Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Датчане изолируют Россию

, 2012
Фото: Павел Прохоров

Датская компания Rockwool в текущем году открыла в России четвертый завод, выпускающий каменную вату. Этот изоляционный материал используется для утепления кровель, фасадов, полов и перекрытий зданий, а также как средство огнезащиты и звукопоглощения. Построенное в Татарстане в особой экономической зоне «Алабуга» предприятие стало крупнейшим в мире, его производительность достигает 110 тыс. тонн в год. Инвестиции в проект составили 150 млн евро, при этом предусмотрена возможность удвоения производства за счет размещения второй линии.

О том, какое место занимает Россия в планах глобальной экспансии Rockwool, насколько важны для компании хорошие отношения с властями и почему до сих пор не возведены предприятия на Украине, «Эксперту С-З» рассказал исполнительный директор Rockwool Элко ван Хеел.

– После того как вы возглавили Rockwool в 2004 году, он превратился в глобального игрока в своей отрасли. Можно ли по-прежнему считать Rockwool датской компанией?

– Rockwool остается датской и скандинавской компанией. Имеется в виду не столько географическое положение, сколько ценности и способы, с помощью которых мы строим бизнес и достигаем успеха в глобальном масштабе. Мы и дальше намерены отталкиваться от своих скандинавских корней и ценностей, расширяясь дальше, но не теряя при этом стабильности и роста на европейском рынке.

– Планирует ли Rockwool наращивать инвестиции в страны с развивающимися экономиками и сокращать их в Западной Европе, где нарастают кризисные явления?

– Европа еще долгое время останется нашим главным приоритетом. Здесь сократились темпы нового строительства, зато постоянно внедряются современные энергоэффективные технологии. Нам пришлось приспособиться к изменившейся структуре спроса в Европе, но каменная вата успешно применяется и при реновации старых зданий. На европейском рынке сильная конкуренция, что заставляет нас упорно работать, постоянно повышать качество продукции, и около 80% усилий компании в области менеджмента сосредоточено как раз на этом. И наши решения о расширении производства в других странах принимаются только в том случае, если хорошо идут дела на европейском направлении.

Если же говорить о соотношении размеров инвестиций, то оно выглядит иначе: мы не строим крупные производства в Европе, но активно вкладываем в инновационные технологии и модернизируем действующие предприятия. По итогам 2011 года, думаю, соотношение инвестиций в европейский рынок и в другие страны, в том числе с развивающимися экономиками, составило примерно 50:50.

– Вы утверждаете, что Россия стала третьим по значимости рынком для Rockwool. Есть ли потенциал для выхода на первое место?

– Из отчета за прошлый год видно, что первое место по объему продаж занимает Германия, второе – Франция. Россия действительно на третьем месте, но рост продаж в прошлом году составил 45% – это просто фантастическая цифра. В 2012 году нам не приходится рассчитывать на такой же результат, но потенциал российского рынка гораздо выше, чем немецкого и французского. Я уверен, что в определенный момент Россия станет крупнейшим покупателем нашей продукции.

– Что же это за секретное оружие, с помощью которого Rockwool удалось так сильно оторваться от конкурентов?

– Наш секрет заключается, во-первых, в замечательных людях, которые работают на российских предприятиях. Во-вторых, Rockwool – сильный и признанный в России бренд. И хотя наша продукция – не самая дешевая на рынке, потребитель знает, что она постоянно совершенствуется. Например, на заводе в Елабуге уже размещено пока скрытое от посторонних глаз оборудование, на котором вскоре начнется выпуск новой продукции.

– Вы и ваши коллеги неоднократно подчеркивали, что для инвестиций в России важны конструктивные отношения с местными властями. Налаживание таких отношений – ваша персональная ответственность перед акционерами?

– Да, установление деловых отношений находится в сфере моей прямой компетенции. Но это касается не только России: наш опыт работы в США и Китае показывает, что очень важно с самого начала наладить контакты с местными властями. Однажды нам преподали хороший урок: компания пришла в Хорватию, не оповестив об этом ответственных чиновников и других представителей власти. Просто взяли и построили фабрику, а затем столкнулись с серьезными проблемами, потому что нас попросту никто не ждал.

Моя задача – доказать властям, что мы профессионалы, уважающие местные порядки и способные выстроить благоприятные отношения с населением. Мы убеждаем общественность не только в том, что платим налоги и создаем рабочие места, но и в том, что обеспечиваем высокие стандарты охраны окружающей среды. И Татарстан – прекрасный пример заблаговременного вхождения в новый регион. Я хорошо знаком с президентом Рустамом Миннихамовым, неоднократно встречался с ним и в России, и в Дании.

– Недавно некоторые СМИ оповестили о ваших планах построить завод на Украине. Каково положение дел в этой стране?

– Пять лет назад Rockwool анонсировал инвестиционные планы в России, Великобритании, Польше, Канаде и на Украине. Мы всерьез намеревались построить большое производство недалеко от Киева, но через три года отказались от этого из-за политической ситуации в стране. Нам так и не удалось купить участок земли, поскольку система просто не работала.

Месяц назад я снова поехал в Киев, чтобы возобновить знакомство с украинским рынком, и провел несколько встреч с высокопоставленными политиками. Ситуация кардинально изменилась, стала более «российской»: теперь здесь существует один центр принятия решений. Система принятия решений по-прежнему довольно сложная, но теперь она хотя бы поддается логическому осмыслению. Украина вернулась на нашу инвестиционную карту мира, и мы считаем, что нынешняя политическая ситуация позволяет успешно развивать бизнес.         

Елабуга – Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №15 (561)



    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама