Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Политика

Веломэр на бронетранспортере

2012
Фото: Baltic- Review

Одного из самых популярных литовских политиков Артураса Зуокаса оппоненты часто обвиняют в популизме. Однако это не мешает ему уже несколько лет занимать пост столичного мэра. В начале года он зарегистрировал собственную партию TAIP (аббревиатура, образованная из слов «возрождение отечества и будущее»; по-литовски taip означает «да»), которая намерена участвовать в осенних парламентских выборах.

Свидетельство обострившейся политической борьбы – заявления президента Дали Грибаускайте и премьер-министра Андрюса Кубилюса о том, что в Вильнюсе крайне неэффективно организовано управление энергетическим хозяйством, поэтому горожанам приходится оплачивать огромные счета за отопление. «За год газ подорожал на 30%, а некоторые счета за отопление выросли на 200-300%», – процитировало издание Delfi главу государства, которая обвинила местное самоуправление (мэрию) в отстаивании интересов монополистов.

Парируя, мэр столицы привел данные о снижении расходов тепловой энергии по сравнению с предыдущими годами. В свою очередь, он обвинил правоконсервативное правительство Литвы в нежелании выделять средства на реновацию домов и развивать альтернативную энергетику. «Видимо, все деньги уйдут на строительство газового терминала», – съязвил вильнюсский градоначальник.

На самом деле энергетическая проблема в Литве серьезно обострилась после закрытия Игналинской АЭС. Страна стала еще больше зависеть от поставок российского газа, поэтому предпринимает попытки ограничить деятельность «Газпрома». Для этого планируется возвести морской терминал по приему сжиженного приемного газа, а также лишить российского монополиста его доли в активах литовской газотранспортной системы. Эти меры, а особенно объявленная национализация магистральных газопроводов, обостряют и без того непростые литовско-российские отношения.

Судя по всему, Зуокас предпочитает путь диалога. Буквально на днях он написал на своей страничке в социальной сети о том, что общался в Вильнюсе с главой администрации президента РФ Сергеем Ивановым. «Никто из литовских центральных властей не нашел времени, чтобы поговорить с влиятельным русским политиком. Наша встреча не была протокольной. Я встретил его в аэропорту и возил на такси, поэтому мы могли обсудить много тем: газпромовские цены и политику, судебный процесс („Газпром“ собирается защищать свои права на активы в международном арбитраже. – „Эксперт С-З“), АЭС в Калининграде, положение в России и многое другое», – рассказал мэр.

А на этой неделе в Санкт-Петербурге пройдут Дни Вильнюса, организованные правительством Петербурга и мэрией города-побратима. Программой предусмотрены в основном культурные мероприятия, но вильнюсский мэр наверняка воспользуется служебным положением, чтобы сделать свой город и страну еще более узнаваемыми.

Благодаря оригинальному способу борьбы с незаконными парковками Артурас Зуокас стал известен далеко за пределами родины. За лихой переезд бронетранспортером автомобиля «Мерседес» Зуокасу присудили Шнобелевскую премию, но зато о нем написала влиятельная New York Times, которая особенно выделила зеленое пространство Вильнюса и удобство проживания в городе. О том, зачем понадобилась такая социальная реклама, как в городе решается проблема общественного транспорта и жилищного хозяйства и что может столица Литвы предложить инвесторам, мэр Вильнюса рассказал петербургским журналистам.

Социальная провокация

– Стали ли жители Вильнюса парковаться более дисциплинированно после просмотров ролика с бронетранспортером?

– Прежде всего, город стал более узнаваемым в мире, ведь только в YouTube у ролика было около 8 млн просмотров. Кроме того, после такой социальной провокации, любителем которой я являюсь, активнее стали обсуждаться проблемы парковок. Велосипедисты и пешеходы теперь чувствуют себя на равных с автомобилистами, даже с теми, кто ездит на дорогих машинах. Ведь, к сожалению, чаще всего неправильно паркуются именно такие автомобили, например нередко стоят на полосах, предназначенных для общественного транспорта и велосипедов. Собственно, поэтому в ролике демонстрировался переезд именно «Мерседеса». Хотя должно быть иначе: если вы удачливый человек и состоявшийся бизнесмен, вам следует показывать пример вежливости другим. У вас не должно быть больше прав в зависимости от габаритов и цены машины.

Цель ролика состояла в том, чтобы повысить социальную ответственность автомобилистов, и нам кажется, мы этого добились. И еще я думаю, что даже острые конфликты следует решать с долей юмора.

Бесплатно – значит дорого

– В Таллине введен бесплатный проезд в общественном транспорте. Как вы относитесь к этой идее и как проблема развития городского транспорта решается в Вильнюсе?

– Жители Вильнюса поддерживают идею городского самоуправления сделать развитие общественного транспорта приоритетным. Для транспорта выделены отдельные полосы, в результате он не простаивает в пробках. Личных автомобилей стало намного меньше, поскольку это становится все более дорогим удовольствием. Мы как-то посчитали, что иные семьи тратят больше денег на машину, чем на своих детей. Это неправильный приоритет.

Парковки в центре города теперь платные, и автовладельцу въезд в центр города влетит в копеечку. Но это абсолютно правильно: неразумно восемь часов держать машину под окнами офиса. Все больше автовладельцев предпочитают ездить не поодиночке, и такую кооперацию можно лишь приветствовать: соседи больше общаются, да и пробок меньше. А у меня как мэра нет персонального автомобиля – для разъездов использую такси. Причем любой горожанин может вызвать именно «мою» машину, если она свободна.

Но очевидно, что невозможно наводить порядок лишь кнутом, ничего не предлагая взамен. Поэтому общественный транспорт необходимо сделать удобным и доступным по цене. Двойное остекление должно исключать шум внутри салона, который обязательно следует оборудовать системами отопления и кондиционирования. В транспорте должна звучать хорошая музыка, а его внешний вид – поднимать настроение. Даже марка имеет значение: мы предпочитаем покупать автобусы Mercedes и Volvo, чтобы каждый мог с гордостью сказать, что приехал на работу на дорогой машине.

 sever_565_037-1.jpg

В 2014 году мы организуем конкурс и начнем развивать трамвайное сообщение. Конечно, это будут новые трамваи, возможно, не похожие на традиционные модели. Среди проектов рассматриваются однорельсовый и безрельсовый трамваи, которые ездят на магнитной подушке. А вот от троллейбусов мы предполагаем избавиться, заменив их автобусами, работающими на электромоторе. Можно будет сэкономить на контактной сети, которая к тому же не украшает город.

Идею мэра Таллина сделать общественный транспорт бесплатным я не поддерживаю. Она выглядит красиво, особенно перед выборами. Но я не знаю других мест в мире, где практикуется бесплатный проезд (такая мера реализована в 36 городах мира. – «Эксперт С-З»). Кроме того, люди не привыкли ценить то, что достается бесплатно. Бесплатное на деле становится слишком дорогим. Мы дотируем общественный транспорт, и это большие суммы. Но доплаты из городского бюджета, видимо, будут существовать еще долгое время. Ведь цена должна быть приемлема для жителей и гостей, особенно когда мы «поджимаем» личный транспорт. Мы на правильном пути, поскольку в Вильнюсе растет число тех, кто пользуется общественным транспортом.

Кроме того, мы хотим, чтобы город стал таким же «велосипедным», как Амстердам или Копенгаген. Вскоре снова запустим программу бесплатного проката велосипедов, но теперь это будут электрические модели (несколько лет назад подобная программа провалилась. – «Эксперт С-З»). Я и сам езжу на работу на электрическом скутере, а в мэрии такие машины используются для поездок чиновников в рабочее время.

Агент приходит на дом

– Какие проблемы актуальны для городского хозяйства и как их решает мэрия?

– Средняя зарплата жителя Вильнюса – порядка 600 евро, из которых примерно 30% уходит на оплату коммунальных услуг. Поэтому очень важно в первую очередь уменьшить плату за отопление. Многие дома города построены в советское время, когда на экономию тепловой энергии просто не обращали внимания. Поэтому основная задача – запустить механизм реновации жилищ. Сегодня в Литве примерно 95% населения являются собственниками домов или квартир, и это один из лучших показателей в Евросоюзе. Но жильцы, особенно в многоквартирных домах, пока не осознают себя владельцами всего жилища. А ведь они должны отвечать за весь дом – подъезды, чердаки, подвалы и коммуникации. Мэрия предоставляет дотации на реновацию домов, но не в полном размере.

Государство в городе – Республика Заречье sever_565_037-2.jpg Фото: Павел Прохоров
Государство в городе – Республика Заречье
Фото: Павел Прохоров

Мы подготовили проекты для типовых домов, предусматривающие внедрение энергосберегающих технологий. Жители получают проект бесплатно. Модель финансирования такова, что кредит, который предоставляется им на реновацию дома, должен возвращаться из средств, которые экономятся на отоплении и при снижении других эксплуатационных расходов. Но пока существующими возможностями пользуются не очень активно.

Мы планируем создать специальное городское агентство, которое занималось бы реновацией домов. Оно будет само брать кредиты под гарантию городских властей, а жильцы станут компенсировать затраты на реновацию в рассрочку из квартплаты, например, в течение 20 лет. Агентство будет заказчиком, а работу должны выполнять частные строительные компании в рамках открытых тендеров. Конечно, ремонт домов в историческом центре обходится дороже, поэтому восстановление фасадов финансируется в основном из бюджета.

С почтением к инвестору

– Есть ли в Вильнюсе программы привлечения инвестиций, в том числе российских?

– Национальный бюджет слишком централизован, и мы чрезмерно зависим от решений правительства. Имея больше свободы и ответственности, мы могли бы зарабатывать намного больше. Но и сегодня стараемся создать для бизнеса режим наибольшего благоприятствования.

Например, тем, кто желает начать бизнес, мэрия назначает официального лоббиста, который имеет статус советника и помогает предпринимателям пройти все бюрократические барьеры. Кроме того, развиваем электронный документооборот, и вы можете по интернету отслеживать прохождение ваших документов по инстанциям. А еще чиновники самоуправления обычно привозят соответствующие разрешительные документы прямо в офисы к бизнесменам. Просто работники мэрии понимают, что они служат народу, а не самим себе.

Мы рады инвестициям из любых стран, и Россия, конечно, не исключение. В Вильнюсе успешно работают компании из Москвы и Петербурга, а семьи бизнесменов часто приезжают в Вильнюс на выходные.

Вильнюс – город многонациональный, и русский язык занимает в нем достойное место. Чаще всего молодежь выбирает его вторым иностранным языком в школе. Мои дети, например, так и сделали. Дочь даже участвует в олимпиадах по русскому языку. Я как мэр города поддерживаю тезис о том, что все жители должны знать английский и русский. А третьим иностранным языком может быть любой. В вильнюсские университеты приезжают учиться и из-за границы – из Польши, Белоруссии, России. У нас можно получить образование не только на английском, но и на русском языке.

Артурас Зуокас научил вильнюсцев правилам парковки sever_565_037-3.jpg Фото: ZUOKAS.LT
Артурас Зуокас научил вильнюсцев правилам парковки
Фото: ZUOKAS.LT

– Вы живете в районе, который называют Заречной республикой. Как возникла идея создать «независимое государство»?

– В середине 1990-х годов район Ужупис (Заречье) был ужасным и запущенным, здесь располагались промышленные предприятия. На одном из домов даже красовалась надпись: «Улица смерть». Но несколько энтузиастов, в числе которых был и я, решили бросить вызов городским властям и превратить район в место, пригодное для проживания.

Если власти тебя не замечают и ничего не делают, то почему бы не провозгласить независимость от них? Мы даже написали собственную конституцию, но главное – благодаря активным и творческим людям удалось кардинально изменить облик этого места. Сегодня Заречье называют вильнюсским Монмартром, здесь живут и работают художники, музыканты, ремесленники. Район стал дорогим и престижным, здесь действительно удобно жить.           

Вильнюс – Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №19 (565)



    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама