Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Политика

Дорожная карта проблем

2012

В связи с присоединением России к ВТО и для повышения инвестиционной привлекательности страны в таможенной сфере необходимо провести глубокие преобразования

Уже летом текущего года, в связи с присоединением России к ВТО, существующая модель внешнеэкономической деятельности (ВЭД) страны начнет трансформироваться. Придется соблюдать общие для членов этой организации стандарты, нормы и правила. Это относится и к таможенному законодательству, и к условиям прохождения границы.

Природа очереди

Проблемы при пересечении российской границы возникают исключительно из-за неэффективного администрирования деятельности таможенных органов. За примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить приграничный коллапс, который произошел в январе 2012 года на Северо-Западе.

По информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), тогда на российско-финской границе фуры простаивали на международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП) при въезде в Россию до 84 часов, а длина очереди от границы вглубь Финляндии достигала 40 км. Ситуация была спровоцирована сразу несколькими причинами.

В частности, в конце года Балтийская таможня выпустила распоряжение №42-р (так называемый запрет на транзит), существенно затрудняющее помещение товаров под процедуру таможенного транзита. В результате некоторые участники ВЭД переориентировали грузопотоки с моря на сушу, в результате чего после Нового года и появились очереди на российско-финской границе, признавали игроки транспортно-логистического рынка.

При существующей таможенной технологии в условиях возросшего объема контрольных операций на пунктах пропуска МАПП не могли справиться с увеличившимся грузопотоком. Так, согласно официальным материалам АСМАП, самый крупный МАПП, Торфяновка, при пропускной способности 1,3 тыс. грузовых автомобилей в день реально пропускает около 700 грузовиков. В 2008 году через Торфяновку ежесуточно проходило 1380 фур, в 2009-м – уже 1060, в 2010-м – 1020, в 2011-м – 860.

Снижение пропускной способности отечественных МАПП во многом обусловлено их недостаточными техническими возможностями. Как рассказал заместитель генерального директора компании «Совавто – С.Петербург» Дмитрий Кадомский, таможенному инспектору необходимо каждую машину пробить по пяти-шести не связанным между собой базам данных. Одна только эта процедура занимает час-полтора.

Между тем в Германии, например, каждый полицейский, остановив грузовую машину, может подключиться к ее бортовому компьютеру (электронному тахографу) и проверить режим труда и отдыха водителя за 21 рабочий день. Все остальные сведения о грузе и транспортном средстве он может тут же пробить по своему компьютеру через единую государственную контрольную базу, где сконцентрирована информация таможни, ветеринарных служб, полиции и других контрольных органов. На это уходит всего 10-15 минут.

Помимо технических проблем формирование очередей происходит и из-за массового использования в России инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Дело в том, что большая часть грузового автотранспорта, пересекающего границу, проходит полную проверку на ИДК. Делается это с целью выявления соответствия груза сведениям, указанным в документах, чем должна заниматься таможня внутри страны, пояснили в АСМАП. Сканированию подвергаются автопоезда, автовозы с новыми машинами. Нередки случаи подобных проверок и порожних транспортных средств. В итоге, констатируют в ассоциации, на МАПП выстраиваются внутренние очереди на ИДК, срок прохождения которых из-за массовых проверок в среднем составляет от четырех до восьми часов. «35-50% наших автомобилей, причем с кабиной, при прохождении границы прогоняются через рентген, – поделился Кадомский. – Это также создает дополнительные очереди, но самое главное – вредит здоровью водителей, ведь, по сути, каждый из них раз в неделю облучается».

В АСМАП считают, что использовать ИДК целесообразно для выявления запрещенных грузов в случае реальных рисков. Косвенно это подтверждается и официальной статистикой. По оценкам Федеральной таможенной службы РФ, результативность осмотра машин с применением ИДК за 2011 год составила 0,26% (то есть из 1 тыс. машин только в трех обнаружены признаки нарушения таможенных правил).

Более того, как замечают в «ПРОВЭД», в морских пунктах пропуска, каким является Большой порт Санкт-Петербурга, для импортера процедура сканирования платная – за услуги по перемещению контейнера в зону досмотра порт взимает тариф от 200 до 300 долларов, в сумме приводящий в потерям для бизнеса, выраженным шестизначной цифрой.

Время ПИ

Справедливости ради стоит отметить, что таможня пытается сокращать сроки прохождения границы. Например, введены технологии электронного декларирования, предварительного информирования (ПИ), однако ускорения процедур оформления участники ВЭД пока не замечают. Происходит это как из-за тех проблем, которые перечислены выше, так и вследствие неэффективного использования электронных нововведений.

Несмотря на то что процедура ПИ о товарах и транспортных средствах внедряется таможенными органами еще с 2009 года, участники ВЭД до сих пор не смогли по достоинству оценить ее преимущества. «Мы надеялись, что с введением ПИ сведения о машине, следующей через границу, будут поступать на портал Федеральной таможенной службы, а оттуда – на границу. Если таможенный инспектор не выявил рисков, то фура может пересекать границу без очереди. Но этого не произошло, поскольку и те, кто направил заявку ПИ, и те, кто этой процедурой не воспользовался, стояли в одной очереди на МАПП», – объясняет Дмитрий Кадомский.

Как рассказали в пресс-службе Северо-Западного таможенного управления, сейчас представление таможенным органам предварительной информации о предполагаемых к ввозу товарах и транспортных средствах осуществляется тремя путями: от таможенных служб иностранных государств (стран Комиссии европейских сообществ), от заинтересованных участников ВЭД и посредством портала Федеральной таможенной службы «Электронное представление сведений» (ЭПС). Эта услуга предоставляется бесплатно. По данным Северо-Западного таможенного управления, в 2011 году по методике ПИ было оформлено 74,41% транзитных деклараций. По линии Комиссии европейских сообществ – 32,93% от общего числа использованных ПИ, в соответствии с порядком, определенным приказом Федеральной таможенной службы №52 от 24 января 2008 года, – 57,56%, а с портала ЭПС – 9,51%.

Как пояснили в НП «ПРОВЭД», электронное информирование таможенных органов о товаре широко распространено в ведущих экономиках мира и действительно позволяет существенно сократить сроки его прохождения через границу – до часа или нескольких минут. Ведь анализ полученной предварительно информации с помощью оценки риска позволяет принимать таможенное решение о пропуске машины еще до ее прибытия на автомобильный пункт пропуска.

Однако для этого должны четко работать каналы передачи этой информации, чтобы не возникало случаев, когда перевозчик размещает ПИ через портал Федеральной таможенной службы, а инспектор на границе ее почему-то не видит. «Если такая ситуация все же случилась, то перевозчик отправляется к оператору (к коммерческим структурам здесь же, на МАПП), где еще раз заполняет электронное уведомление, которое тут же передается таможеннику. Причем это уже платная услуга. Минимум она стоит 400 рублей, а в среднем за один код товара обходится в 2-5 тыс. рублей. В итоге расплачиваться за технические сбои или невнимательность инспектора почему-то приходится грузоперевозчику», – комментирует источник в НП «ПРОВЭД».

В АСМАП убеждены, что с территории пунктов пропуска следует удалить коммерческие структуры (во исполнение распоряжения правительства РФ №907-р от 24 июня 2008 года), поскольку они фактически монопольно осуществляют деятельность на МАПП, являясь серьезным барьером при прохождении границы.

«Еще одна проблема – то, что в Европе предварительное информирование представляет лишь 13-16 данных о грузе. Наша же таможня уверена, что их должно быть минимум 56. Мы считаем, что граница – это место пропуска, а не оформления груза. Раз у компании есть допуск к международным перевозкам, значит, она прошла контроль полностью. Ведь допуск утверждают и АСМАП, и Федеральная таможенная служба России, и Ространснадзор. Прежде чем его выдать, перевозчика проверяют вдоль и поперек, в том числе на наличие банковских гарантий, собственности. Поэтому для таких операторов должно быть достаточно информации Комиссии европейских сообществ», – размышляет Кадомский.

Учесть и исправить все эти нестыковки следует как можно быстрее, пока ПИ остается необязательной услугой. Ведь уже летом – с 17 июня 2012 года – в соответствии с решением комиссии Таможенного союза оно станет обязательным. И при отсутствии электронного уведомления о ПИ грузоперевозчика попросту не пустят на территорию Таможенного союза и не примут его документы.

Готовность к переменам

Понятно, что упомянутые сложности – лишь мизерная часть задач, которые предстоит решить России в таможенном администрировании. Но чтобы гармонично вписаться в ВТО (в настоящее время разница в процедурах оформления грузов в России и на таможнях стран – участниц ВТО значительна) и способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны (до 20-го места в мире вместо нынешнего 120-го – такие задачи ставит руководство государства), необходимы перемены.

С этой целью сформирована группа по разработке дорожной карты проекта «Совершенствование таможенного администрирования» на площадке созданного правительством России Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Суть деятельности группы заключается в том, что бизнес делится своим мнением о том, как можно решить болевые проблемы на границе. Эти инициативы согласовываются и с Федеральной таможенной службой, и с представителями правительства РФ. За последние годы, пожалуй, впервые на таком уровне не только обсуждаются, но и ведутся практические проработки того, как изменить ситуацию с прохождением грузов и товаров через границу. Это вселяет надежду, что процесс пойдет более динамично, ведь к 20 апреля, по данным Агентства стратегических инициатив, планируется завершить разработку дорожной карты.

Но самое главное – реализация этой дорожной карты. Ведь в ее проекте прорабатываются такие вопросы, как положение таможенных представителей, введение комбинированного показателя допущенных правонарушений как основания для исключения из таможенного реестра, расширение упрощений для уполномоченного экономического оператора, сокращение сроков таможенного декларирования и выпуска товаров, изменение подходов к системе управления рисками, выработка понятного механизма контроля таможенной стоимости.            

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №15 (561)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Время фиксировать ставку

    Ставки по депозитам продолжают стремиться вниз. На них давит и низкая инфляция, и снижающаяся маржа банков. В этой ситуации Альфа-банк предлагает 7% по накопительному счету

    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама