Живой город

Экономика Северо-Запада
Москва, 18.06.2012
«Эксперт Северо-Запад» №24-25 (571)
Георгий Полтавченко: «Спада объема инвестиций нет, но я бы акцентировал внимание на отсутствии качественных интересных инвестиционных проектов. Вот их мы и должны привлекать»

Фото: правительство Санкт-Петербурга

На этой неделе в Петербурге состоится очередной международный экономический форум. В городе на Неве вновь соберутся представители крупнейшего мирового бизнеса, государственных структур и общественных организаций. Несмотря на ежегодно задаваемые глобальные темы для обсуждения, много внимания в ходе форума уделяется развитию города – хозяина форума.

Команде губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко в ближайшие дни предстоит пройти серьезный экзамен, который покажет степень инвестиционной привлекательности Северной столицы, перспективы экономического и общественного развития города. При этом очевидно, что экзамен проходит в сложных условиях: в городе отменен ряд инфраструктурных проектов, отмечается снижение инвестиционных и налоговых поступлений. Губернатор признался в интервью «Эксперту С-З», что времена для экономики города наступают сложные, однако он считает, что качественные и масштабные действия Смольного по минимизации кризисных рисков позволят в итоге улучшить бизнес-среду.

Увидеть возможности

– В прошлом году по итогам форума в Петербурге были подписаны соглашения о реализации проектов примерно на 100 млрд рублей. Есть ли предварительные прогнозы по итогам форума-2012?

– Мы готовим к подписанию на форуме ряд крупных договоров, и я уверен, что итоговые показатели как минимум будут сопоставимы с прошлым годом, а при благоприятном развитии ситуации и превысят прежние. К примеру, будут завизированы соглашения по строительству в Петербурге завода Fiat. Изначально речь шла об инвестициях порядка 1,8-2 млрд рублей, теперь же сумма увеличилась до 30 млрд. Немаловажно, что Fiat не только строит завод, но и создает Центр исследований и развития. То есть дает возможность задействовать не только квалифицированных рабочих, но и петербургскую науку – разработчиков, технологов, конструкторов. Подпишем также документы по завершению строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД).

Но, на мой взгляд, для города главная цель на форуме – не подписать определенное количество договоров, а потом хвастаться суммой, а дать возможность потенциальным инвесторам, и в целом бизнес-сообществу, увидеть наш экономический потенциал, оценить перспективы работы здесь. Да, конкурентные преимущества Петербурга давно известны: географическое положение, высокий научный и технический потенциал, лояльное к инвесторам законодательство. Но важно донести это знание в ходе личных встреч, убедить инвестора выстраивать в городе свой бизнес.

Проведение форума способствует решению еще одной задачи, которую я считаю для себя как губернатора приоритетной, – увеличить количество приезжающих в Петербург туристов. Это важная доходная статья городского бюджета, поэтому мы намерены в краткосрочном периоде довести число туристов, прибывающих в Петербург, до 8-10 млн человек, при том что в настоящее время к нам приезжают порядка 5-5,5 млн туристов в год.

– Как в целом вы оцениваете экономическую ситуацию в Петербурге?

– Наверное, сообщу нерадостную новость, но город находится на неком переломном этапе. Достижения есть, благодаря им город является одним из ведущих экономических регионов страны. И это никто не сможет оспорить. Но время больших денег завершилось – крупные нефтяные компании в соответствии с новым законодательством уплачивают основную часть налогов по месту добычи сырья. Из-за нестабильности на глобальном рынке многие крупные потенциальные инвесторы пересматривают планы по размещению производств в России. Многие пока присматриваются к тому, как экономика страны сможет встроиться в условия Всемирной торговой организации. Есть и внутригородские вопросы: большие проблемы, к примеру, в жилищно-коммунальном хозяйстве – истекает срок службы коммунальной инфраструктуры. В общем, собирается очень серьезный пакет проблем.

– И как они будут разрешены? Готовите очередную антикризисную программу?

– Минувшие кризисы научили нас тому, что хорошие времена не длятся вечно, надо всегда быть готовыми к развитию событий по негативному сценарию. Поэтому у города есть скорее не антикризисные программы, а варианты работы в стесненных экономических условиях. Общее понимание, какие меры придется предпринять, есть, но необходимо увязать определенные детали. Думаю, увяжем их в рамках подготовки бюджета на 2013 год. Основные его положения очевидны: ни в коем случае не сокращать социально ориентированную часть бюджета и не срывать исполнение социальных программ.

Есть определенные опасения по наполнению доходной части, связанные в том числе с уходом нефтяных компаний. К слову, считаю решение о том, что сырьевые компании должны выплачивать основное тело налога на прибыль по месту производства, абсолютно справедливым. Но давайте согласимся с тем, что справедливость должна играть в обе стороны. Если мы теряем определенную часть доходов, значит, нужно изменить правила игры в других экономических сегментах. Я намерен обратиться к руководству страны с предложением пересмотреть структуру сбора акцизных налогов на производство автомобилей и табачных изделий.

В настоящее время львиная доля этих акцизов поступает в федеральный бюджет. В прошлом году он получил 148 млрд рублей от акцизов на автомобили и сигареты, в том числе порядка 55 млрд перечислили предприятия этих отраслей, расположенные в Санкт-Петербурге. Наше предложение: 50% сборов поступает в федеральный бюджет, 50% – в бюджет региона, где акцизы собираются. Это справедливо, так как именно регионы занимаются развитием промышленного сегмента, привлекают на свои территории компании, предоставляют им различные преференции. Если разделим сборы пополам, городской бюджет получит 25 млрд рублей, что в немалой степени покроет потери, которые мы несем от ухода «нефтяных» денег.

Очень большой резерв заложен в процедуре уточнения кадастровой оценки земли, по которой высчитываются налог на имущество и продажная цена земельных участков, принадлежащих городу. По федеральному законодательству, пересмотр этой оценки происходит каждые пять лет. На данный момент действует норма, которая принята в 2007-м, после ее пересмотра в текущем году появится возможность пополнить доходную часть за счет дополнительных поступлений налога на недвижимость и за счет продажи земли. И, конечно, необходимо более качественно работать с потенциальными инвесторами.

– Выступая перед депутатами Законодательного собрания, вы констатировали, что в городе падает количество новых проектов с участием иностранного капитала. В чем причина этого?

– Я анализировал тренд, который в итоге оказался краткосрочным. Назвал бы его застоем в инвестиционном процессе. Падение было объяснимым: здесь сыграли роль и уже упомянутые проблемы в еврозоне, и ситуация вокруг ВТО. Не будем забывать и о том, что в конце прошлого – начале нынешнего года страна прошла через выборный цикл, который всегда приводит к спаду инвестиционной активности, особенно иностранного бизнеса, по простой причине: не было ясности, в каком направлении будет развиваться экономика. Теперь ясность наступила, и сразу виден положительный эффект.

В 2011 году зарубежные инвестиции в экономику Петербурга выросли на 17%. По итогам первого квартала 2012-го инвестиции составили 1,6 млрд долларов, что в 2,7 раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. Спада объема инвестиций нет, но я бы акцентировал внимание на отсутствии новых качественных интересных инвестиционных проектов. Вот их мы и должны привлекать. Как один из позитивных примеров могу назвать переговоры с германской компанией MAN, которая осенью текущего года запускает в Петербурге первую очередь завода по производству грузовых автомобилей и автобусов. При этом помимо производственной площадки MAN зарегистрирует в городе дилерский и сервисный центры.

И наконец, хочу подчеркнуть, что мировое бизнес-сообщество не сомневается в инвестиционной привлекательности Петербурга. В апрельском докладе Всемирного банка наш город назван одним из регионов России, которые получат наибольшую выгоду от присоединения страны к ВТО. А опрос руководителей 500 крупнейших компаний мира показал, что наряду с Москвой Петербург входит в перечень городов, куда готовы «мигрировать» головные и региональные штаб-квартиры транснациональных корпораций.

С максимальным эффектом

– Ранее принято решение об отказе от интенсивного промышленного развития и плавном переходе к производству инновационной продукции. Каковы приоритеты города с точки зрения его постиндустриального будущего?

– Промышленность дает Петербургу свыше 29% валового регионального продукта, 36% поступлений в доходную часть бюджета и работу 17% трудоспособного населения. Приятно говорить, что Северная столица – культурный и научный центр. Да, постиндустриальные тренды проступают все более отчетливо. Но, на мой взгляд, в обозримой перспективе 20-30 лет промышленность в городе останется. Тем более что в ряде промышленных сегментов – судостроение, оборонный комплекс, машиностроение – мы занимаем ведущие позиции, и было бы глупо их сдавать. Но параллельно с развитием крупного промышленного сектора нужно обязательно поддерживать рост малого и среднего бизнеса, прежде всего инновационного. И развивать человеческий капитал.

 sever_571_032.jpg Фото: правительство Санкт-Петербурга
Фото: правительство Санкт-Петербурга

– Вы сторонник жесткого контроля за расходованием бюджетных средств. Однако не кажется ли вам, что отказ от реализации инфраструктурных проектов может негативно сказаться, к примеру, на транспортной ситуации в городе? Как найти баланс между экономической и фактической целесообразностью?

– Я сторонник не столько экономии, сколько того, чтобы каждый рубль был вложен в тот или иной проект с максимальным эффектом. При этом чем меньше вложено, тем лучше. Губернатор должен быть немного купцом – везде искать выгоду для региона. Если можно дешевле купить, но с тем же качеством, значит, надо покупать. Можно подороже продать – надо продавать. И все доходы в копилку – в бюджет.

Очевидного позитивного эффекта от строительства, например, Адмиралтейского моста над Невой я не увидел. Модель распределения транспортного потока меня не убедила. В жизни не бывает, как в мультфильме. Из-за отсутствия на левом берегу Невы соответствующей улично-дорожной инфраструктуры (а строить ее пришлось бы гораздо дольше, чем саму переправу) мы получили бы красивый мост, на котором машины стоят в пробках в обе стороны. Кроме того, на участке, где планировалось возвести мост, сложные условия для судоходства, а он бы еще больше ухудшил ситуацию, создав предпосылки для возникновения аварийных ситуаций.

Проблема Орловского тоннеля, если даже абстрагироваться от огромных затрат на его создание, в том же – в отсутствии внятного объяснения, что хорошего мы получим от этого проекта. Да, на правом берегу Невы станет красиво: транспортные развязки, эстакады. А на левом берегу тоннель выходит в район Смольного собора, где кругом сплошные памятники архитектуры и нормальных развязок не получится. И мы опять получим пробки.

Да, городу необходимо пять-шесть дополнительных переправ. Давайте дождемся завершения строительства в рамках ЗСД неразводного моста через Неву, который дополнит уже существующий вантовый мост, но с другой стороны города. Проведем анализ, как ЗСД влияет на транспортную ситуацию, и примем дальнейшие решения. Параллельно мы обязательно реализуем проект по организации непрерывного движения по трассам вдоль Обводного канала с выходом на ЗСД. Без финансовой поддержки федерального центра тут не обойтись, и правительство города уже обратилось за такой поддержкой.

При этом идея создания тоннеля под Невой окончательно не похоронена. Не исключаю, что когда-нибудь придется его строить. Но можно вывести тоннель не к Смольному, а куда-нибудь в район Лиговки, поближе к Московскому проспекту. На данный момент сложно предположить, сколько стоит такой проект, а также его технические условия. Очевидно, что строить подземные тоннели под всем городом в скальной породе, на которой построены Стокгольм и Хельсинки, гораздо проще, чем в наших грунтах. Но сам по себе такой проект был бы гораздо интереснее, чем предлагаемые ныне.

– Какова ваша позиция в отношении исторического центра Петербурга?

– Я категорически не могу согласиться с теми, кто требует вообще ничего в центре не менять. Мол, пусть дома стоят, пока сами не развалятся. Я таких людей не понимаю, они наш город не любят. Город – это живой организм, его нельзя превращать в мумию. Как бы мы ни хотели сохранить центр в первозданном виде, этого просто не получится, потому что Петербург – именно живой город, который подвержен постоянному воздействию, в том числе антропогенному. Я вырос во дворе-колодце и понимаю, что от ветхого фонда надо избавляться. Сносить не имеющие исторической ценности дома, разбивать вместо них скверы и парки, которых так не хватает. Строить паркинги, чтобы убрать машины с улиц. При этом, пока я губернатор, никому не позволю в центре города возводить здания из стекла и бетона, пусть и по самым современным проектам. Точно так же никакого строительства не будет на месте существующих парков и скверов. Будем считать эти участки неприкосновенным запасом.

Но, естественно, любое вмешательство должно быть обоснованным и законным. В настоящее время мы готовим программу по сохранению исторического центра города. Ее финансирование пойдет из трех источников: федеральный и городской бюджеты, а также частные инвестиции. В первую очередь инвестируем в модернизацию коммунальной инфраструктуры, расселение коммунальных квартир. В рамках программы будут специально предусмотрены условия для тех, кто прирос к центру сердцем, держится обеими руками за аварийное жилье и не хочет новую квартиру в новом районе.

– Вы анонсировали изменения в структуре правительства Петербурга с начала 2013 года. С чем это связано? Вы недовольны эффективностью работы ряда комитетов?

– Некоторые направления попросту выпадали из поля зрения городского правительства. Например, ко мне буквально с первых дней работы губернатором пошли жалобы представителей промышленности и малого бизнеса, что ими слабо занимаются. И когда встал вопрос о реформе организационной структуры, мы рассмотрели несколько вариантов, остановившись на том, который в итоге и анонсирован.

Комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговле, который будет реорганизован в начале 2013 года, уделял много внимания макроэкономике, стратегическому планированию, но часто забывал про реальный бизнес. Поэтому создается Комитет промышленной политики и инноваций – думаю, он сумеет обеспечить более тесный контакт с бизнес-сообществом. Организуем Комитет по развитию предпринимательства и потребительскому рынку. Посыл также очевиден: в правительстве города крайне мало внимания уделяется этому направлению. В Петербурге существует несколько общественных объединений малого бизнеса, которые борются не только со Смольным, но и друг с другом. Гораздо эффективнее было бы иметь некую единую территорию, чтобы обсуждать возникающие проблемы. И наконец третий комитет займется стратегическим планированием и экономическим развитием, получив дополнительную функцию контроля за исполнением стратегических концепций.

Развитие сферы туризма передано в Комитет по культуре. Обоснование простое. Мы – культурная столица России, в первую очередь наш город славен культурой, которая и привлекает туристов. Посмотрим, насколько удачной окажется подобная синергия. Если увидим, что туризм чахнет, выделим в отдельный комитет. Комитет по транспортно-транзитной политике объединим либо с Комитетом по транспорту, либо с Комитетом по транспортной инфраструктуре. Обеспечение транзита – безусловно, важная функция, но не думаю, что ее исполнение требует отдельного комитета. Особо подчеркну, что в ходе административной реформы численность государственных служащих не увеличится.

Без лукавства

– Через два месяца исполнится год с момента вашего вступления в должность губернатора Санкт-Петербурга. Чем запомнился вам этот год? Какие-либо проявившиеся тенденции стали для вас неожиданностью?

– Год пролетел незаметно. В целом ощущения позитивные. Есть некоторый дискомфорт от того, что многие действия правительства Петербурга, направленные на улучшение жизни в городе, воспринимаются частью экспертного сообщества, в том числе некоторыми журналистами, исключительно негативно. Хотя мы все ключевые решения, связанные с жизнедеятельностью города, его социально-экономическим развитием, широко обсуждаем с петербуржцами на этапе подготовки. Так было с Концепцией социально-экономического развития города до 2020 года. Запущен процесс обсуждения изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.

Для меня такой негатив стал немного неожиданным. Я всегда помню наш город доброжелательным. Возможно, сейчас мода такая – во всем, что делает власть, видеть один негатив.

– Вы все так же активно присутствуете в социальных сетях?

– Увы, свободного времени стало меньше, количество постов в Twitter сократилось. Тем более я не ожидал, что наберется такое огромное количество подписчиков. Отвечать стал меньше, люди обижаются. Но это не значит, что я меньше читаю обращения в мой адрес. Когда есть острые вопросы – соответствующие поручения даю. На официальном сайте Смольного появился мой блог, который во многом создан как раз для более четкой работы по обращениям граждан.

– Как вам роль публичного политика?

– Лукавить не буду – я не большой любитель открываться. Но уже давно работаю на должностях, которые подразумевают элемент публичности, и, можно сказать, свыкся с тем, что моя работа предполагает быть всегда на виду. Мне нравится работать губернатором. Это работа интересная и многогранная. Я всю свою жизнь служил – офицером, генералом, полпредом. Но служба родному городу на посту губернатора Санкт-Петербурга – самая интересная в моей карьере.  

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама