Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Общество

Обезоруживающий боевик

2012
Фото: «КИРОВСКИЙ ЗАВОД»

Чтобы уйти от взаимных претензий Минобороны и предприятий ВПК, в законопроект «О государственном оборонном заказе» следует заложить четкие принципы размещения заказов, формирования их стоимости, а также выстроить взаимоотношения между головными предприятиями и контрагентами

Операция по размещению государственного оборонного заказа (ГОЗ) в России уже превратилась в сериал о сложных взаимоотношениях Министерства обороны и предприятий ВПК, которые никак не могут договориться, как, в какие сроки, по какой цене перевооружать отечественную армию. Противоречивые и, скорее всего, вполне обоснованные взаимные претензии, к сожалению, не удается разрешить уже не первый год.

В 2009 году промышленники, по оценкам Счетной палаты РФ, так и не дождались почти половины ожидавшихся от Минобороны заказов. Следующий год также оказался не очень успешным. По словам президента России Дмитрия Медведева, часть обязательств по гособоронзаказу 2010 года «была провалена». Кардинальных перемен ожидали в 2011-м в связи с принятием госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, предусматривающей обновление парка военной техники Вооруженных сил РФ на 70% и обеспеченной финансированием в объеме 23 трлн рублей. Именно этих огромных денег с нетерпением ждет оборонно-промышленный комплекс страны, который давно не баловали крупными госзаказами.

Однако чуда не произошло и на этот раз: руководство страны признало, что ГОЗ на 2011 год едва не был сорван. Часть заказов все же нашла исполнителей, но последние контракты заключались даже в декабре прошлого года. Тем не менее именно в прошлом году начали отстраиваться новые принципы взаимодействия между Минобороны и ВПК. «Мы уже прошли тематику размещения заказов у единственных исполнителей, прошли точку, связанную с продолжением контрактов, заключенных в прошлом году», – сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за ВПК.

С прошлого года госзаказы размещаются только на головных предприятиях, которые, в свою очередь, заключают контракты с контрагентами и смежниками (или предприятиями второго и третьего эшелонов по ГОЗ). Но вопросов по координации и созданию стройной, понятной схемы размещения гособоронзаказов все так же более чем достаточно, хотя в целом в 2012 году «динамика лучше», признает Рогозин.

Выполнить очередную задачу, поставленную президентом (завершить контрактацию ГОЗ на 2012-й к апрелю текущего года), судя по всему, опять будет непросто. «Сказать, что на 100% все будет заказано до 15 апреля, я не могу: есть позиции, по которым идут споры по формуле цены», – заявил Рогозин. Напомним: по его же словам, в 2012 году объем ГОЗ составляет 880 млрд рублей, из которых 176 млрд – кредитные средства, привлеченные на развитие оборонно-промышленного комплекса. В то же время ответственный за отечественный ВПК вице-премьер предупредил, что по сложным контрактам процесс продлится до 1 августа, а после этого никакие контракты заключаться не будут, поскольку «это уже профанация, фикция: никакие работы нельзя произвести за четыре месяца».

В 2012 году петербургские оборонные предприятия могут получить от Минобороны заказов на 111-115 млрд рублей против 89,6 млрд годом ранее, подсчитали в Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга. При этом оговорка «могут» в контексте последних высказываний Рогозина остается актуальной. Большинство предприятий пребывает в состоянии неопределенности, констатирует президент ассоциации Валерий Радченко: «Ситуация по размещению ГОЗ на головных предприятиях улучшается, в том числе и с финансированием контрактов. В 2012 году их работа профинансирована на 52% против 24% годом ранее. А вот предприятия-контрагенты второго и третьего звеньев пребывают в полной неопределенности. Уже середина апреля, а заказами на текущий год до сих пор не охвачено большинство петербургских предприятий оборонно-промышленного комплекса».

Ситуация по размещению ГОЗ на головных предприятиях улучшается, в том числе на «Северной верфи» sever_562_013.jpg Фото: Интерпресс/Сергей Вдовин
Ситуация по размещению ГОЗ на головных предприятиях улучшается, в том числе на «Северной верфи»
Фото: Интерпресс/Сергей Вдовин

С реализацией ГОЗ на 2012 год вновь возникнут проблемы, согласен глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. «Вероятность этого (срыва ГОЗ) – 90%. Гособоронзаказ должен был быть сформирован в рамках бюджета где-то в октябре. А предприятия обязаны получать деньги с 1 января: идеология такая. Но, насколько я понимаю, предприятия до сих пор не получают деньги», – цитирует его «Газета.Ru».

Третий – не значит лишний

Как бы там ни было, часть «оборонных» средств все же начала поступать на заводы, правда пока это заказы по линии ГОЗ прошлого года, дошедшие до контрагентов – головных компаний только в текущем году.

В частности, у «Севкабеля» пакет заказов оборонного комплекса в текущем году вырос в сотни раз. «Таких заказов не было уже лет 20, наверное. Для сравнения: в судостроительном секторе у нас был средний пакет заказов на 150 млн рублей в год, в 2012-м мы уже заключили контрактов на 1 млрд. Планируется, что сумма контрактов по судовому кабелю в течение года возрастет до 3 млрд рублей», –  рассказывает Владимир Бухин, генеральный директор группы компаний «Севкабель», которая управляет активами «Севкабель-Холдинга».

В конце марта другое предприятие, «Универсалмаш» (дочернее общество Кировского завода), стало соисполнителем крупного ГОЗ по оснащению средств ПВО модернизированными зенитными ракетными системами С-300В4. В составе консорциума предприятий, привлеченных к реализации ГОЗ и входящих в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей», «Универсалмаш» получил заказ на 40 единиц унифицированных гусеничных шасси, на которых базируются боевые элементы зенитных ракетных систем. Общий объем заказа для Кировского завода – чуть более 4 млрд рублей, свыше 1 млрд из которых он уже получил в рамках финансирования первого этапа. Работы по этому контракту продлятся в течение трех лет. На заводе утверждают, что тоже давно не получали подобных заказов.

В более предсказуемом поле находится разработчик газотурбинных двигателей завод «Климов» (входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации – на 100% дочерней компании «Оборонпрома» по управлению двигателестроительными активами). По свидетельству исполнительного директора «Климова» Александра Ватагина, особых проблем с финансированием и размещением ГОЗ предприятие не испытывает: «Оборонзаказ приносит нам около 50% годовой выручки, при этом в 2011 году ее объемы выросли по сравнению с 2010-м. На 2012 год объемы ГОЗ еще подросли».

Но все же подобные расклады – скорее исключение из правил, чем норма для субподрядчиков. «Большинство оборонных предприятий-контрагентов остаются в состоянии неопределенности. Уже три года в Минобороны продолжается реорганизация подходов к размещению ГОЗ. Сегодня идет повторение прошлого года: оборонных заказов на многих петербургских производствах не было в прошлом году и нет по сей день, – отмечает Радченко. – В результате ситуация на таких заводах, как „Алмаз“ (судостроение), „Светлана“ (производство электронной компонентной базы), „Звезда“ (дизелестроение) сложная. Этот список можно продолжать. Компаний второго и третьего звеньев, получивших заказы, пусть и в счет прошлого года, единицы».

«Прямой ГОЗ в текущем году, как и в прошлом, у нас на уровне нуля, а вот заказы с судоремонтных заводов для различных ремонтных работ появляются. Мы попали в число компаний второго круга, с которыми Минобороны не заключает контракты напрямую. Прямые ГОЗ заключаются с сотней головных предприятий, которые впоследствии заключают контракты со смежниками. А вот культура этих взаимоотношений на данном этапе отсутствует», – говорит председатель совета директоров завода «Звезда» Павел Плавник.

Самая главная проблема для предприятий – контрагентов головных исполнителей ГОЗ в том, что разрушена система прогнозирования и планирования. Ранее при Минобороны существовали технические управления, которые просчитывали, в каком объеме требуется продукция, какая нужна номенклатура, каковы потребности предприятий второго и третьего эшелонов, напоминает Плавник. Обладая такой информацией, заказчик взаимодействовал как с основным исполнителем, так и с его контрагентами. Теперь эта система разрушена. «Мы не понимаем, какая номенклатура оборонной продукции может быть востребована, в каком объеме и в какие сроки. Следовательно, нам сложно планировать свою загрузку, работу коллектива, инвестировать средства в развитие мощностей, – продолжает Плавник. – К примеру, в феврале 2011 года мы подготовили документы в Минобороны, провели все согласования по цене и номенклатуре для исполнения заказа на 300 млн рублей (заказ по стандартной схеме). А в августе нам сказали, что все вопросы нужно решать с головным исполнителем. Уже 2012 год, а мы так и не приступили к работе по этому контракту».

С другой стороны, в изменении принципов размещения оборонзаказов некоторые представители ВПК видят и отдельные плюсы. Так, при работе по схеме «головной исполнитель – субподрядчик» все проблемы финансирования ГОЗ, в том числе привлечения кредитов в случае задержки оплаты, становятся заботой «головника», а не смежника.

Отчасти поэтому непросто и головным компаниям, признает представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Кравченко. «Нельзя сказать, что прошлогодние сложности с контрактацией в рамках ГОЗ полностью преодолены. На уровне правительства, ведомств и хозяйствующих субъектов идет очень плотная работа по формированию нового механизма планирования, ценообразования, размещения, финансирования ГОЗ и контроля за его выполнением. Конечно, сочетание законодательного и нормообразующего процесса с необходимостью решать текущие проблемы ГОЗ 2012 года при отсутствии действующей правовой базы не способствует оперативному разрешению неизбежных противоречий, в том числе в сфере ценообразования», – объясняет он.

Найти нужный габарит

Есть проблемы, которые приходится решать всем без исключения компаниям ВПК – как головным исполнителям контрактов на поставку военных изделий, так и контрагентам. Речь идет о формировании цены на выпускаемую продукцию и рентабельности работы предприятий ВПК.

«Основная проблема ГОЗ – формирование цены. Сегодня рентабельность работы с оборонзаказом составляет 5-18%. Учитывая, что промышленное предприятие может развиваться лишь при рентабельности выше 25%, очевидно, что ГОЗ развиваться не позволяет. Кроме того, есть сложности с компенсацией затрат на опытно-конструкторские работы. „Климов“ постоянно вкладывает собственные средства в новые разработки, но регламента компенсации этих затрат за счет включения их в цену поставляемой техники не существует. Отсутствует площадка на уровне предприятий – исполнителей ГОЗ для взаимодействия с Минобороны. Сегодня это функция руководства корпорации, но оно занимается стратегическими вопросами. Координация текущей деятельности предприятий с заказчиком (Минобороны) должна быть перенесена на уровень самих предприятий», – считает Александр Ватагин. Такой же точки зрения придерживаются большинство участников ВПК.

Как замечает Алексей Кравченко, в сфере ГОЗ по изделиям с длинным циклом изготовления головные исполнители не имели рентабельности свыше 8-16%. «На подрядчиков второго и третьего уровней мы практически не можем повлиять, так как они не связаны положениями приказа №118 ФСТ от 18 апреля 2008 года в редакции 2010-го „Об утверждении методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем“. При таких условиях невозможны ни достоверный анализ ценовой структуры того или иного заказа в судостроении, ни пропорциональное снижение цен заказчиком под свои требования с учетом того, что доля самого „головника“ в конечной продукции – не более 20-25%, – рассуждает он. – Головным предприятиям премьер-министр и глава Минобороны обещали рентабельность до 30-35%, но пока этот показатель остается недостижимым, в том числе по вышеназванным причинам».

Что касается рентабельности контрагентов, то, на взгляд Павла Плавника, возможны разные ситуации. Например, когда необходимо обеспечить объем и есть недогруз технологических процессов, иногда приходится делать выбор: либо останавливать производство на месяц, либо работать в ноль. «Лучше, наверное, отработать в ноль, чтобы сохранить навыки и людей. Хотя, конечно, это неправильный подход. Но, по опыту последнего десятилетия, если при заключении ГОЗ рентабельность заявлялась на уровне 15%, то с учетом инфляции и реальных издержек чаще всего фактическая рентабельность составляла максимум 5%», – комментирует он.

По наблюдениям генерального директора группы компаний «АФК» Веры Консетовой, ценообразование по ГОЗ, основанное на фиксированных ценах при низкой оплате труда, исключении ряда расходов из затрат и низком уровне рентабельности, приводит к фактической убыточности заказов, особенно по продукции с длительным циклом производства, например в судостроительной отрасли.

Победить вакханалию

В целом приходится признать, что гордиев узел проблем вокруг ГОЗ затягивается все туже. Быстрые и непродуманные с точки зрения последствий решения только усугубляют ситуацию. Чтобы уйти от взаимных претензий Минобороны и поставщиков, которые продолжаются уже не первый год, необходимо создать понятную и прозрачную законодательную базу, которая поможет противоборствующим сторонам решать свои задачи не в ущерб государственным. Так, министерству предстоит перевооружить армию и обеспечить ее эффективным современным оружием, а предприятиям ВПК необходимо производить современные изделия, обеспечивать людей достойной зарплатой, развивать и модернизировать производственные мощности.

Для этих целей в начале 2012 года президиум правительства России одобрил законопроект «О государственном оборонном заказе» и проект федеральной целевой программы по развитию оборонно-промышленного комплекса до 2020 года. Планируется, что уже в мае текущего года Госдума рассмотрит законопроект в первом чтении.

Как пояснил заместитель председателя Комитета по промышленности Владимир Гутенев, в документе должны быть определены особенности размещения, основные принципы и методы госрегулирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. В частности, определен круг госзаказчиков, установлены основные обязанности исполнителей. «Предложения, которые мы подготовили, направлены на изменение законодательных подходов, с тем чтобы основные положения носили характер прямого действия», – цитирует его «Росбалт». В их числе регламентация порядка и сроков планирования оборонзаказа, установление жестких условий, обеспечивающих дисциплину заказчика и исполнителя, а также введение ответственности за несвоевременные заключение контрактов и их оплату, дополняет Гутенев.

Кроме того, предлагается вменить в обязанность госзаказчику размещать ГОЗ на очередной год не позднее февраля, а также обеспечивать его авансирование на уровне не менее 80% цены продукции. Как ранее отмечал Дмитрий Рогозин, этот документ должен разрешить проблемы при заключении военных контрактов, проявившиеся в минувшем году. В частности, законопроект предусматривает возможность корректировки цены на продукцию оборонных предприятий при заключении долгосрочных контрактов. Если срок поставок превышает три года, цена может меняться по ходу выполнения контракта, правда для утверждения новой цены того или иного изделия потребуется отдельное решение правительства.

Не забыть бы

В ОСК признают, что предстоит также создать полномочный орган планирования и государственного регулирования, координирующий и разрешающий разногласия между заказчиком и поставщиком продукции и услуг по ГОЗ.

Для ОСК в сфере ценообразования ГОЗ существуют два актуальных вопроса. Прежде всего речь идет о необходимости внесения изменений в ФЗ №94 в части возможности использования различных моделей цен, а не только фиксированных. Второй вопрос – необходимость формирования единой стратегии ценообразования, в основе которой будет не только технология ценообразования, но и определение субъекта ценообразования, его прав и обязанностей. Очень важная тема – определение «равноудаленного» органа, уполномоченного решать спорные вопросы.

Есть острая потребность в долгосрочном планировании ГОЗ на три-пять лет, отмечают в АПП, а при формировании цены на продукцию ВПК необходимо учитывать реальные данные по коммунальным платежам производств, размеру заработных плат по региону и т.д. Помимо этого необходимо проработать механизм компенсации процентных ставок по кредитам, привлекаемым исполнителем ГОЗ для его выполнения, причем не только для головных компаний, но и для контрагентов.

Необходимо перенастроить взаимоотношения между головными и смежными предприятиями. «В настоящее время все отдано на откуп головным, которые, по большому счету, не готовы к тому, чтобы информацию собрать, правильно использовать и своевременно организовать сотрудничество со смежниками. Мне кажется, эта проблема на сегодня наиболее серьезная, требующая непрерывного контроля, поскольку качественный и своевременный информационный обмен быстро не складывается», – размышляет Павел Плавник. Концентрация всего объема ГОЗ у головных исполнителей должна быть организована как важнейший процесс, который должен находиться под пристальным вниманием и ответственностью (далеко не только ценовой) госзаказчика. Одномоментное взваливание на «головников» ответственности за организацию отношений со смежниками – чрезвычайный риск, уверен он.

На «Климове» считают, что необходимо законодательно закрепить обязательное заключение контрактов по ГОЗ на следующий год в текущем году. А в идеале оборонзаказ должен контрактоваться на три-пять лет, чтобы предприятия могли планировать свою деятельность.

Все это только часть проблем, накопленных годами. Понятно, что в одночасье ситуация не может измениться кардинально. Но хочется надеяться, что постепенно предприятия оптимизируют свою деятельность, не только уповая на государство, которое поможет –  даст субсидии, льготы, но и за счет грамотного использования активов, постепенной замены оборудования, оптимизации процессов и грамотной кадровой политики.      

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №16 (562)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Время фиксировать ставку

    Ставки по депозитам продолжают стремиться вниз. На них давит и низкая инфляция, и снижающаяся маржа банков. В этой ситуации Альфа-банк предлагает 7% по накопительному счету

    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама