Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Общество

Туман над Невой

2011
Иллюстрация: Самуил Шифляр

Судьба крупных инфраструктурных проектов Петербурга оказалась под вопросом

Сумев сохраниться в кризис, крупные инфраструктурные проекты Петербурга рискуют не пережить смену власти в Смольном. Финансовый блок городского правительства сомневается в экономической целесообразности строительства Орловского тоннеля, трассы скоростного трамвая, двух мостов на Васильевский остров. Секвестру могут быть подвергнуты и другие проекты, в том числе те, которые команда экс-губернатора Валентины Матвиенко планировала реализовать на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). «У каждого проекта должна быть экономическая целесообразность», – заявил на прошлой неделе новый куратор финансово-экономического блока вице-губернатор Сергей Вязалов. «Лучше от чего-то отказаться сегодня, чем потом иметь большие последствия», – добавил он.

Без света в тоннеле

Как указал Сергей Вязалов в письме к вице-губернатору Юрию Молчанову, в ведении которого находится инвестиционный блок правительства, строительство моста с Петроградской стороны на Васильевский остров через остров Серный вместе с сопутствующими объектами обойдется городскому бюджету в 18 млрд рублей. При этом проект не предусматривает организацию вывода транспорта с Васильевского острова на Западный скоростной диаметр (ЗСД), что приведет лишь к ухудшению дорожной ситуации. Кроме того, городу придется вложить серьезные средства в развитие уличной сети в районе строительства моста.

Похожая история и с Ново-Адмиралтейским мостом: помимо затрат на создание этой переправы придется потратиться и на обустройство дорожной сети на Ново-Адмиралтейском острове. Нет окончательной ясности и с тем, не помешает ли мост судоходству по Неве. Если следовать логике письма Вязалова, то данные проекты, которые, несомненно, на какое-то время улучшили бы транспортную обстановку в городе, представляются как минимум не до конца просчитанными.

Что касается Орловского тоннеля, то его проект еще на этапе первых согласований вызывал серьезные вопросы, причем не только у финансистов. По словам Вязалова, при обсуждении проекта даже не рассматривалась возможность строительства мостового перехода, который, несомненно, обошелся бы в меньшую сумму, чем тоннель глубокого залегания. Не разрешен вопрос с выводом транспорта, который, преодолев тоннель, окажется в районе Смольного. Очевидно, что транзитные машины заполнят ближайшие улицы, и крайне сомнительно, что данные транспортные потоки не создадут новых пробок в этой части города.

Не очень ясно, за счет каких денег будет окупаться тоннель, который должен стать платным. Маловероятно, что по нему будет разрешено грузовое движение: тяжелым фурам совсем не место в историческом центре (с одной стороны тоннель выходит на Орловскую улицу, что недалеко от Смольного). В итоге единственными постоянными клиентами переправы станут чиновники, работающие в администрации города, жители окрестных элитных домов да, может быть, судьи расположенного в этом районе арбитражного суда. Вряд ли на таком трафике можно получить серьезную выручку.

Явный минус проекта – и его стоимость. «Если проект начинался с 45 млрд рублей, а сегодня его стоимость зашкалила за 115 млрд, то, наверное, это не очень хороший проект», – говорит Сергей Вязалов. Справедливости ради отметим, что источник происхождения цифры 115 млрд он не сообщил. Концессионер проекта входящая в холдинг First Quantum Невская концессионная компания хоть и признает, что тоннель подорожал по сравнению с первоначальной стоимостью, но все-таки не настолько сильно.

Таким образом, сразу три проекта оказались в подвешенном состоянии. У лоббистов еще есть немного времени на то, чтобы защитить их. Пока в проекте городского бюджета на 2012 год, в прошлую среду принятом городским парламентом за основу, присутствуют строки, предусматривающие их финансирование. Однако, по всей видимости, на этапе второго чтения они будут исключены. «Пока не будет полной уверенности, что это не пойдет в ущерб другим, не менее, а, может быть, даже более насущным проблемам города, я воздержусь от того, чтобы рекомендовать депутатам – членам правительства одобрять эти проекты», – сказал после представления бюджета губернатор Георгий Полтавченко. Уже известно, как будут исключаться проекты из главного городского закона: ко второму чтению бюджета планируется подготовить специальную губернаторскую поправку.

Что касается еще одного мегапроекта – строительства трассы легкорельсового транспорта (ЛРТ) от аэропорта «Пулково» до Московского вокзала, то его судьба фактически решилась еще в начале сентября. Смольнинские финансисты не включили средства на поддержку данного проекта в бюджет 2012 года. И сомнительно, что выпавшие строки появятся на этапе второго чтения.

Посчитал и поделился

Утверждать, что мегапроекты Валентины Матвиенко окончательно похоронены, все же преждевременно. Вполне справедливо, что новая власть стремится разобраться в наследии предшественников, прежде чем выделять деньги. Никто не отменял и правила аппаратной игры. Дорогостоящие проекты оказались в «ведомстве» старожила Смольного Юрия Молчанова. Новые кураторы явно не прочь тоже поучаствовать в контроле их реализации, тем более что речь идет о немалых суммах. На финансирование мегапроектов в бюджете города на 2012 год заложено порядка 6 млрд рублей: 3,4 млрд – на увеличение уставного капитала компании «Орловский тоннель» для приобретения горнопроходческого щита, 1,1 млрд – на проектирование и реконструкцию Песочной набережной и первую очередь строительства моста через остров Серный, 1,5 млрд – на Ново-Адмиралтейский мост. Однако не исключено, что по окончании всех «тонких настроек» нового «кабинета министров» губернатора Полтавченко некоторые из этих проектов все же будут реализованы.

В пользу аппаратной версии говорит и явное недовольство представителей старой команды действиями новых смольнинских финансистов. В частности, глава Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов подчеркивает, что все проекты, которыми занимался его комитет, «достаточно проработаны». Также он обращает внимание на то, что на бюджетное финансирование в них приходилось не более 30% всей стоимости. Губернатор уверяет, что город не откажется от крупных инфраструктурных проектов окончательно. На реплику одного из читателей его микроблога на Twitter, который написал, что новый глава города «Валины дорожные контракты сжег», Полтавченко ответил: «Не сжег, а принял решение еще раз проанализировать их актуальность».

Конечно, с учетом неблагоприятных экономических прогнозов на ближайшие два-три года корректировка проектов нужна, поддерживает действия властей профессор Высшей школы экономики заместитель директора по науке Леонтьевского центра Леонид Лимонов. В целом сама идея корректировки справедлива: надо закрывать проекты, которые экономически не оправданны. Из всех крупных и обсуждаемых в последнее время проектов приоритетным является ЗСД (его, кстати, новые власти секвестировать не собирались. – «Эксперт С-З»). «Ново-Адмиралтейский мост – на мой взгляд, странный и непонятный проект, плюс ко всему его функции отчасти дублируются ЗСД. Орловский тоннель – тоже скорее нужен, но вот его стоимость и затраты на эксплуатацию необходимо приспосабливать к существующей экономической ситуации. ЛРТ – тоже вполне логичный проект. Иметь скоростной рельсовый транспорт, связывающий аэропорт с городом, нужно, тем более если учесть развитие аэропорта, но необходимо четко просчитать технические детали проекта, как его вписывать и выгоднее включить в транспортную инфраструктуру города», – размышляет Лимонов.

Стоит уточнить, что отказ от проекта ЛРТ, возможно, объясняется конкуренцией с рельсовым проектом компании «Аэроэкспресс», который поддержан Банком ВТБ, находящимся во главе концессии по реконструкции аэропорта «Пулково». В последнее время представители города, по-видимому, отчаявшись найти инвестора на создание трассы ЛРТ, заявляли, что готовы строить за счет налогоплательщиков, а концессионный конкурс объявлять уже на ее эксплуатацию. Возможно, именно в связи с данными нестыковками проект скоростного трамвая и потребовал дополнительного изучения.

«Начинание по ревизии проектов – логичное решение», – считает Лимонов. «Полностью согласен со словами Сергея Вязалова и уверен, что его предшественник на этом посту Михаил Осеевский тоже поднял бы эти вопросы, исходя из экономической и финансовой ситуации и при условии необходимости сокращения бюджетных расходов из-за неблагоприятной обстановки на мировых финансовых рынках», – резюмирует он.

Репутационный риск

Тем не менее просто так заморозить мегапроекты, о которых говорилось в течение всего времени губернаторства Матвиенко и от которых власти не отказались даже в кризис 2008 года, не удастся. «Проекты, чья судьба ставится под вопрос, – в большинстве своем „статусные“ проекты Петербурга. К участию в некоторых привлекались иностранные партнеры», – напоминает партнер, руководитель петербургской практики по недвижимости и российской практики ГЧП компании Salans Карина Чичканова.

По ее мнению, вопросы политической стабильности в стране в целом и в городе в частности всегда были первоочередными для зарубежных инвесторов при принятии решений об инвестировании в экономику России. «Иностранные инвесторы, выбиравшие площадку для реализации крупномасштабных проектов, принимали решение в пользу Петербурга, исходя в первую очередь из его репутации опытного и надежного партнера. Аналогичного подхода придерживались и финансирующие организации (международные и отечественные), – продолжает Чичканова. – Нам представляется крайне важным последовательное продолжение ранее заявленного городскими властями и активно поддерживаемого российскими и иностранными инвесторами курса на использование принципов ГЧП и организацию эффективного взаимодействия публичной власти и бизнеса. Односторонний отказ города от проектов, реализация которых уже начата, без предложения адекватных альтернативных решений, очевидно, не будет способствовать решению существующих проблем и может негативно повлиять на инвестиционный климат в городе».

По всей видимости, новая команда Смольного все-таки берет тайм-аут и, несмотря на возможное несогласие лоббистов и некоторой части горожан (в первую очередь тех, кто собирался активно пользоваться новыми городскими объектами), предпочитает воздержаться от лишних бюджетных трат. «Наступает время приостановки инвестпланов повсеместно, за исключением социальных и оборонных. Денег в стране очень мало», – констатирует глава Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин.

Однако Петербургу рано или поздно придется вернуться к данной теме, убежден Княгинин: «Если не будет этих проектов, будут другие, с иной экономикой и иными решениями, но главное – обеспечить их инвестиционными ресурсами». Он полагает, что проектам, реализуемым на основе ГЧП, предстоит пережить два периода. В 2012 году и государству, и частным инвесторам придется сделать паузу и оценить экономическую ситуацию. И лишь в 2013-м, если ситуация стабилизируется, можно будет вернуться к проектам ГЧП. «Бюджетных ресурсов в 2012 году хватит только для оперативных маневров, но не на решение стратегических задач», – сожалеет Княгинин. С этим нужно согласиться – сейчас надо жить по средствам. Петербургу не хватило всего нескольких тучных лет, чтобы улучшить коммуникации города.   

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №39 (535)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама