Полный комплект

Тема недели
Москва, 13.02.2012
«Эксперт Северо-Запад» №6 (552)
Развитие индустрии автокомпонентов подразумевает адаптацию производства к новому, посткризисному экономическому ландшафту и следование в кильватере глобальных трендов мирового автопрома

Автомобилестроение – одна из ведущих отраслей мирового хозяйства, в которой занято порядка 25 млн человек. Примерно треть этого рынка – производство компонентов. По оценочным данным, объем глобального рынка автокомпонентов составляет около 1 трлн долларов. Он традиционно подразделяется на первичный (компоненты, используемые для производства машин) и вторичный (запасные части) сегменты. Их соотношение – примерно три к одному.

Мировой рынок комплектующих для автомобилей очень фрагментарен. Доходы его четырех самых крупных игроков (Denso Corp., Robert Bosch GmbH, Aisin Seiki Co и Continental AG) не превышают нескольких процентов совокупного мирового дохода этой отрасли. С другой стороны, наблюдается концентрация доходов на рынке автошин и авторезины, где на четырех главных участников (Bridgestone, Michelin, Goodyear и Continental) приходится почти 65% прибыли.

Было нелегко

Конец XX века и начало века XXI стали периодом бума для автопроизводителей. В мировом масштабе с 1995-го по 2005 год темпы роста отрасли составили около 30%, было создано почти 60 млн рабочих мест. Но затем в отрасли началась стагнация. Автомобилестроение оказалось одной из наиболее пострадавших от глобального финансового кризиса 2009 года мировых индустрий. Рецессия усугубила уже имевшиеся в отрасли проблемы (в частности, избыток производственных мощностей). Объемы продаж стремительно упали, что привело к закрытию десятков заводов по всему миру и массовым увольнениям персонала.

Разрушительная волна кризиса прошлась и по производителям автокомпонентов. По информации управления транспорта и машиностроения Министерства торговли США, в 2009 году объемы реализации сотни крупнейших мировых производителей автокомпонентов упали почти на 20% по сравнению с 2008-м (с 588 до 475 млрд долларов). «В результате кризиса в мировом масштабе производители автокомпонентов недосчитались 200 млрд евро доходов, 75 млрд операционной прибыли и 15 млрд евро в виде доходов по ценным бумагам», – приводит свои расчеты управляющий директор банка Lazard Эрик Феллхауэр. И добавляет еще одну цифру: «Около 350 производителей объявили себя банкротами».

Лучшие по прибыли

Как указывают аналитики консалтинговой группы Roland Berger и инвестиционного банка Lazard, восстановление автомобильной промышленности «потянуло за собой рост выручки производителей комплектующих». Отрасль продемонстрировала внушительные темпы восстановления, уже к концу 2010 года вплотную приблизившись к докризисным показателям. Это достигнуто благодаря бурному развитию автомобильных рынков стран БРИК и некоторому оживлению рынков развитых государств. Положительную роль сыграли и программы компенсаций, которые многие производители реализовывали по отношению к своим поставщикам.

В глобальном масштабе поставщики комплектующих переживают настоящий бум – в прошлом году их рентабельность достигла 6,2% (в кризисном 2009-м – всего 1,6%), что даже выше предкризисных показателей. Наибольшие успехи отмечены у южнокорейских и китайских компаний – здесь маржа по прибыли до уплаты налогов в среднем превысила 10%. Европейские производители показали увеличение прибыли на 7%, что заметно выше, чем у их японских (5,6%) и североамериканских (4,3%) конкурентов.

Самым прибыльным стал выпуск элементов шасси (маржа по прибыли до уплаты налогов – 8%), корпусов и трансмиссий. Производителям электрического оборудования, информационных, развлекательных приборов и аппаратуры, а также внутренней отделки салонов пришлось довольствоваться рентабельностью 5%.

В то же время кризис привел к увеличению разрыва между лидерами и аутсайдерами по выручке и рентабельности. По словам Эрика Феллхауэра, в 2010 году «рентабельность компаний верхней четверти рынка более чем в пять раз превысила рентабельность компаний нижней четверти». По мнению аналитиков, если мировую экономику накроет вторая волна кризиса, то с наибольшей вероятностью прекратят свое существование именно фирмы последней категории.

Под давлением потребителей

Несмотря на улучшение условий, производителям автокомпонентов приходится работать в непростых условиях. Две основные проблемы – ценовое давление со стороны автоконцернов и рост цен на сырье. Автопроизводители решают задачи перенаправления инвестиций в сторону развивающихся стран (локализация производства), реализации проектов по снижению расходов и реструктуризации, интенсификации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, расширения портфеля продуктов, применения концепций создания платформ, модуляризации и унификации компонентов, внедрения программ по снижению издержек при закупке компонентов и комплектующих. Часть стоимости решения этих задач перекладывается на плечи поставщиков.

На автопроизводителей, в свою очередь, оказывают давление конечные потребители. Здесь сказываются вялость покупательского спроса на развитых рынках и его смещение в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также обостренная кризисом чувствительность покупателей к ценам и снижение их привязанности к конкретному бренду. Сыграли свою роль ужесточение природоохранного законодательства (например, повышение порога допустимых выбросов парниковых газов) и требований к обеспечению безопасности, увеличение стоимости энергоносителей.

С другой стороны, компаниям, выпускающим автокомпоненты, приходится иметь дело с подорожанием сырья и материалов, повышением уровня консолидации поставщиков сырья, добивающихся преимущества при установлении цен, ростом спроса на сырье в других индустриях. Остается проблемной и финансовая ситуация: рынки капитала по-прежнему нестабильны, а институты кредитования испытывают кризис доверия со стороны инвесторов. Кроме того, индустрии необходимо к 2015 году рефинансировать 160 млрд евро.

Все вышеперечисленные факторы оказывают экстремальное давление на рентабельность поставщиков, сохранить которую на приемлемом уровне можно только через усиление дифференциации портфелей и инновационные разработки. Это давление в обозримом будущем сохранится.

Подъем неизбежен

Несмотря на вызовы, аналитики Roland Berger прогнозируют, что к 2020 году объем мирового рынка автокомпонентов достигнет 660 млрд евро (в 2008-м – примерно 500 млрд). Наиболее рентабельным окажется производство в сегменте силовых агрегатов (трансмиссий), а также автокомпонентов, связанных с электроникой, особенно относящейся к трансмиссиям и шасси. Кроме того, дополнительную прибыль получат компании, работающие на рынках Бразилии, России, Индии и Китая. В разрезе ценовых категорий наибольшую прибыль извлекут поставщики комплектующих к машинам, находящимся в массовом серийном производстве, и бюджетных моделей.

Автокомпоненты, которые будут пользоваться наибольшим спросом в следующую декаду, имеют одно общее свойство – их функции максимально соответствуют одному или более мегатрендам в мировой автомобильной отрасли. «Движущие силы мирового авторынка – три мегатренда: спрос на повышенный уровень безопасности, забота об окружающей среде и желание потребителя увеличить поток информации и развлечений в автомобиле (воплощение концепции „автомобиль как часть единого информационного пространства“)», – считают специалисты американской компании Delphi Automotive, входящей в число мировых лидеров по производству автокомпонентов. К слову, валовой доход Delphi Automotive, львиную долю продукции которой составляют как раз комплектующие, лежащие в русле вышеназванных мегатрендов, в 2011 году на 16,1% превысил аналогичный показатель 2010-го.

Среди глобальных производственных трендов ведущее место занимает усилившееся в период экономической рецессии смещение производства автокомпонентов в страны Азии. Так, около 20% продаж «типичного европейского поставщика» уже зависит от ситуации на автомобильном рынке Китая. Президент одного из мировых лидеров по изготовлению автокомпонентов Visteon Corporation Дональд Стеббинс недавно заявил, что в течение последних нескольких лет компания «проделала очень серьезную работу по миграции в регионы планеты с более дешевой рабочей силой, доведя в 2011 году долю своего присутствия на этих рынках до 75%».

Развитие в государствах с формирующимся рынком сборочных предприятий компаний из стран с сильными экономиками приводит к возникновению новых глобальных цепочек поставок. Это дает поставщикам из развивающихся стран возможность выхода на международные рынки и стимулирует формирование национальных автопромышленных кластеров. Кроме того, отмечается рост расходов автопроизводителей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Это связано с усиливающейся тенденцией к передаче разработки деталей и модулей от производителей автомобилей к поставщикам комплектующих.

Худшее для производителей автокомпонентов осталось в прошлом, и подъем в отрасли неизбежен. «Чтобы выжить и успешно соперничать на все более конкурентном мировом автомобильном рынке, участники индустрии автокомпонентов будут вынуждены продолжать процессы консолидации и реструктуризации, но для большинства самое плохое уже позади», – уверены эксперты Министерства торговли США.

Кратко- и среднесрочные перспективы отрасли выглядят в целом благоприятными, хотя и ожидается некоторое замедление темпов роста. Главными причинами этого называют охлаждение экономики Китая, стагнацию продаж автомобилей на рынках развитых стран, жесткое давление на цены со стороны автопроизводителей и повышение стоимости сырья. В результате по итогам 2011 года рентабельность отрасли опустится немного ниже 6% и в среднесрочной перспективе сохранится на этом уровне.  

Санкт-Петербург

На мировом рынке автокомпонентов непростая ситуация начала складываться еще до кризиса 2009 года
Первая мировая десятка поставщиков автокомпонентов по объемам продаж
Около трети рынка автокомпонентов приходится на производство двигателей и их частей

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №6 (552) 13 февраля 2012
    Автомобильная промышленность
    Содержание:
    Без иллюзий

    Под разговоры российских чиновников о локализации производства комплектующих для иномарок отечественный автопром переходит под контроль зарубежных производителей

    Реклама