Медленнее, но вверх

Русский бизнес
Москва, 02.07.2012
«Эксперт Северо-Запад» №26-27 (573)

Автомобильный рынок – неплохой индикатор общего состояния национальной экономики, он чутко реагирует на негативные тенденции. Во время экономического спада, а тем более кризиса спрос падает, люди сокращают потребление и откладывают покупку новых машин до лучших времен. С улучшением экономической конъюнктуры спрос вновь начинает расти.

В первые месяцы этого года российский авторынок рос достаточно активно. Однако в конце весны прогнозы осторожных экспертов начали сбываться и темпы роста снизились. До спада, как на европейском авторынке, пока далеко, но и на ускорение рассчитывать не стоит.

Европу лихорадит

Европейский авторынок показывает отрицательную динамику восьмой месяц подряд – по итогам мая продажи в Старом Свете снизились на 8,4%, до 1,15 млн машин. Как отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), среди крупных авторынков Европы рост показала только Великобритания (7,9%), тогда как в остальных странах зафиксировано падение – от 8,2% в Германии до 16,2% в Италии и Франции.

В мае впервые в этом году спад наметился на крупнейшем и одном из самых стабильных европейских авторынков – немецком. По данным немецкого отделения организации Federal Motor Vehicle, в мае в Германии реализовано около 290 тыс. новых автомобилей, что на 4,8% меньше, чем годом ранее.

На прошедшем в Москве семинаре «Инструменты для анализа и прогнозирования автомобильных рынков» управляющий директор BDW Automotive (IHS Group) Детлеф Боршайд заявил, что авторынок Германии в ближайшие годы ждет стабилизация на уровне 3,2 млн машин в год. В качестве оснований для такого прогноза он назвал старение населения и сокращение числа работающих. «В свою очередь, для немецкой молодежи автомобиль не является предметом статуса, тем более что в крупных городах владение личным транспортом теряет смысл, – добавляет Боршайд. – Все больше жителей страны пересаживаются на велосипеды и общественный транспорт».

Что касается перспектив российского авторынка, то по мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, его потенциал составляет 3,6 млн легковых машин в год, так что ему есть куда расти.

Сбавили темпы

В России продажи автомобилей увеличиваются уже 25 месяцев подряд, но темпы роста постепенно снижаются. Так, по статистике комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих машин (LCV) в январе-мае 2012-го увеличились на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – до 1,14 млн авто. За май в России продано 260,9 тыс. автомобиля, а рост составил всего 11%.

На петербургском авторынке также наблюдается рост, темпы которого постепенно снижаются. По информации аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб», в январе-мае 2012-го в Петербурге продано 79,5 тыс. новых легковых авто, что на 14%, или на 9730 машин, больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в мае в городе реализовано 18,2 тыс. автомобилей, что всего на 5%, или на 847 машин, больше, чем в мае 2011 года. Доля Петербурга на российском рынке остается почти неизменной – в январе-мае она составила 7%.

Несколько выше рынка увеличиваются продажи большинства премиальных брендов и корпоративные продажи. «Доля корпоративных продаж с начала года заметно выросла. С января 2012 года по настоящий момент объем таких сделок увеличился по сравнению с 2011-м на 120%. Эти изменения мы связываем прежде всего с выходом на рынок очень востребованного продукта – автомобиля Hyundai Solaris, с гибкой корпоративной и выгодной гарантийной политикой импортера, наличием специальных программ сервисного обслуживания корпоративных клиентов», – говорит руководитель отдела продаж дилерского центра Hyundai «Восток-Авто Бухарестская» (холдинг «Мега-Авто») Григорий Геращенко.

Все хотят

Согласно результатам майского опроса ВЦИОМ, настроения российских потребителей указывают на то, что авторынок имеет неплохой потенциал для дальнейшего развития. Приобрести новую машину в ближайшее время планируют 19% россиян, причем большинство из них (67%) – иномарку. В течение месяца покупку готовы совершить 1% опрошенных, 2% сделают это на протяжении шести месяцев, 5% рассматривают такую возможность в ближайший год и 11% планируют обзавестись новым автомобилем в ближайшие два-три года.

Большинство потенциальных покупателей новых авто – молодые люди 18-34 лет. Многие проживают в селах – 20%, менее 16% – в малых городах. Жители средних и крупных городов планируют приобретение машины в 19 и 16% случаев соответственно.

При этом часть потенциальных клиентов, проживающих в селах и малых городах, будет покупать автомобили у столичных дилеров. Руководитель отдела продаж дилерского центра «Ауди Центр Петроградский» (холдинг «Мега-Авто») Игорь Матейкович рассказывает: «Во втором квартале этого года доля региональных покупателей значительно возросла. Выбор в пользу покупки в дилерских центрах крупных городов они объясняют большим выбором автомобилей в наличии, разнообразием цветов и комплектаций, а также гибким ценообразованием, связанным с высокой конкуренцией между дилерскими центрами. При этом обслуживание машины покупатели планируют осуществлять в своем регионе».

Россияне приобретают авто в азиатском стиле, желая подчеркнуть свой статус, замечают эксперты. Граждане Москвы и Санкт-Петербурга готовы потратить на машину вдвое больше, чем жители других регионов. По словам заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгения Гонтмахера, подобные результаты – стандартный признак социального расслоения: «Доходы жителей крупных городов, и особенно двух столиц, в разы выше, чем в глубинке. К тому же у нас все еще продолжается, если можно так выразиться, период первоначального накопления капитала, когда богатые люди стремятся выделиться из общей массы и продемонстрировать свой статус. В Китае точно такая же ситуация, а вот в Европе эти времена уже позади».

Вместе с тем на авторынке проявляются и признаки повышения осторожности потребителей. Социологи ВЦИОМ отметили, что потенциальные покупатели в среднем планируют потратить на покупку нового автомобиля 129 тыс. долларов – на 400 долларов меньше, чем по итогам аналогичного опроса прошлого года. 46% опрошенных рассчитывают приобрести машину в кредит. Однако с учетом нарастания негативных тенденций в российской экономике реализация этих планов может оказаться под вопросом.

Смогут не все

Уже в середине лета можно ожидать очередного подъема цен на авто. К этому времени будут окончательно распроданы все запасы автомобилей 2011 года, которые дилеры отдают со скидкой, а в шоу-румы поступят машины нового модельного года. Многие производители к этому времени представляют новинки и обновленные версии тех или иных моделей. Даже без учета колебаний курса рубля повышение цен может составить в среднем 1-9%.

К тому же в последнее время рубль подешевел по отношению к американской валюте на 10%. Ситуацию осложняют не только дешевеющая нефть и другие глобальные риски, но и инфляционные ожидания, связанные с отложенным в связи с выборами повышением тарифов. Как поведут себя в этих условиях цены на автомобили, пока неясно.

Генеральный директор ГК «Мега-Авто» Дмитрий Зайцев проявляет сдержанный оптимизм: «Пока девальвация рубля, которая наблюдалась в последнее время, никак не отразилась на ценах на автомобили. Но изменения не исключены в будущем. Все зависит от того, как станут развиваться события».

Иностранные производители на данный момент проводят различную ценовую политику: одни привязали стоимость автомобилей к курсу доллара или евро, другие – нет. Компании фиксируют цены в рублях на определенный период: на квартал, полгода или год. Но их политика может быстро измениться при более резких колебаниях курса рубля.

Начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун в беседе с корреспондентом Autonews.ru прогнозирует повышение цен на иномарки: «Если рубль продолжит слабеть, избежать повышения стоимости иномарок не удастся. Пока, судя по нашему мониторингу, подавляющее большинство производителей цены не поднимают. Думаю, цены начнут повышаться, если курс достигнет отметки 33 рубля за доллар и останется на ней. На импортируемые машины цены поднимутся немного раньше и немного больше, чем на локально собираемые автомобили».

Напомним, что в августе прошлого года, когда курс рубля тоже начал снижаться, многие автопроизводители сразу заявили об изменении цен, желая обезопасить себя от повторения печальных событий 2008 года. Тогда, во время кризиса, рублевые цены на автомобили из-за падения курса национальной валюты значительно подняли все компании.

Еще одной проблемой для роста рынка может стать ситуация с автокредитами. В последние два года половина граждан России покупали машину в кредит. Такой повышенный интерес к услуге обернулся тем, что многие не рассчитали свои силы и не смогли платить по кредитам в срок. На начало мая 2012-го проблемная задолженность по автокредитам оценивается в 27,7 млрд рублей, тогда как в конце прошлого года этот показатель составлял 17,8 млрд. Рост долгов по кредитам за прошедшие с начала текущего года месяцы составил 55,6%. В число проблемных регионов, где доля задолженностей выше среднего уровня, входит и Санкт-Петербург.

Новая напасть

Госдума приняла в первом чтении поправки в законы «Об отходах производства и потребления» и «О безопасности дорожного движения», предусматривающие введение утилизационного сбора для производителей и импортеров легковых и грузовых машин. Если до конца сессии депутаты примут документ в трех чтениях, он вступит в силу уже 1 августа этого года.

Импортеры должны будут выплачивать сбор за ввозимые в Россию авто таможенным органам до выдачи ПТС, а местные производители – до государственной регистрации автомобилей. Законопроект освобождает от сбора производителей, «принявших на себя добровольные гарантийные обязательства по безопасной утилизации выпускаемых ими транспортных средств». Предполагается, что этой льготой смогут воспользоваться все отечественные производители. Физлицам придется платить за утилизацию только в том случае, если они сами ввозят иномарку в Россию.

Размеры и порядок уплаты сбора должно установить правительство РФ. По предварительным наметкам Минпромторга и Минэкономразвития, сбор за новую легковую машину может составить от 20 до 45 тыс. рублей. Для подержанных автомобилей будут применяться повышенные коэффициенты, которые могут увеличить сбор в четыре раза. Чиновники признают, что утилизационный сбор должен оградить российский автомобильный рынок от роста импорта новых и подержанных иномарок после вступления страны в ВТО.

Пока большинство специалистов сходятся на том, что утилизационный сбор если и повлияет на цены на автомобили, то незначительно. Сумма сбора не слишком велика и для новых импортных машин может нивелироваться снижением таможенных пошлин. Однако российский потребитель уже научен горьким опытом перемен и среагировал на возросшие риски роста стоимости автомобилей активизацией на вторичном рынке.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», число продаж автомобилей на вторичном рынке в январе-мае 2012-го достигло 2,2 млн, что на 20% больше, чем в январе-мае прошлого года. В 2011 году ситуация была противоположной: продажи новых машин динамично росли, а подержанных – стагнировали.

Российские потребители не готовы вслед за немцами пересаживаться на общественный транспорт и велосипеды и откажутся от личного автотранспорта, пусть даже подержанного, в последнюю очередь. Так что для спада объемов продаж автомобилей на российском рынке нужно что-то более весомое, чем легкая девальвация или утилизационный сбор.

Десятка марок – лидеров по продажам в Петербурге за январь-май 2012 года

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №26-27 (573) 2 июля 2012
    ПМЭФ-2012
    Содержание:
    Лик новой индустрии

    Новая волна индустриализации, которую Россия не намерена пропускать, развернет масштабную конкуренцию не столько за инвестиции, сколько за людей, которые способны освоить и приумножить их. И борьба будет серьезной, если учесть, что в ней участвуют не только развивающиеся, но и развитые экономики

    Реклама