Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Ушли в минус

, 2011
Иллюстрация: Владимир Басов

Несмотря на то что острая фаза кризиса осталась позади, оборот малого бизнеса СЗФО заметно сократился

Малый бизнес в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) демонстрирует не лучшие результаты развития по сравнению с рядом других регионов. Согласно информации Росстата, оборот малых предприятий Северо-Запада в первом квартале текущего года (на более поздние даты данные о малом предпринимательстве в разрезе федеральных округов еще не подготовлены) составил 276,5 млрд рублей. По этому показателю СЗФО – третий в России, его опередили Центральный федеральный округ (ЦФО) и Приволжье. Аналогичная расстановка мест и по количеству малых предприятий: на конец марта в СЗФО их насчитывалось 35,8 тыс., тогда как в ЦФО – 71 тыс., в Приволжском федеральном округе – 47,3 тыс. Примечательно, что по объему инвестиций в основной капитал Северо-Запад пропустил вперед еще одного «конкурента», Сибирский федеральный округ, и скатился на четвертую позицию. Претендовать на первенство СЗФО затруднительно, так как обогнать ЦФО ему вряд ли по силам, но второе место, учитывая выгодное географическое положение, в том числе близость к Европе, а также мощный потребительский потенциал (в частности, благодаря Санкт-Петербургу), регион вполне способен занять. Однако вместо подъема мы видим спад.

Тревожные симптомы

Неутешительна и статистика в динамике. Если сравнивать количество предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) в первом квартале этого года с аналогичным периодом 2010-го, то в СЗФО оно увеличилось на 15,5%. В ЦФО рост не столь заметный – 4%, что близко к общероссийскому показателю – 5,1%. В Приволжском федеральном округе произошло небольшое сокращение – на 0,2%. Казалось бы, в СЗФО есть повод для оптимизма. Но картину портят более значимые показатели – финансовые. Оборот малых предприятий Северо-Запада за первые три месяца снизился на 13,9%, инвестиции в основной капитал – на 8,3%. Тогда как в целом по стране суммарная выручка малых компаний увеличилась на 22,6%, инвестиции – на 4%. В ЦФО рост оборота составил 40%, инвестиции сократились незначительно – на 0,6%, в Приволжье – увеличение на 22,6 и 4,4% соответственно.

Таким образом, на фоне общероссийского роста как выручки МСБ, так и инвестиций (пусть динамика этого показателя довольно скромная) Северо-Запад ушел в минус. Примечательно, что в кризисном 2009 году оборот МСБ региона сократился, по оценкам Росстата, на 15,3% по сравнению с 2008-м.

Ориентироваться на официальную статистику можно с оглядкой на российскую специфику подсчета показателей, а также на то, что абсолютно достоверную картину по финансовым показателям предприятий МСБ нарисовать сложно в силу высокой степени непрозрачности их отчетности. Не стоит забывать и о том, что с учетом инфляции, которая росла в конце прошлого и начале этого года, реальное сокращение оборота МСБ, вероятно, еще больше. Впрочем, это общестрановые факторы, в равной степени влияющие на ситуацию во всех регионах, тем не менее то же Приволжье в цифрах выглядит намного более благоприятным для развития малого предпринимательства, чем СЗФО.

Определенную тревогу за МСБ в регионе внушают не только подсчеты Росстата, но и общее настроение самих бизнесменов. Так, согласно результатам всероссийского исследования «Траст Индекс МСБ», российские предприниматели негативно характеризуют бизнес-климат в стране, но рассчитывают на его улучшение. При этом самые низкие оценки ситуации дали малые предприятия Северо-Запада. Индекс ожиданий на второе полугодие в округе также один из самых низких, аналогичный только в Уральском федеральном округе. Наиболее оптимистичны столичные компании, а также предприятия Приволжского и Северокавказского федеральных округов.

Главное – не мешайте

Как показал опрос малых предпринимателей Санкт-Петербурга, проведенный «Экспертом С-З», градус их оптимизма прежде всего зависит от отрасли, в которой работает их компания. Так, позитивный настрой соучредителя образовательного центра «Сфера Успеха» Елены Михайловой в первую очередь обусловлен выравниванием ситуации в строительной сфере, так как центр занимается обучением кадров для таких предприятий.

«Выручка и спрос на наши услуги растут, что не может не внушать оптимизма. В начале года всех неприятно поразило увеличение отчислений во внебюджетные фонды, но позже мы как образовательное учреждение смогли перейти на ставку 26% вместо 34%, и сейчас этот фактор менее существенен», – рассказывает Михайлова. Те же малые предприятия, которые в льготные категории не попали, до сих пор ощущают груз этих налоговых изменений. По словам владелицы одного из кафе в центре Петербурга Марины Седовой-Бахенской, они сильно сказались на прибыли предприятия, но обещания правительства в перспективе снизить ставки вселяют некоторую надежду.

Примечательно, что многие малые предприятия уже не рассчитывают на особую поддержку из госбюджета. Многие из них даже не изучают досконально, какие есть возможности в этом плане. Те, кто сравнительно недавно открыл свое дело, вспоминают о федеральной программе безвозмездных грантов малому бизнесу в размере 300 тыс. рублей. В Петербурге она реализуется через Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). В 2010 году деньги выдавались под бизнес-план, в 2011-м предприниматели должны получить субсидии по уже понесенным затратам. Прошлогодний опыт предоставления грантов породил немало разговоров о том, что прием заявок закончился через два дня и подать их удалось лишь самым осведомленным или удачливым. КЭРППиТ обещает, что в этом году процедура станет более прозрачной и доступной. Распространяется программа только на предприятия, работающие не более года.

«На момент, когда программа стартовала, мой бизнес работал год и два месяца, и мы по этому критерию не прошли, – вспоминает Седова-Бахенская. – Как вариант, можно перерегистрировать предприятие, но стоит ли? Думаю, что больше потрачу и времени, и ресурсов. Предпринимателям не стоит сильно уповать на госпомощь, нужно понимать, что судьба твоего бизнеса зависит исключительно от твоих усилий. А то, что у малого бизнеса существуют проблемы и каковы они, всем известно. Можно и без поддержки обойтись, главное, чтобы не мешали, постоянно увеличивая налоговую нагрузку и административное давление. Этим летом мы, например, не почувствовали особого ослабления внимания контролирующих органов, даже наоборот, оно усилилось».

Пессимизм в оценке делового климата предпринимателями Северо-Западного региона, по мнению собеседников «Эксперта С-З», в том числе связан с существенным укрупнением ряда рынков в Северной столице. Ведь не секрет, что и в ритейле (как пищевом, так и непродовольственном), и в ресторанном бизнесе доминирование сетевых компаний в Санкт-Петербурге даже выше, чем в Москве. «Конкурировать с сетями становится все сложнее, ведь у них мощные ресурсы, в том числе инвестиционный, которого мы лишены», – признает Марина Седова-Бахенская.

Продавать, а не производить

При этом предпринимательский потенциал в СЗФО, и в частности в Петербурге, достаточно высок. В Северной столице «существует класс активных людей, готовых открывать свой бизнес», убежден владелец компании VM Consult Вячеслав Макович.

Но одна из основных проблем состоит в том, что многие выбирают сферу деятельности и создают компанию без детального анализа рынка, маркетинговых исследований и серьезного бизнес-плана. «Такие предприятия могут больше полугода и не продержаться», – признает Макович. Большинство молодых предпринимателей предпочитают развиваться либо в ИT-сфере, либо в торговле. В этих сегментах необходимо меньше вложений и риски ниже, чем в производстве. «Стартапы в малом бизнесе сосредоточены в ИT, интернет-бизнесе и сфере услуг. На это есть, конечно, объективные причины – отсутствие достаточного стартового капитала и долгосрочности возврата инвестиций, – рассуждает Елена Михайлова. – Но существует большая вероятность, что, сумев развить такие компании, мало кто захочет заниматься производственным бизнесом».

В общем объеме выручки МСБ в СЗФО по итогам первого квартала доля обрабатывающих производств составила 11,6%, тогда как оптовой и розничной торговли, а также авторемонтных мастерских – 60%.

Выйти вовне

Как отмечает Вячеслав Макович, для отечественного МСБ также актуальный вопрос – концентрация на внутреннем рынке сбыта. «Большинство предприятий малого бизнеса не ведут экспортную деятельность, а многие не выходят и за пределы своего региона, тогда как в Европе кардинально иная ситуация. Одна из причин этого – затрудненный доступ наших предпринимателей к информационным ресурсам, сложности в поиске и выстраивании коммуникаций с потенциальными зарубежными партнерами», – поясняет он. И действительно, в Европе около 42% предприятий МСБ работают не на внутренний рынок, а на внешний, в России таковых менее 5%.

Формально наша страна еще четыре года назад присоединилась к Enterprise Europe Network – европейской информационной сети, которая помогает предприятиям наладить сбыт за рубежом. Реально этот механизм заработал лишь в 2010 году, когда Минэкономразвития РФ запустило специальную программу по выдаче субсидий экспортерам, а у Российского агентства поддержки предприятий среднего и малого бизнеса, представителя Enterprise Europe Network, заработала сеть региональных филиалов. Сейчас различимы три ключевых направления поддержки российских экспортеров – предприятий МСБ: государственные программы финансирования, информационная инфраструктура, программы кредитования.

Поиск зарубежных партнеров – процесс затратный. «В ряде стран Европы компания просто представляет заключенный с зарубежным партнером контракт и в рамках специальной программы ей в течение 70 часов возмещаются все расходы на командировку, проживание и прочие траты, связанные с подписанием данного контракта», – приводит пример директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков.

России до такого уровня поддержки пока далеко. Наши механизмы субсидирования экспортеров из числа предприятий МСБ завязаны на взаимодействие Минэкономразвития РФ и региональных властей. Министерство формулирует основные программы и определяет общие суммы, вкладываемые в данное направление (по утвержденному проекту, до 2015 года на поддержку таких экспортеров будет выделяться по 23 млрд рублей ежегодно).

Процедура отбора проектов следующая: на местном уровне объявляется конкурс, экспортеры предъявляют проекты, проходят отбор, и выигравшие получают компенсацию в виде грантов. Но сами средства предоставляются компаниям, только если у региональных властей есть соответствующие программы поддержки. Общий принцип субсидирования: 80% средств выделяет федеральный центр, 20% – местный бюджет. Поэтому роль региональной администрации в развитии программы велика.

В текущем году часть средств, выделенных на поддержание экспортеров (всего было выделено 20,8 млрд рублей), осталась нереализованной: во многих регионах нет соответствующих программ. Петербург, по словам Ермакова, по уровню активности местной администрации сегодня в середнячках – далеко не все федеральные программы в городе поддержаны. «Это очень важная задача для местного бизнеса – добиваться наличия адекватных региональных программ поддержки экспортеров – предприятий МСБ», – убежден Ермаков.   

Санкт-Петербург

Оборот МСБ в первом квартале 2011 г. в СЗФО сократился на 13,9%, инвестиции – на 8,3%*
СЗФО – четвертый в России по объему инвестиций малых компаний в основной капитал
«Эксперт Северо-Запад» №40 (536)




    Реклама

    Эстеты с фабричного двора

    Московская проектная компания «АКРА» демонстрирует новаторский подход к проектированию производственных зданий, стремясь сделать их соответствующими инновационному духу времени и начиная с неочевидного для многих эстетического фактора, за которым скрываются другие нестандартные решения


    Реклама