Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Крылья для офисного планктона

2011
Фото: архив «Эксперта С-З»

На российском рынке корпоративных ИТ-решений обозначился тренд на увеличение мобильности сотрудников. Не потому, что это повышает производительность, а потому, что планшеты всем нравятся

Оценки мировых вендоров, какой из новых трендов на рынке информационных систем для предприятий следует называть главным, разнятся. В сегменте малого и среднего бизнеса многие аналитики по-прежнему выделяют развитие не предполагающих установку на компьютер удаленных решений, таких как «ПО как сервис» или Saas. В последнем отчете аналитического агентства Gartner о тенденциях развития рынка ИТ особое внимание уделено CRM-решениям для социальных сетей, которые выводят продавцов на новый уровень общения с клиентами.

В России проще – большинство трендов очевидны всем участникам рынка. В текущем году основное внимание уделено мобильным приложениям. Представители занимающихся внедрением ИТ-решений компаний уверяют: с последнего квартала 2010 года количество клиентов, которые интересуются мобильными решениями для iPad и других планшетных компьютеров, идет по нарастающей. «Если говорить о системах документооборота, то практически все хотят иметь дополнительное мобильное решение, которое можно использовать вместе со стандартным», – конкретизирует коммерческий директор системного интегратора «Ниеншанц» Дмитрий Селиванов.

Наличие спроса побуждает ИТ-компании к активным действиям, и российские интеграторы не сидят в ожидании, когда мировые вендоры предложат решения для мобильных версий. В частности, руководитель направления мобильных решений «Корус Консалтинг» Виктор Рахманов рассказывает, что его компания пользуется собственным мобильным решением для EMC Documentum, Open Text, Oracle UCM, «1C: Предприятие». «АНД Проджект», например, недавно анонсировал решения для iPad для Microsoft Dynamics CRM. И конечно, собственные ИТ-разработки отечественных компаний очень быстро приобрели необходимую мобильность. Так, DocsVision еще в прошлом году сделала мобильным рабочее место руководителя в своей системе документооборота. «Ниеншанц» поместил в App Store приложение для мобильности рабочего места учителя, а «Корус Консалтинг» сделал доступным на iPad свое решение для врачей.

Есть такая роль – руководитель

Gartner прогнозирует, что в 2014 году порядка 50% бизнес-приложений будут реализованы на планшетных компьютерах. Но в наших реалиях «мобилизация» в полной мере охватила пока лишь сферу документооборота. Это ожидаемо, отмечают эксперты: системы электронного документооборота максимально естественны для мобильности. Информационные системы оптимизируют внутренние процессы предприятия, используя принцип разделения ролей. Рабочее место сотрудника call-центра имеет один функционал, менеджера, общающегося с клиентами, – другой, руководителя департамента – третий. Для группы руководителей высшего звена планшет может реализовать практически полный набор типовых сценариев взаимодействия с системами электронного документооборота, дополняет президент компании DocsVision Владимир Андреев. Ознакомление с документами и заданиями по их обработке, принятие оперативного решения, завершение задания, внесение информации, необходимой для продолжения бизнес-процесса, – все это можно сделать и в условиях ограниченной функциональности планшета.

Второй очевидный кандидат на большую мобильность – представитель коммерческого департамента, продавец, и особенно тот, кто участвует в переговорах с клиентами. Данная роль важна в сфере работы другого типа информационных решений – систем управления взаимодействием с клиентами, или CRM (Customer Relationship Management). Собственно, если взять сегмент решений от небольших компаний, активно завоевывающих место на рынке, можно видеть, что они еще год назад сделали ставку на мобильность. Например, Дмитрий Селиванов выделяет CRM-решение от Saleforce, изначально предназначенное для iPhone, но быстро модифицированное под iPad.

Впрочем, крупные игроки к настоящему моменту тоже включились в общий процесс: компании уровня Oracle и SAP разработали поддержку своих систем на планшетных компьютерах (пока на iPad). Если смотреть, какой еще сегмент рынка ИТ-решений становится более мобильным, можно указать на системы управления ресурсами предприятия. Теоретически во всех процессах – от взаимоотношений с клиентами до логистики – можно разделить функции исполнителя и руководителя, а значит, внедрить мобильность.

Вопрос времени

Тренд на использование планшетов как инструмента работы с корпоративными ИТ-приложениями интересен еще и тем, что россияне в данном увлечении оказались синхронны с коллегами из развитых стран (в плане использования ИТ-решений). У нас iPad стал продаваться с октября 2010 года, и уже в начале 2011-го интеграторы зафиксировали устойчивый спрос на решения с использованием планшета. Собственные решения отечественных внедренцев по предоставлению клиентам желанной мобильности если не опередили, то явно были сопоставимы с аналогичными решениями самих производителей. Когда Oracle и SAP в начале 2011 года начали продвигать мобильные приложения для своих CRM и ERP-систем, этих решений, можно сказать, уже ждали. Хотя такая восприимчивость к новинкам ИТ-рынков – не есть характерная черта нашего рынка.

Идею создания мобильного рабочего места нельзя назвать новой для рынка ИТ. Фактически разговоры об этом идут с того момента, как ноутбуки стали массовым явлением. Тогда, собственно, и появились первые решения, позволяющие избавиться от привязки рабочего места к некой фиксированной географической точке. Так, специалисты компании Citrix, лидера в данной области (она чаще обозначается как виртуализация ИТ-приложений), уверяют, что, если взять 20 крупнейших фирм, все они не первый год пользуются их решениями. Но все же массовой популярности, которую бы зафиксировали участники рынка, данное направление не имело.

Последние пять лет западные аналитики активно обсуждают растущую популярность удаленных решений, доступ к которым клиент получает через броузер (так называемые soft as a service, или Saas-приложения). Одно из ключевых преимуществ данных решений (Saas-приложения есть для всех типов ИТ-систем), приносящих им популярность в сегменте среднего и малого бизнеса в развитых странах, – это как раз возможность доступа к своему рабочему месту из любой точки и почти с любого устройства, имеющего выход в интернет. Системы от Saleforce, как и другие ИТ-разработки, имеющие мобильные решения, стали известны на фоне этой Saas-волны еще до появления и распространения на рынке iPad. Но в России развитие рынка Saas идет очень неторопливо – оно скорее ожидается, чем имеет место быть.

iPadомания

Наверное, все же надо признать, что отправной точкой для популярности мобильных решений стали сами устройства. Планшеты повышают скорость работы (например, за счет возможности фиксировать голосовые резолюции) и позволяют отслеживать текущие процессы. Но вот ИТ-директора, рассказывающие о внедрении мобильного решения, иногда более убедительны. В кейсах, которые приводят в пример сами интеграторы, в интервью специализированным ИТ-журналам постоянно звучат рассказы, что «полезность планшетных компьютеров для бизнеса трудно обосновать», но решение внедряется, потому что таково требование руководства. «Про iPad говорят примерно так: „Не знаю, зачем он мне нужен, но он мне нужен“. У нас даже люди, далекие от ИТ, прониклись симпатией к этим устройствам», – делится наблюдениями ИТ-директор «Еврохима» Владимир Чибисов.

Если сопоставить такие рассуждения со статьями о причинах роста мобильности, написанными под влиянием высказываний западных ИТ-директоров, контраст оказывается ярким. Для западных специалистов более характерны фразы типа «мы живем в стремительном мобильном мире, когда каждая минута имеет значение для бизнеса, и тратить время на поездку в офис только для получения информации о клиентах – теперь непозволительная роскошь» или «сегодня многие профессионалы, связанные с продажами, маркетингом или сервисом, большую часть времени работают вне офиса, поэтому мобильные решения им необходимы».

Взаимосвязь внедрения новых ИТ-решений с развитием бизнеса у западных коллег выглядит более явной. У нас, с какой стороны ни посмотри, на первое место выходит банальное удобство. Наверное, так и должно быть, ведь неоднократно отмечалось, что в России внимание предприятий к ИТ-решениям гораздо ниже – они тратят на ИТ в разы меньше (по данным Gartner за 2010 год, у российских компаний в среднем это 0,85% выручки, у западных – 1,9%).

С другой стороны, аналитики в последние годы не акцентировали внимание на том, что личные персональные компьютеры (до недавнего времени это были ноутбуки, но теперь к ним можно отнести и планшеты) все активнее используются для работы. Поэтому при разработке корпоративных ИТ-систем новые тренды на потребительском рынке необходимо выделять, поскольку их влияние в любом случае скажется. Иными словами, сами планшетные компьютеры, точнее говоря, их более активное использование в обычной жизни и на работе, могут стать мощным драйвером для развития рынка ИТ, и не в последнюю очередь – российского рынка.

Надо понимать, что распространение мобильных устройств и их более широкое использование в корпоративных ИТ-системах – мощный стимул для вендоров к тому, чтобы забирать сами приложения в «облака», то есть на свои серверы, предлагая клиентам сервис, а не программы. Технологически так проще дать доступ к системе из любого места и с любого устройства, уверен генеральный директор Центра высоких технологий Oracle в Санкт-Петербурге Григорий Лабзовский.

Между тем виртуальный подход, предполагающий, что твое устройство не хранит, не обрабатывает данные, а является фактически окном для доступа (посредством интернета) к рабочему компьютеру, предполагает большую легкость в выборе разных ИТ-решений. Ведь пользователю не надо ничего устанавливать и настраивать – все это делает поставщик услуг. Так и начинается ИТ-грамотность – с экспериментов по использованию разных систем.    

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №39 (535)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама