Отнять и поделить

Тема недели
Москва, 21.02.2011
«Эксперт Северо-Запад» №7 (503)

С прошлого года активно идут дискуссии о методах корректировки всех трех общественных институтов, посредством которых государство выполняет свои основные социальные функции. В очередной раз власти посылают народу месседж о том, что все предыдущие реформы систем здравоохранения, образования и социального обеспечения пошли как-то криво и курс надо бы подровнять.

Уровень целей и задач в каждом случае определяется свой. Система образования должна обеспечить подготовку образованных, компетентных молодых людей, готовых выдерживать конкуренцию в современном мире широких знаний и узкоспециальных умений. Здравоохранение (а именно, система обязательного медицинского страхования – ОМС) после правильной наладки должно предоставить всем равный доступ к медицинской помощи пристойного качества и в более или менее достаточном объеме (без замаха на лучшие мировые стандарты). Необходимость перестройки пенсионной системы объясняется еще проще – чтобы было чем платить пенсии сегодня и в более отдаленном будущем.

Несмотря на несовпадающий масштаб целей, а также на разные стадии процесса корректировки этих сфер (считается, что реформа системы образования вступила в завершающую стадию, ОМС находится где-то посередине, а очередной вариант переделки пенсионной системы только обсуждается), нетрудно заметить нечто общее в их архитектонике. Это общее можно охарактеризовать как аккумулирование средств в руках государства с последующим их распределением среди тех, на кого распространяются конституционные гарантии.

Так, в ОМС со следующего года все средства будут строго централизованы в федеральном фонде, а затем – перераспределяться по субъектам федерации исходя из установленных государством нормативов финансового обеспечения помощи гражданам (отнюдь не щедрых). Это дает основания говорить о возврате к советской модели Семашко, основанной на принципах бюджетного финансирования лечебных учреждений. Нечто похожее на шаг назад происходит в системе образования. Школы, которые в течение этого года должны выбрать, каким учреждением им быть – автономным или бюджетным, скорее всего, в большинстве своем останутся на бюджете. Слишком сложен механизм приобретения автономного статуса. Оно и понятно: при бюджете эконом-класса Министерству образования РФ легче рулить жестко подконтрольными школами, постепенно сокращая количество оплачиваемых часов и перечень учебных дисциплин. В эту же концепцию укладывается возврат от распределительно-накопительного принципа пенсионного обеспечения к распределительному, когда работающий гражданин платит пенсию неработающему.

Не будем сравнивать, сколько процентов ВВП тратит Россия на выполнение своих обязательств перед социумом, а сколько – развитые страны. Мы – однозначно меньше. При этих условиях консолидация денежных потоков в центре для более рачительного адресного распределения – возможно, не самый плохой ответ. Современная история знает примеры, когда нелиберальный распределительный принцип вполне себе работает в социальной сфере. Широко тиражируемый пример – кубинская система здравоохранения. По оценке ВОЗ, Куба занимает одно из первых мест в мире по интегральному показателю объема медицинских услуг. По здоровью населения, впрочем, тоже. При последних замерах качества школьного образования старшеклассники из Кореи, Китая, Гонконга, где школа живет под строгим финансовым и методологическим контролем государства, показали лучшие результаты. Да и пенсионные распределительные системы в Европе работали неплохо – до тех пор, пока не столкнулись с демографическими проблемами, выходящими за пределы их компетенции.

Но чтобы обязательства государства не превратились в помощь бедным по остаточному принципу, оно должно создать условия для качественного развития названных социальных институтов. Как минимум – обеспечить собираемость налогов, защиту денежных потоков от расхищения и «размазывания», а также создать стимулы для повышения качества и эффективности оказываемых по его заказу услуг. Теоретически это возможно. Но здесь и сейчас – сомнительно.          

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №7 (503) 21 февраля 2011
    Пенсионная реформа
    Содержание:
    Гадание на пенсионной гуще

    Правительство пригласило общественность к обсуждению будущего пенсионной системы. Но предложенный документ не содержит внятного описания предполагаемых реформ, больше напоминая «пробный шар», запущенный для изучения настроений россиян

    Реклама