ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Рулетка для буйных

2012
Фото: архив «Эксперта С-З»

Максим Румянцев: «После кризиса средний и малый бизнес охватило чемоданное настроение, и, похоже, оно только усиливается. Есть, конечно, буйные, которые будут развивать свое дело несмотря ни на что, но их мало»

Типография «Любавич» работает на рынке Санкт-Петербурга 20 лет, за это время она пережила два кризиса и доросла до масштабов среднего бизнеса. Полиграфия – специфическая сфера деятельности, она чутко реагирует на любые изменения в экономике, что увеличивает риски игроков при построении планов развития. И в нынешних условиях участники рынка затрудняются делать прогнозы по динамике спроса, однако основатель и директор компании «Любавич» Максим Румянцев недавно инвестировал в расширение производства. Он поделился с «Экспертом С-З» своим мнением о том, что подталкивает к развитию на фоне стагнирующего рынка и к чему приводит усталость российского малого и среднего бизнеса.

– Как себя чувствует средний полиграфический бизнес, насколько активно заказчики вкладываются в рекламную продукцию?

– Нашу отрасль можно назвать индикатором ситуации в экономике. Как себя чувствует полиграфия, так живет и экономика. И данные Росстата ее не обманут. Полиграфия – не единственная такая отрасль: есть еще, скажем, электроэнергетика. Но полиграфия – это мое, родное. Объяснить это можно на таком примере: в случае возникновения финансовых трудностей предприятия в первую очередь сокращают расходы на рекламу. И напротив, когда экономика растет, эти вложения увеличивают в числе первых. Полиграфисты это четко чувствуют.

На мой взгляд, сворачивать свою рекламу в кризис – слабость характера. Во время затишья любая реклама заметна и западает на подкорку потенциальному заказчику – потом, когда кризис закончится, он вспомнит про вас. А в тучные годы, когда рекламируются все кому не лень, вашу рекламу не заметят. Но психология – не зря самая интересная наука: предприниматели не могут себя перебороть и снижают инвестиции в рекламу. В 2009 году я попытался подавить в себе эту психзащиту и поэкспериментировать: провел рекламную кампанию на маршрутках и билбордах. Эксперимент удался – эффект мы заметили в 2010 году.

Если вернуться к индикаторам, то, судя по загрузке типографских мощностей, очевидна стагнация. Нет ни роста спроса, ни падения – вялотекущая работа шла весь 2011 год и продолжается до сих пор. Ясности по поводу будущего ни у кого нет. Мы с коллегами обсуждали тему возможной второй волны кризиса. Да, от нас мало что зависит – вся отечественная экономика привязана к нефти. Но мы решили делать вид, что у нас никакого кризиса не будет и мы его не ждем. Продолжаем работать, как будто все в порядке. Один, второй, третий таким образом будет мыслить, и в итоге, может, на что-то мы и повлияем… На память приходит сюжет фильма «12»: вроде бы изначально было ясно, что мальчика нужно осудить. Но один присяжный просто засомневался в этом, по цепочке сомнения стали передаваться всем, в итоге – оправдательный приговор. Вот так, от частного к общему, иногда можно повлиять на ситуацию.

– Полиграфический рынок Петербурга высококонкурентный?

– Полиграфию можно смело назвать зрелой отраслью, и это касается как Северной столицы, так и российского рынка в целом. Наша типография печатает корпоративные каталоги для различных фирм и относится к премиум-сегменту, в котором в городе кроме нас работают еще пять компаний. Хотя несколько десятков типографий предлагают более массовую и дешевую полиграфию.

Полиграфия, в отличие от многих других отраслей, смогла в последние два десятилетия переоборудовать станочный парк, освоить передовые технологии. В целом уровень печати у всех игроков вполне достойный. Изготовить продукцию приемлемого качества могут практически все, но не у каждого игрока есть возможности и необходимое оборудование, чтобы довести до ума файлы, предоставить заказчику выбор мягкого и твердого переплета, оперативно выдать большой тираж «на скрепку» и т.д. Мы конкурируем в том числе за счет развитого предпечатного и послепечатного сервиса.

Рынок замер

– Восстановилась ли отрасль после кризиса?

– Объемы – да, а темпы развития на докризисный уровень не вернулись. В 2008 году полиграфическому бизнесу сильно досталось – падение выручки составило примерно 25%. Многие игроки тогда ушли с рынка, другие сокращали персонал. А мы приложили все усилия, чтобы удержать сотрудников. Зато когда в 2010 году начался подъем, мы располагали трудовыми ресурсами для удовлетворения спроса. Тем же, кто сократил работников, было сложно оперативно набрать их.

Рынок труда в полиграфии достаточно инертен: специалисты консервативны и редко меняют компанию. Характерный пример – старейшее в отрасли предприятие «Печатный двор», которое в течение нескольких лет испытывало трудности и было закрыто только в этом году. Там люди работали до последнего.

Однако в прошлом году рынок замер, и причины достоверно неизвестны. Может, это результат борьбы с инфляцией, снижения денежной массы в стране, ожидания новых выборов. Заметен такой тревожный сигнал: после кризиса средний и малый бизнес охватило чемоданное настроение, и, похоже, оно только усиливается. Не секрет, что все больше предпринимателей покупают недвижимость в Европе, получают там вид на жительство, то есть готовят некий плацдарм. А когда мысли заняты подобными вещами, особенно активно развивать бизнес вряд ли получится. То есть полностью расставаться с бизнесом не готовы, но схема, при которой компания здесь будет работать под управлением наемного менеджера, а владелец предпочтет проводить больше времени за рубежом, многими рассматривается. Так уже было в XIX веке, когда дворяне жили в Ницце, а их усадьбы в России работали на своих владельцев.

Неверие в свою страну в последние годы спустилось вниз – про высших чиновников и олигархов мы давно знаем, что они вывезли свои семьи в Европу. Теперь по той же тропе пошли средние предприниматели. Если так пойдет, то и квалифицированные рабочие начнут скупать недвижимость на Средиземноморье… Есть такой термин – социальная депрессия. Вероятно, это то, что происходит сегодня.

– Неудивительно, ведь издержки бизнеса растут, а рентабельность в большинстве отраслей – нет.

– Да, нагрузка на средние и малые компании повышается. Так, в прошлом году единовременно повысили и страховые взносы, и тарифы на электроэнергию. Я заметил, что многие коллеги по цеху – владельцы бизнеса – имеют возможность, но не стремятся приобретать коммерческую недвижимость, в которой расположено производство. Мол, не хочется «увязать» в этой стране. Наличие в собственности здания делает тебя более заметным и для различных контролирующих органов. Проще – арендовать. Людей, способных создать бизнес, имеющих предпринимательскую жилку, не так много в принципе. Но у нас и этих немногих так порой зажимают, что их основные отличительные качества – энтузиазм, готовность рисковать, упорство – гаснут. Есть, конечно, такие буйные, которые будут развивать свое дело несмотря ни на что, но их очень мало.

Заместить импорт

– Иностранные типографии продолжают составлять вам жесткую конкуренцию?

– По большей части в сфере крупных заказов. Причем помимо традиционно сильной Финляндии активизировались страны Балтии. Европейские типографии конкурируют в основном за счет более низких цен на бумагу. Российская таможенная политика предполагает накрутку 18% НДС на бумагу, плюс пошлина 5% за ее ввоз. Нередко получается, что печать тиража в Финляндии обходится в такую же сумму, какая в России понадобится только на приобретение бумаги. Поэтому часто крупные заказы от отечественных издательств уходят к ним. Парадоксально: на ввоз готовой полиграфической продукции у нас пошлин нет, а на ввоз бумаги есть!

Полиграфия у нас вообще развивалась не благодаря усилиям государства, а скорее вопреки. Но, как я уже сказал, отрасль закалилась в последние 20 лет: сегодня в стране есть крупные типографии, готовые выполнять любые большие заказы.

– У нас по-прежнему большинство расходных материалов для полиграфии – импортные…

– Есть разные рынки. Газетная и офсетная бумага, дешевый упаковочный картон производятся в России. А для качественной рекламной полиграфии и глянцевых журналов практически 95% – импортное сырье. Та же мелованная бумага у нас производится в незначительных объемах и низкого качества. В последние годы было сделано несколько заявлений о создании на территории Северо-Запада РФ производства мелованной бумаги. Пока сложно судить о перспективах этих проектов, хотя, конечно, переход на отечественное сырье достойного качества способствовал бы снижению себестоимости продукции. В том же Китае не так давно запустили новое масштабное производство, которое способно существенно повлиять на мировую конъюнктуру этого рынка.

– Может ли вступление в ВТО улучшить ситуацию с ценами на сырье?

– На полиграфическом бизнесе вступление в ВТО должно сказаться положительно: скорее всего, снизятся пошлины на ввоз расходных материалов. Однако если из-за прихода новых иностранных конкурентов пострадают другие отрасли, в которых работают наши клиенты, то и полиграфии придется несладко.

Синдром усталости

– Несмотря на стагнацию рынка, вы инвестируете в развитие. Решили рискнуть?

– Мы переехали в новое здание, приобретенное в лизинг, и купили еще одну печатную машину. Это все та же линия поведения, в рамках которой мы делаем вид, что кризиса нет, и пытаемся развиваться. Не исключаю, что такие посылы могут быть ошибочными и ухудшение ситуации все же произойдет. Для таких активных, как я, последствия могут оказаться фатальными. Но я отношусь к этому философски: что же делать – играл, не угадал ни одной буквы! Это предпринимательские риски.

– Развиваетесь на кредитные деньги?

– Конечно. На свои можно было расти только в 1990-е годы. Я в 1992-м открыл типографию, вложив 100 долларов, заработанных в Америке. На тот момент в России это был мой двухлетний заработок. А сейчас за счет собственных средств развиваться нереально. В принципе, и лизинговое, и кредитное финансирование для предприятий с положительной историей и активами в настоящее время вполне доступно. Вопрос в цене. В 2011 году ставки упали даже до 12%. Конечно, это не европейские проценты, но для России это был минимум.

Если говорить об общем уровне рентабельности бизнеса в стране, который выше, чем на Западе, думаю, со ставками он соизмерим. Другое дело, что в экономике наблюдается недостаток денежной массы, возможно, вызванный и большим оттоком капитала за рубеж. Вследствие этого расчеты между компаниями производятся медленнее, многие ощущают нехватку оборотных средств. И если в Европе в таком случае можно быстро и недорого взять банковский кредит на покрытие кассовых разрывов, то у нас все не так просто. Конечно, банки подобные инструменты предоставляют, но стоят они дорого, что сказывается на рентабельности.

– В целом инвестиционная активность в полиграфической отрасли невысока?

– Рынок расслоился на компании, пережившие кризис без серьезных потерь и стабильно работающие, и предприятия, бизнес которых пошатнулся, устоять на ногах им тяжело и они постепенно катятся к банкротству. Первые, конечно, обновляют основные фонды и даже расширяют бизнес, но далеко не в таких масштабах, как в 2007 году.

Есть, по-моему, и психологическая причина невысокой активности бизнеса, в том числе в нашей сфере. Многие предприниматели, сегодня имеющие устойчивые средние предприятия, начинали свое дело в 1990-е годы. За прошедшее время у них накопилась определенная усталость, когда нет желания продолжать биться, а есть искушение перейти на рентный платеж. Но в полиграфии, где масса прибыли недостаточно высока, целесообразность появления управляющего спорная. Доходов может не хватить и для менеджера, и для собственника.

– Вас такие мысли не посещали?

– Иногда хочется, так сказать, на пенсию. Но потом понимаешь, что не все еще реализовал, остались творческие идеи. В 2012 году мы планируем увеличить объемы бизнеса на 20%, для этого нужно искать новые ниши. В частности, приобрели вставочно-швейно-резательный агрегат – послепечатную технику, позволяющую работать с серьезными тиражами «на скрепку». Она в дополнение к новой печатной машине обеспечит нам определенный прирост. Это рынок, который ранее мы упускали, так как не могли обеспечить нужную скорость.         

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №15 (561)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама