Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Найти нужную ноту

2012
Фото: архив «Эксперта С-З»

Акценты музыкальной действительности делаются на определенные жанры, во многом традиционные. Но существуют иные музыкальные направления, которые нужно подпитывать и стимулировать, считает Андрей Антипов

Сложившиеся культурные условия, традиции, нормы, ценности, знания оказывают непосредственное влияние на формирование интеллектуального потенциала. При этом существуют мнения о том, что, во-первых, культурный потенциал Петербурга, и прежде всего в области музыки, постоянно снижается, а во-вторых, происходит это в том числе потому, что более 90% талантливых музыкантов после 25 лет бросают музыку. На их взгляд, она не может обеспечить стабильное будущее. Верны ли подобные рассуждения? Об этом «Эксперт С-З» поговорил с композитором и аранжировщиком Андреем Антиповым, который в 18 лет создал ансамбль «БИС-КВИТ», а еще через пять лет – «Град-квартет», ставшие ведущими музыкальными коллективами Петербурга.

– Андрей, вам 28 лет, а значит, вы уже вышли из зоны риска – после 25 лет остались в музыке. Почему?

– Музыка изначально была приоритетом моей жизни. Причем цель была не просто заработать, а создать коллективы, которые станут известны. Конечно, пытался заниматься чем-либо другим, к примеру, чуть не ушел в звукорежиссуру, потом некоторое время работал в арт-компании, оставив музыку в качестве хобби. Но в итоге вернулся в нее с пониманием, что если чувствуешь себя в этой среде комфортно, то нет смысла искать иное. Тем более с тем опытом, что у меня уже появился.

– Вы коренной петербуржец, с детства воспитывались на культурных традициях Северной столицы. Чувствуете ли вы, что эти традиции все дальше и дальше уходят в прошлое?

– Я бы не говорил, что какие-то традиции уходят, лучше обсуждать то, что приходит. Есть интересные новации, проекты, течения в культуре, которые находят отклик у публики. Но, к сожалению, акценты музыкальной действительности делаются на определенные жанры, во многом традиционные и легкие. В то время как существуют иные направления, олицетворяющие истинное наследие нашей культуры, которые в большей степени нужно подпитывать и стимулировать. Например, русская народная музыка, которой я занимаюсь.

Перед артистом, как правило, стоят две непростые задачи. Первая – создать интересное произведение, которое понравится не только публике, но и ему самому. Если творить на потребу публике, это уже шоу-бизнес, а не искусство. Легкий жанр, который не требует особых интеллектуальных способностей, чтобы его воспринимать. Задача номер два – сделать так, чтобы произведение услышали. Выбор ведь у слушателей огромный, необходимо их заинтересовать именно твоими аккордами. Не хватает качественного выбора, а петербургская публика в большинстве своем очень серьезная.

– Разве интерес к русской народной музыке падает?

– Она востребована в меньшей степени, нежели позволяет ее потенциал. Я это стал замечать, когда начал играть на балалайке. Сначала на маленькой, «классической», а потом, когда появились коллективы, перешел на балалайку-контрабас. При этом у нас нет пособий для игры именно на этом инструменте, я пытался сам продвигать балалайку-контрабас, да и сейчас пропагандирую этот музыкальный инструмент как сольный. Да и в целом все русские народные инструменты требуют пропаганды, для чего не обязательно на каждом углу играть «Калинку» или «Валенки».

Мы играем на народных инструментах зарубежную музыку, и звучит это классно. Даже классику можно исполнять по-новому, но не пошло, а тонко. Пишем аранжировки, популяризуем народное искусство. Когда выступаем за границей, наша музыка востребована, огромные залы встают, отдавая дань уважения русской музыкальной культуре. К слову, приятно, что правительство Петербурга с большим интересом относится к тому, что мы делаем, к народному искусству. Мои коллективы нередко выступают в рамках культурно-деловых миссий Петербурга в других странах, тем самым представляя русскую культуру, народные инструменты. Но у себя в стране русские народные инструменты не пользуются особой популярностью.

– Насколько высока конкуренция среди музыкантов, играющих на народных инструментах?

– Она была бы высока, если бы русская музыка имела популярность. Важно то, что в основном все ее исполнители в первую очередь больны идеей популяризации наших народных инструментов, идеей донести до слушателей то, что на балалайке можно сыграть и Моцарта, и джазовые импровизации. Балалайка зачастую дает даже больше возможностей, чем скрипка. Сыграть можно все – нет невозможных для исполнения на балалайке музыкальных произведений. Другое дело, что некоторые из них будут неинтересно и невкусно звучать. Поэтому любой из нас радуется успехам коллег: чем больше звучат народные инструменты, тем популярнее и востребованнее становятся.

– Как вы различаете «БИС-КВИТ» и «Град-квартет»?

– У каждого коллектива своя жизнь. Хотя на больших сценах эти ансамбли нередко выступают одновременно. «Град-квартет» – камерный состав народных инструментов, который позволяет варьировать и звуки, и репертуар. Он сочетает русский народный колорит и «нео-фолк», я называю это музыкальное направление соединением джаза, русской музыки и классики.

«БИС-КВИТ» – сочетание русских народных и эстрадно-джазовых инструментов, тембры которых дают немного иные, а зачастую неограниченные музыкальные возможности. Я называю «БИС-КВИТ» камерным оркестром. Чистейшему исполнению музыкальных произведений могли бы позавидовать многие камерные симфонические коллективы. Тем более что симфонические произведения я аранжирую полноценно, без упущения каких-либо важных красок и интересных идей автора в первоначальном замысле. И тут важно не испортить музыку автора, а как бы дополнить ее, иногда даже больше раскрыть.

Очень важно также выстраивать действие на сцене, чтобы донести до слушателей не только возможности инструментов и музыку, но и атмосферу событий. Поэтому наши концертные программы очень напоминают мини-спектакли.

– Вы не только композитор и аранжировщик, но и художественный руководитель коллективов. Насколько сложно выстраивать эти проекты именно как бизнес?

– Для меня это прежде всего творческие проекты. Но если говорить о бизнесе, то, к сожалению, продюсеры и организаторы концертов, которые выступают как связующее звено между публикой и музыкантами, зачастую некомпетентны. Артисты, во многом из-за пробелов именно в управленческом образовании, не всегда могут правильно донести до организаторов концерта свои творческие замыслы и позиции. И мы никогда не сделаем качественный продукт, если на пути от артистов к публике будет царить некомпетентность.

– Лучший выход – заниматься организацией концертов самому?

– На мой взгляд, да. Но только когда у артиста есть для этого определенные режиссерские и организаторские способности. В противном случае может получиться хуже. Артист зачастую лучше понимает, как организовать свое выступление. Это ведь штучный продукт.

К примеру, когда я пишу музыку, то чувствую, где публику нужно вести за собой, а где она поведет за собой музыкантов. И всегда знаю ту нужную ноту, то движение или мимику артиста, от которых у людей в зале пойдут мурашки по коже. И когда из-за организационных огрехов этой маленькой составляющей, этой ноты не случилось – все. Был концерт – и закончился. Не оставив положительных эмоций и впечатлений о русском музыкальном искусстве.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №1-2 (599)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама