Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Факт особого значения

2012
Фото: архив «Парсуна фильм»

Этот фильм попадает в болевую точку времени. Просто попадает в точку

Бывает, рассказываешь о каком-то фильме, а собеседник спрашивает: «Надо смотреть?» Становишься в тупик. Надо ли тратить чужое время на то, что понравилось тебе? В случае с фильмом Владимира Мирзоева «Борис Годунов» подобных сомнений не испытываешь. Это кино смотреть надо. Вне зависимости от того, понравится оно или нет. Это, знаете ли, факт особого значения, как писал Федор Достоевский немного по другому поводу.

Парадокс восприятия

Кира Муратова точно ответила на вопрос о восприятии фильмов, выламывающихся из обычного канона: «Это как с влюбленностью. Сначала тебе неприятно, ты отталкиваешься от этого. Не принимаешь. А потом в это-то и влюбляешься. В привычное, примелькавшееся не влюбляются». По такой схеме выстроен фильм Владимира Мирзоева. Сначала – удивление, неприятие: что это такое? Шуйский (Леонид Громов) и Воротынский (Дмитрий Певцов) в современных костюмах, откинувшись на сиденье «Мерседеса», беседуют белым пятистопным ямбом о царе Борисе. И вид у Шуйского и Воротынского отнюдь не боярский, а российско-политический образца начала XXI века. Отшатываешься, а потом втягиваешься. Задним числом понимаешь, что если бы бородатые бояре в цацках конца XVI – начала XVII века гундосили пушкинский текст, была бы скучная этнография. А здесь – актуальная притча о власти в России.

Когда-то Всеволод Мейерхольд обронил короткую и глубокую фразу: «Мне интересно увидеть Бориса Годунова в бане». С одной стороны, мне хочется увидеть голый жестокий быт средневековья, быт шекспировских хроник, шекспировского «Макбета», на которые ориентировался Пушкин, создавая свою трагедию. Этот быт только заслоняется всякими там охабнями и армяками. С другой стороны, мне нужно обнажить смысл пушкинского «Бориса», увидеть пушкинский текст невооруженным глазом.

Это желание не противоречит замыслу Пушкина. Он писал актуальную, даже хулиганскую вещь. Он предупреждал: «В моем „Борисе“ бранятся по-матерну на всех языках…» Для себя Пушкин назвал пьесу так: «Комедия о воре Гришке Отрепьеве и царе Борисе». Он не историей занимался, а современной ему политикой. Думал о череде переворотов и цареубийств, тянущейся через весь XVIII и начало XIX века в России, о своих друзьях – будущих декабристах, готовящих стране что-то новое: не верхушечный переворот, но… революцию. Только выйдет ли толк из этого? Не оборвется ли смутой, бунтом, бессмысленным и беспощадным? Вопросы, актуальные по сей день. Значит, и делать «Годунова» надо актуально. Не про давно прошедшие времена, а про нынешние.

Разрыв с традицией

Традиционалистов (а их немало в России) возмутил этот фильм. Их можно понять. Несколько поднадоели Лючии де Ламермур в мини-бикини. Осовременивание классики потеряло элемент новизны. У него такая же солидная традиция, как у буквалистского воспроизведения классического текста. К тому же осовременивание классики, как правило, неорганично. За редкими исключениями.

К ним относятся пьесы Шекспира, опера «Кармен» и, как выяснилось после фильма Мирзоева, пушкинский «Борис Годунов». Федя Протасов из «Живого трупа», беседующий по мобиле, неорганичен. Ромео на мотоцикле или Кармен в стрингах – почему нет? Отчего это происходит, не очень понятно. Впрочем, в случае с шекспировскими творениями и пьесой Пушкина как раз понятно. Если люди на экране разговаривают белым пятистопным ямбом, то все одно будет странно, сидят ли они при этом на конях или на БТР.

Если на БТР, то еще страннее. Значит, еще и лучше. Значит, еще сильнее врежется в сознание и подсознание зрителей. Григорий Отрепьев (потрясающая актерская удача Андрея Мерзликина), после боя мечущийся по полю, покрытый грязью, останавливающий солдат, расстреливающих пленных: «Довольно, довольно! Щадите русскую кровь», – образ, который не забудется. И тот же Отрепьев, лихо ныряющий в бассейн и оттуда в азарте, в упоении выкрикивающий Марине Мнишек (Агния Дитятковская): «Явился к вам, Димитрием назвался и поляков безмозглых обманул!» – не режиссерское штукарство, а точное попадание в ситуацию пушкинского текста.

 sever_552_045.jpg Фото: архив «Парсуна фильм»
Фото: архив «Парсуна фильм»

Авантюрист свободен, лих, гол. Он наслаждается свободой и лихостью, как наслаждается пловец, рассекая воду. Здесь нет нарушения традиции пушкинской пьесы. Как нет ее нарушения в потрясающей сцене с попами в тренажерном зале, обсуждающими побег Григория Отрепьева из монастыря. Пушкин делал эту сцену бурлескной, комичной. Комедия здесь в масть, в точку. Нет нарушения традиции в том, как играет Пимена Михаил Казаков. Офицерская выправка, властность, один только жест – Пимен посохом распахивает дверь кельи – и характер готов. Таким Пушкин и описал своего Пимена, сражавшегося под стенами Казани и Астрахани.

Единственное серьезное нарушение пушкинской традиции – Борис Годунов в исполнении Максима Суханова. Но это нарушение даже не пушкинской традиции, а традиции трактовки этого образа. Все играли Годунова мудрым правителем, у которого было одно-единственное преступление – убийство наследника престола, ребенка. Годунов мучим совестью за единственное преступление. Суханов же играет настоящего, сильного, жестокого, умного злодея. Когда видишь его холодные, спокойные глаза, понимаешь, что убиенный Дмитрий – так, мелочь. За его спиной – вагон злодеяний. На два расстрела наработал…

Совесть, мучающая его, приходит извне. Поэтому Борис Годунов Максима Суханова так часто и страшно хохочет. Ему смешно, что такая малость среди его преступлений так его корежит. Он играет не Годунова русской сценической традиции, но… Макбета. Тогда встает самый главный вопрос пьесы – о народе. О народе, который безмолвствует, а потом взрывается бунтами. Преступник Годунов, авантюрист Отрепьев – производные от не готового к сознательной, ответственной политике народа. Это режиссер делает жестко, безжалостно. Еще и потому надо смотреть этот фильм. Он попадает в болевую точку времени. Просто попадает в точку.      

«Борис Годунов». Режиссер-постановщик Владимир Мирзоев, оператор Павел Костомаров.

Киностудия «Парсуна фильм»

«Эксперт Северо-Запад» №6 (552)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама