Принцип взаимной выгоды

2011
Фото: архив «Эксперта С-З»

Петербург обязан постоянно предлагать новые интересные проекты в области сотрудничества с другими регионами, чтобы обеспечить качественный рост внешнеторговых и гуманитарных показателей, уверен Александр Прохоренко

Власти Санкт-Петербурга принимают серьезные меры для продвижения города в других регионах России и за рубежом как дипломатического, экономического, научного и культурного центра. Член правительства Петербурга председатель Комитета по внешним связям Александр Прохоренко полагает, что городу необходимо прежде всего сделать ставку на развитие инновационного потенциала:

– Петербург – по сути, первый инновационный проект в России. Если вспомнить, как строился город, какие применялись новые для того времени строительные технологии, создание Академии наук, открытие университета – фактически это полномасштабная инновационная программа, которая стала примером для следующих поколений.

К Октябрьской революции город подошел как крупнейший промышленный центр, причем именно как хайтековский центр. Инновации ведь всегда концентрировались вокруг оборонного комплекса, а военно-промышленный потенциал Петербурга очень высок. В советские годы научный потенциал немного «размылся», но я уверен, что нам необходимо постоянно поддерживать этот статус, сохранять динамику инновационного роста.

– Что нужно сделать, чтобы такая поддержка не оставалась только на словах?

– Формировать имидж Петербурга как крупного инновационного центра. И мы это делаем. Научно-технические форумы, различные публичные мероприятия – начиная с ежегодного экономического форума и заканчивая Военно-морским салоном – все это работает на привлечение внимания к Северной столице. В чем-то наших усилий недостаточно: многие научные центры, расположенные в Петербурге, – это федеральные учреждения, а значит, требуется скоординированное взаимодействие различных уровней власти. Город мог бы получить более зримую, более отчетливую поддержку именно в высокотехнологичном секторе.

Стать первой дверью

– Как вы оцениваете итоги минувшего года с точки зрения развития внешних отношений Петербурга с другими регионами России и государствами?

– Минувший год стал хорошей проверкой на прочность. Думаю, город подтвердил свой статус надежного партнера. Трудно найти направление, сферу деятельности, где бы мы плотно не сотрудничали с зарубежными коллегами. Это не только культура и туризм, но и промышленность, экология и транспорт, энергетика и логистика, медицина, образование и спорт.

В 2010 году петербургские предприятия осуществляли торговлю со 175 странами. В рейтинге крупнейших торговых партнеров Петербурга «первая десятка» – Китай, Германия, Нидерланды, Финляндия, Италия, США, Турция, Япония, Великобритания, Республика Корея. По данным Петростата, в 2010 году внешнеторговый оборот увеличился на 16,3% и составил 36,3 млрд долларов. При этом экспорт сократился на 12,1%, а импорт вырос на 37,8%. Эти цифры дают дополнительную мотивацию развивать программы поддержки конкурентоспособных экспортных поставок, стимулировать внешнеэкономическую активность.

– Какие факторы мешают?

– Город заинтересован не в портфельных, а в прямых инвестициях, в росте внешнеторгового оборота. С привлечением инвестиций дело обстоит хорошо: формируется автомобильный кластер, выстраиваются другие промышленные кластеры. При этом речь идет не только о сборке машинокомплектов. Во всех соглашениях, которые подписываются, есть слово «локализация», компании обязаны переводить в город выпуск комплектующих, формировать дизайнерские бюро на месте производства. Что означает: через несколько лет в Северную столицу придут и технологии.

В принципе, всеми отмечено, что администрация Петербурга создает хорошие условия для ведения бизнеса. Но хотелось бы большей эффективности внешнеторговой деятельности. Предприятий, зарегистрированных в реестре участников внешнеэкономической деятельности, в городе более 500, при этом реальные экспортные поставки обеспечивают в лучшем случае 10% из них. Все остальные – это разовые сделки, которые пусть и добавляют цифры в итоговую отчетность по торговому балансу, но не позволяют прогнозировать рост товарооборота на продолжительный период.

Мешает прежде всего инертность. Многие наши недоработки коренятся в области психологии. Мы проводим много выставок в других странах, заключаем межправительственные соглашения. Открываем для бизнеса дверь в другой рынок, но они в нее не входят: им достаточно места на локальном рынке, они боятся нового. К примеру, для меня большая загадка, почему Петербург не поставляет аграрную технику в Казахстан: в советские годы целинные земли возделывались тракторами, произведенными в нашем городе. Ныне этот рынок почти потерян.

Еще один фактор, как ни покажется странным в наше экономически активное время, – очень низкая культура ведения внешнеэкономического бизнеса. Многие предприниматели не понимают, как взаимодействовать с зарубежными партнерами. Требуется проводить ликбез. Дело в том, что Комитет по внешним связям Петербурга занимается этой темой скорее как координатор, потому что промышленные предприятия работают с Комитетом по экономическому развитию, промышленной политике и торговле, а инвестиционные проекты замкнуты на Комитет по инвестициям и стратегическим проектам. Для нас принципиально важно быть первой дверью, в которую входят возможные клиенты. Дальше мы передаем их в опытные руки коллег.

Колокольчики звенят

– Партнеры приходят самостоятельно, откликаясь на уже сформировавшийся инвестиционно привлекательный имидж Петербурга, или же задействованы механизмы их привлечения?

– Конечно, формирование любого имиджа и его поддержание на должном уровне требуют постоянной работы. Если говорить про информационную политику, город сохраняет принцип открытости в общении с мировым сообществом. В прошлом году о Петербурге писали более 300 иностранных СМИ. Мониторинг показал устойчивый интерес к нашему городу зарубежной прессы. Я бы отметил рост количества аналитических текстов, посвященных экономическому развитию Петербурга, что влияет на качество деловой репутации города. В скором времени наш комитет запускает новый проект с городами-партнерами: информационное взаимодействие на паритетной бесплатной основе публикациями – не менее четырех в год. Готовность рассказать о Петербурге уже подтвердили более 30 зарубежных городов – от аргентинской Мар-дель-Платы до австралийского Мельбурна.

Петербург возвращает себе статус дипломатической столицы России. Напомню: в городе работают 60 консульских учреждений и представительств международных организаций, обладающих дипломатическим статусом. В их числе – 33 генеральных консульства. В минувшем году приступили к выполнению своих функций почетный генеральный консул Филиппин, почетные консулы Сенегала, Таджикистана, Доминиканской Республики. В ближайшее время начнет работу генеральное консульство Израиля.

– Вы активно расширяете список информационно-деловых центров (ИДЦ) Петербурга за рубежом…

– Буквально на днях открыли 18-й по счету ИДЦ – в Мельбурне. Перманентное информационное присутствие в удаленных регионах дает большую эффективность. Мы на это идем, потому что, во-первых, проект по развитию подобных центров минимален по затратам: в среднем на информационную поддержку деятельности 20 ИДЦ требуется приблизительно 0,5 млн рублей в год. Сотрудники не получают зарплату: это скорее работа на общественных началах. А во-вторых, это такое внятное звучание, такой колокольчик, который все время звенит. Что-то удается, что-то, естественно, нет. Но нам представляется, самое важное – то, что эти центры делают. Они не обеспечивают больших кредитных линий, но постоянно держат контакт между людьми по разные стороны границ. Людей очень разных – производственников, бизнесменов, научных сотрудников, студентов. Это скорее имиджевый проект, нежели дающий немедленную практическую отдачу.

– Какие межгосударственные проекты намечены на текущий год?

– 2011 год объявлен Годом Италии и Испании в России. В петербургской его части обязательно будет уделено внимание развитию торгово-экономических связей. Деловые программы запланированы и в рамках юбилейных петербургских дат: 50-летие партнерства с Дрезденом и 25-летие – с Барселоной. В апрельской программе Недели Германии в Санкт-Петербурге мы ожидаем представительную делегацию Баварии.

В прошлом году мы приняли с официальным визитом 200 делегаций. Делегации Петербурга также посетили целый ряд стран. Особо хочу отметить наш первый и очень плодотворный визит в государства Латинской Америки. Подписали несколько партнерских соглашений с городами Бразилии, Аргентины, Чили. По всей вероятности, будем выходить на уровень соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве между правительством Чили и правительством Петербурга.

Традиционно интересными остаются государства СНГ и развивающиеся страны. На мой взгляд, немного упустили из виду Центральную Европу – Бельгию, Нидерланды, Польшу, Чехию. Думаю, в этом году уделим им особое внимание. Тем более что в этих странах много представителей малого и среднего бизнеса, контакты с которыми для нас приоритетны.

С миссией по регионам

– Насколько известно, у Петербурга большая программа по сотрудничеству и с регионами России?

– Мы уже несколько лет ежегодно проводим так называемый Петербургский партнериат «Санкт-Петербург – регионы России и зарубежья», задача которого – развитие межрегионального сотрудничества в сфере малого и среднего бизнеса. В этом году в середине марта будем отмечать первый юбилей – в «Ленэкспо» состоится пятый по счету Партнериат. Традиционно в Международном центре делового общения Партнериата будут выделены бесплатные стенды для наших региональных партнеров. Заявки уже прислали Мурманская и Вологодская области, Кировская и Ярославская областные ТПП, администрации Ставропольского края, Республики Карелия и Ханты-Мансийского автономного округа. Более 20 регионов России формируют большие делегации представителей бизнеса и власти. С каждым годом становится все больше и больше участников Партнериата: начинали с 800 фирм, а теперь насчитывается уже более 4 тыс. компаний из разных регионов России и из-за рубежа.

Еще один формат – деловые миссии Петербурга в другие регионы России. Этот проект реализуется совместно с «Деловой Россией». В 2010-м наши бизнесмены посетили десять городов, в этом году запланированы поездки в Томск, Воронеж, Липецк, Красноярск, Тюмень, Иркутск, Улан-Удэ и Новосибирск. Северная столица заключила более 40 различных соглашений о взаимодействии с регионами России, но у подобных документов есть одна особенность – существует опасность умирания этих договоров со скоростью высыхания чернил, которыми они подписаны. Поэтому важно насыщение теоретических договоренностей практическими действиями, что, конечно, требует определенных усилий.  

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №8-9 (505)



    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама