Лекарство опаснее болезни

Пятый угол
Москва, 02.07.2012
«Эксперт Северо-Запад» №26-27 (573)
Похоже, в понимании чиновников трудовые мигранты – это что-то вроде трудных подростков: их надо учить, опекать, водить в музеи и раздавать брошюрки

В 2011 году в Петербурге иностранным гражданам выдано почти 162 тыс. разрешений на работу, на 2012-й установлена квота 166 тыс. Еще 30-40 тыс. приезжих оформили патенты, дающие право работы по найму в частном секторе. Итого в Петербурге легально трудятся порядка 200 тыс. мигрантов, а общая цифра с учетом нелегалов составляет, по разным данным, 300-500 тыс. человек. То есть в среднем получается один гастарбайтер на 10-15 жителей.

О связанных с этим проблемах чиновники лишний раз стараются не вспоминать, однако и игнорировать такую массу народа на подведомственной территории в Смольном не могут. Определить приоритеты в области миграционной политики должна городская программа «Миграция» на 2012-2015 годы, основным автором и идеологом которой является обычно мало заметный Комитет по труду и занятости населения (КТЗН). Сама программа еще официально не утверждена, но уже разработан план мероприятий по ее реализации, ознакомление с которым производит своеобразное впечатление.

С одной стороны, предложенный план работы похож на десятки других документов такого рода – в администрации города на это существует определенный стандарт. Неважно, идет ли речь о наркоманах, мигрантах или детях-сиротах, – есть определенный набор мероприятий, без которых просто не обойтись. Это, например, создание рабочей группы, а лучше – нескольких. Как показывает практика, некоторые рабочие группы могут заседать годами, а результаты их деятельности оценить невозможно в принципе. Зато видно, что работа кипит, процесс идет и будет идти еще долго.

Помимо рабочих групп желательно создать хотя бы одно специализированное госучреждение, ведь, согласно законам Паркинсона, бюрократический аппарат постоянно стремится к воспроизводству и умножению самого себя. Но не стоит забывать, что внедрение дополнительного посреднического звена в цепочку между трудовым мигрантом и работодателем – а именно такую цель, судя по всему, преследует в данном случае КТЗН – значительно повышает коррупционную емкость процесса.

Еще один обязательный элемент любой программы – международное и межрегиональное сотрудничество, которое позволяет городским комитетам эффективно использовать фонд командировочных расходов. Следом, естественно, идут работа со СМИ (лишний PR еще никому не помешал), создание специализированных сайтов, выпуск огромного количества информационных и справочных материалов, разработка информационных систем и уникального программного обеспечения. Злые языки утверждают, что на подобные мероприятия, проводимые для галочки, можно безболезненно списывать значительные бюджетные средства. Так это или нет, но десятки нечитаемых сайтов и тонны бесполезной макулатуры производятся органами власти с завидной регулярностью.

Впрочем, если бы программа «Миграция» вообще ничем не отличалась от других подобных, о ней бы и писать не стоило. Однако отдельные пассажи заставляют заподозрить авторов документа то ли в особо изощренном чувстве юмора, то ли в полном отрыве от реальности. Так, согласно плану, для трудовых мигрантов необходимо организовывать курсы по изучению истории Петербурга, семейные экскурсионные программы с целью посещения музеев, театров и иных учреждений культуры. При попытке представить себе вереницу автобусов, везущих рабочих с ближайшей стройки, например, в Эрмитаж, воображение отказывает.

А ведь в планах еще и пропаганда среди мигрантов возможности культурного досуга, проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на социальную адаптацию иностранных граждан. Для полноты картины остается выделить отдельный льготный сектор на стадионе «Петровский» – и социальная адаптация будет быстрой и окончательной.

Шутки шутками, но обычных горожан наплыв приезжих не может не беспокоить, причем вовсе не в контексте национального вопроса, а на чисто бытовом уровне. Гости из ближнего зарубежья, приезжающие на заработки, готовы терпеть многие неудобства: плохие условия проживания, антисанитарию, отсутствие медицинской помощи. А вот жителям города такое соседство радости не доставляет.

Нельзя сказать, что городская программа никаких решений этих насущных проблем не предлагает, однако это тот случай, когда лекарство может оказаться опаснее болезни. Авторы щедро расписывают планы по организации медицинского и социального обеспечения мигрантов и их семей, строительству временного жилья, зачислению детей в образовательные учреждения и т.д. Планируется выделять субсидии государственным и некоммерческим организациям, которые возьмутся за их реализацию. Непонятно только, почему соответствующие расходы должны финансироваться за счет города, а не компаний, использующих иностранный персонал. Особенно в условиях рекордного для Петербурга дефицита бюджета и сокращения социальных расходов.

Но даже если не затрагивать финансовую сторону вопроса, подобная направленность миграционной политики порочна сама по себе. Работодатель привлекает дешевую рабочую силу, чтобы сэкономить на социальных платежах, а государство в результате вынуждено инвестировать в формирование инфраструктуры для приезжих огромные средства, вынимая их из кармана налогоплательщиков. Причем право на получение социальных благ выдается по факту приезда в город и не подразумевает встречных обязательств, не является стимулом для языковой, экономической, социальной адаптации. Фактически предлагается заложить за счет города фундамент будущего гетто. К чему это привело в Европе, известно. А у нас в условиях множества нерешенных социальных проблем конфликт тем более неизбежен.

Подобные метания из крайности в крайность в пределах одного документа говорят о том, что реального понимания существующих в этой сфере проблем у властей как не было, так и нет. При этом традиционное желание отдельных ведомств протолкнуть эрзац-решения и освоить бюджеты зачастую просто опасно. Потому что последствий некоторых своих предложений авторы, похоже, просто не представляют. И хорошо еще, если дело, как всегда, закончится казнокрадством и потемкинскими деревнями.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №26-27 (573) 2 июля 2012
    ПМЭФ-2012
    Содержание:
    Лик новой индустрии

    Новая волна индустриализации, которую Россия не намерена пропускать, развернет масштабную конкуренцию не столько за инвестиции, сколько за людей, которые способны освоить и приумножить их. И борьба будет серьезной, если учесть, что в ней участвуют не только развивающиеся, но и развитые экономики

    Реклама