Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Особый великолукский нрав

2011
Фото: архив «Эксперта С-З»

Предприятия, образовавшие в южных районах Псковской области промышленный кластер, рассчитывают на скорейшее принятие на государственном уровне стратегии развития машиностроительного комплекса

Город Великие Луки, в котором в первые послевоенные годы было построено сразу несколько крупных промышленных предприятий, благодаря которым эта территория получила мощный стимул для развития, хотя и недолго (с 1944-го по 1957 год), но был областным центром. Затем Великолукскую область присоединили к Псковской. Однако жители Великих Лук по сей день говорят о своей самостоятельности и особом статусе. Повод для гордости действительно есть: Великие Луки – один из признанных центров промышленного развития в Северо-Западном федеральном округе России (СЗФО).

Есть ли у города внутренние источники для развития или необходима более полная интеграция с другими перспективными территориями? Попытку найти ответ на этот вопрос предприняли участники круглого стола, организованного в Великих Луках журналом «Эксперт Северо-Запад».

Псковщина не находится на лидирующих позициях среди регионов СЗФО по показателям инвестиционной привлекательности и инвестиций в основной капитал, признает первый заместитель губернатора Псковской области Сергей Перников. Именно поэтому для администрации области создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, причем как иностранных, так и российских, – одна из приоритетных задач. Учитывая, что Великие Луки и формально – по экономическим показателям – и неформально являются лидером промышленного роста в Псковской области, очевидна заинтересованность региональных властей в развитии производственного потенциала города.

Качество стало другим

Глава администрации Великих Лук Николай Козловский напоминает, что высоким уровнем промышленного развития город обязан совокупности факторов. Великие Луки находятся фактически на одинаковом расстоянии (450 км) от Москвы и Санкт-Петербурга, расположен на федеральных трассах Москва – Минск и Санкт-Петербург – Рига. Через большую железнодорожную станцию города идут грузы в том числе в страны Балтии. Помимо удобной логистики помогает и то, что великолукская экономика диверсифицирована – здесь производят станки и другую продукцию машиностроительного сектора, пищевые продукты, текстиль, прочие товары народного потребления. Соответственно, экономические показатели в случае падения объемов производства в одной из отраслей остаются положительными благодаря прочим сегментам экономики.

«Промышленный кластер сформировался в Великих Луках во многом благодаря существовавшей ранее практике создания в регионах Советского Союза филиалов крупных союзных предприятий», – объясняет председатель городского Союза промышленников и предпринимателей Борис Каракаев. Почти все местные компании подчинялись прежде головным предприятиям из Северной столицы. «После распада СССР, в отличие от других территорий России, нам удалось сохранить всю промышленность. Основная заслуга в этом принадлежит акционерам, особому великолукскому нраву – настойчивости в достижении своих целей», – убежден Каракаев. «То, что удалось сохранить большинство предприятий, – огромная удача для города, достигнутая в том числе благодаря наличию директорского корпуса и рабочего персонала, высококвалифицированного и готового трудиться в рыночных условиях», – дополняет Козловский.

Качественное развитие великолукской экономики способствовало не просто сохранению прежних, но и открытию новых производств – по изготовлению электротехники, холодильного оборудования. В целом администрация города отмечает рост числа крупных и средних предприятий в среднем на 30% в год. Это происходит прежде всего потому, что в Великих Луках созданы комфортные условия для предпринимательства. И те предприятия, которые хотят и умеют работать, добиваются успеха.

Индустриальное притяжение

«Более серьезный прирост количества предприятий возможен, но для этого необходимо создать дополнительные условия, к примеру организовать технопарки», – говорит Николай Козловский. Однако городским властям эта задача не под силу: местный бюджет позволяет лишь закрывать текущие расходы, большинство же собираемых в Великих Луках налогов уходит в вышестоящие бюджеты. «Поэтому подготовка инвестиционных площадок должна быть комплексной, в ней должны участвовать и федеральные структуры, и региональные власти, и сам бизнес», – поясняет Козловский.

Сергей Перников напоминает, что возможность организации специальной индустриальной зоны в Великих Луках ранее обсуждалась. Однако было решено первые подобные проекты реализовать рядом с Псковом – в Моглино и Ступниково. Логика здесь очевидна: индустриальные парки позволят сбалансировать промышленное развитие Псковской области. «Но в среднесрочном периоде у Великих Лук нет непреодолимых причин отказываться от создания подобного парка, – полагает Перников. – Основное преимущество – появится инфраструктурно подготовленная площадка, которая будет работать по определенным правилам, включая в числе прочих условий налоговое и административное послабления, что очень важно для бизнеса».

Заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра – старший вице-президент Банка ВТБ Владислав Трофимов тоже считает создание индустриальных площадок драйвером экономического роста региона. «Индустриальные зоны, бизнес-инкубаторы позволяют обеспечить качественный рост промышленного производства, внедрение высоких технологий. Интересны также проекты, реализуемые по модели государственно-частного партнерства. Подобных примеров должно быть больше. Банки, в свою очередь, готовы финансировать строительство этих инфраструктурных объектов, при этом срок инвестирования 15-20 лет нас не пугает», – подчеркивает он.

К сожалению, существующие меры поддержки великолукские компании используют не в полной мере. «Из 25 предприятий Псковской области, которые получают налоговые льготы по инвестиционным проектам, из Великих Лук – всего четыре. После предоставления налоговых льгот ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, составляют 13,5%, по налогу на имущество организаций – 0,01%», – констатирует председатель Комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию областной администрации Наталья Трунова.

Идеальный вариант

Борис Каракаев указывает на отсутствие на государственном уровне стратегии развития машиностроительного сектора России. «Существуют программы поддержки судостроения, оборонно-промышленного комплекса и т.д. Но нигде ни слова не сказано про то, как развивать машиностроение», – сетует он. Соответствующая программа, по его мнению, позволит привлечь инвестиции в модернизацию основных фондов, которые устарели как морально, так и физически.

«Если бизнес не получит доступа к нормальным дешевым кредитам, никакого технологического рывка не будет, забудем и про инновационную политику», – продолжает Борис Каракаев. «Есть предприятия, которые предпочитают развиваться за счет внутренних ресурсов, но таковых единицы. Кредиты должны быть доступные – 5-6% годовых, не более того», – заявляет он.

Владислав Трофимов согласен с тем, что теоретически кредиты на таких условиях возможны, но замечает: в нынешних экономических условиях это неосуществимо. «Всем промышленникам хочется дешевых и доступных кредитов. Но чтобы банк выдавал их по такой ставке, у него должны быть дешевые и доступные пассивы. Сейчас пассивы дорогие, – рассуждает он. – Кроме того, промышленные проекты, финансируемые по низким ставкам, изначально чувствительны к экономическим вызовам. Хотелось бы риски разделить. Идеальный вариант – разделить их с государством. К сожалению, примеров подобного сотрудничества немного».

«Государство могло бы вмешаться в производственный сектор, чтобы предприятия машиностроения обеспечивались госзаказами, имели стимулы для развития, получали кредитные ресурсы под низкие проценты», – предлагает Николай Козловский. «Рост производства достиг уровня, когда государство должно защищать рынки сбыта, чтобы была нормальная конкуренция. Если ежегодно машиностроение в Великих Луках будет прирастать на 20-25%, могут возникнуть сложности с реализацией», – добавляет Козловский.

Промышленные предприятия Великих Лук способны изготавливать разноплановую продукцию, и не нужно бояться перепроизводства, главное – осваивать новые направления, уверен генеральный директор Великолукского машиностроительного завода Сергей Сергиенков. «Перспективы развития машиностроения завязаны прежде всего на выпуск конкурентоспособной продукции. Чтобы промышленность Великих Лук работала стабильно, машиностроительные предприятия должны ориентироваться на общепромышленный рынок, тогда их экономическая устойчивость будет гораздо выше», – резюмирует Сергей Перников.        

Великие Луки – Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №45 (541)

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама