Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Марк, открой личико

2012

Благодаря превращению социальной сети в публичную компанию мы узнали, во сколько оцениваются наши персональные данные

Пользователи самой знаменитой социальной сети в мире, да и не только они, смогли узнать, как высоко ценится предпринимательский талант 27-летнего Марка Цукерберга. Благодаря размещению акций на бирже социальная сеть Facebook оценена в гигантскую сумму – 102,5 млрд долларов, что сразу сделало компанию одной из крупнейших в мире. Если учесть, что штат Facebook составляет всего 3,2 тыс. сотрудников, то нетрудно подсчитать, что средняя рыночная стоимость каждой работающей головы превышает 30 млн долларов. Голова самого Цукерберга стоит в тысячу раз больше, поскольку ему принадлежит 28% акций.

Некоторые скептики вспомнили о стремительном росте и последующем резком «схлопывании» биржевой стоимости интернет-компаний в начале 2000-х годов, которое впоследствии получило название «пузырь dotсоm». Припомнили и печальную судьбу другой социальной сети – MySpace, некогда очень популярного места для виртуального общения. Оптимисты, однако, указывают на достигнутые Facebook реальные финансовые результаты. В прошлом году ее оборот составил 3,5 млрд долларов, а прибыль – около 1 млрд. Стало быть, инвесторы видят в компании и ее руководителе не продавцов воздуха, а создателей высокотехнологичной продукции. Инвесторы ведь знают, где нужно размещать деньги.

Рыночная стоимость крупнейшей нефтедобывающей компании Норвегии Statoil на 20 млрд долларов меньше, при том что в ней 30 тыс. работников, а прибыль за 2010 год превысила 13 млрд. И неважно, что компания обеспечена резервами углеводородного сырья примерно на 20 лет добычи, – все равно ей далеко до детища Цукерберга. Действительно, как можно сравнивать экономику знаний с продажей нефти, газа и продуктов их переработки? Все это, очевидно, вчерашний день. Но тогда интересно сравнить Facebook с другими компаниями Кремниевой долины. Выясняется, например, что рыночная капитализация Google – 246 млрд долларов, то есть превышает активы Facebook лишь в два с половиной раза. При этом штат Google в семь с лишним раз больше, а прибыль за прошлый год – в восемь с половиной раз выше, чем у Facebook.

К слову, в свое время инвесторы переоценили и активы Google. Сегодня ее акции дешевле, чем осенью 2007 года, во время выхода на биржу NASDAQ. С тех пор доходы компании многократно выросли, но биржевая стоимость, напротив, снизилась. «Думаю, в течение двух лет Facebook заработает намного больше, чем сегодня, но ее рыночная стоимость уменьшится. Тем, кто владеет ее акциями, я бы дал простой совет: бери деньги и убегай», – говорит норвежский эксперт Эспен Гриммерт. Воздержусь от рекомендации продавать акции, но предполагаю, что зарабатывать деньги Цукербергу и Ко в будущем станет сложнее.

Facebook – действительно чрезвычайно удобная для виртуального общения среда. В ней можно встретиться не только с близкими друзьями и родственниками, но и с коллегами, одноклассниками, знаменитостями – с теми, с кем никогда не пересечешься в обычной жизни. Мы почти ежедневно заходим сюда, чтобы найти что-то новое, рассказать о наболевшем, загрузить фотографии семьи или любимого кота. Поздравляем друг друга с днем рождения, комментируем чужие сообщения или просто кликаем на знаменитую кнопку like. Обсуждаем коллег, сплетничаем, организуем флэш-мобы, а иногда ищем сторонников для проведения серьезных социальных акций.

Но Цукерберг – далеко не благодетель, который сумел обзавестись 845 млн друзей. Наша активность в сети становится видимой для многих интернет-ресурсов, но Facebook отличается тем, что научился замечать лучше и запоминать больше других. Сеть побуждает нас выкладывать как можно больше данных о себе, ведь не случайно Цукерберг подчеркивал, что борется за открытый мир. И дело не в пугалках создателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа о том, что Facebook – это детище ЦРУ. Спецслужбы вряд ли интересуются вашими музыкальными пристрастиями или тем, какой корм предпочитает ваш кот.

А вот компании, продающие эти самые корма, очень хотят знать о ваших любимцах побольше. И Facebook им поможет, но, конечно, небезвозмездно. По оценкам биржевых аналитиков, около 85% доходов социальной сети поступает от рекламных сообщений, причем нацеленных на конкретного потребителя. А узнаются и собираются предпочтения благодаря самим пользователям, их активности в сети. Тем самым персональные данные становятся основным активом, благодаря которому Facebook столь фантастически нарастил капитализацию. Но, может быть, не стоит так беспокоиться о нарушении приватности личной жизни, если вокруг так много навязчивой рекламы, предлагающей совсем ненужные товары и услуги?

Разве плохо получать рекламу именно того, что может вас заинтересовать? Не слишком ли мы рефлексируем относительно того, как много сведений из нашей приватной жизни становится известно держателям социальных сетей? К сожалению, Facebook не раз уличали в неделикатном обращении с персональной информацией. Цукерберг попросту игнорировал вопросы о том, какие данные собираются, каким образом хранятся и как защищены от несанкционированного доступа. Он хранил молчание и о том, кому они продаются и с какой целью. На жалобы пользователей отреагировали власти, поэтому Цукербергу пришлось, кажется, проявить не свойственную ему покладистость и согласиться на сотрудничество.

Превращение в публичную компанию вынуждает к большей открытости. В биржевом пресс-релизе компания декларировала, что защита персональных данных – это важнейшая часть ее бизнеса. Кто-то даже подсчитал, что слово privacy («приватность») повторилось целых 35 раз. Но тогда возникает резонный вопрос: а откуда взяться будущим доходам, на которые рассчитывают инвесторы и биржевые спекулянты? Ведь в прошлом году Facebook заработал на каждом пользователе чуть больше 4 долларов. Можно, конечно, надеяться, что гениальная голова Цукерберга придумает новые способы выкачивания денег из своего детища, оставив нашу личную жизнь в покое. Однако пока надежды на такую трансформацию Facebook иллюзорны. 

«Эксперт Северо-Запад» №7 (553)



    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама