванию портфеля. «На данный момент я не вижу существенных факторов, которые сдерживали бы этот процесс, и в следующем году можно ожидать заметного роста потребкредитов в целом, в том числе беззалоговых, – полагает заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка России Петр Морсин. – Просто банкам необходимо время, чтобы развернуть розничные сети, которые были сокращены в кризис. Вновь выстроить технологические процессы, набрать и обучить персонал. Как только эти задачи будут решены, темпы прироста портфелей увеличатся».

При этом, разворачивая розничные сети, многие банки учитывают уроки кризиса и стремятся сделать точки продаж менее затратными и более мобильными. Тогда в случае оптимизации сети отказаться от нерентабельных офисов можно будет с минимальными издержками. «В течение года Банк „Хоум Кредит“ открыл 12 офисов формата „быстрофис“ в торговых центрах и магазинах. Это мобильные банковские отделения, где предоставляются услуги кредитования. Их ключевые преимущества перед офисами стандартного формата – отсутствие капитальных затрат на ремонт помещения, низкая стоимость аренды, короткие сроки открытия и возможность легкой релокации», – замечает Сергей Ераков.

Развитая розничная инфраструктура по-прежнему будет одним из залогов успеха на рынке потребкредитования. Кроме того, среди возможных конкурентных преимуществ – цена ресурсов и параметры продукта: срок и величина кредита, скорость принятия решения, уровень обслуживания. Уже по итогам первого полугодия многие кредитные организации смогли остановить падение розничного портфеля и даже добиться его прироста. Дальнейшее развитие зависит от экономической стабильности и, как следствие, роста потребительской активности. «Возвращение к объемам докризисного беззалогового кредитования в 2012 году считается оптимистичным прогнозом, в 2013-м – пессимистичным. Но в восстановлении рынка сомнений быть не может: экономика демонстрирует все предпосылки для его роста», – утверждает директор по работе с частными клиентами Санкт-Петербургского филиала BSGV Богдан Чекомасов.

Тем не менее вопрос жесткого риск-менеджмента остается актуальным, так что вряд ли в ближайшей перспективе банки вернутся к тем лояльным оценкам розничных заемщиков, которые практиковали до кризиса. Скорее всего, рост портфелей будет происходить за счет продаж уже проверенным, зарекомендовавшим себя с точки зрения платежеспособности клиентам. За них-то и развернется наиболее жесткая конкуренция.     

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №48 (494)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама